Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка мероприятий по совершенствованию организации сбытовой политики на ОАО «МАЗ» –управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз».
В ходе выполнения дипломной работы изучены теоретические аспекты организации сбытовой политики, проведен анализ организации сбытовой деятельности на ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз», предложены направления и пути совершенствования организации сбытовой деятельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы методы исследования: систематизация и логическое обобщение, табличный и графический метод, сравнительный анализ.
Результаты работы могут быть использованы руководством ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз» в деятельности предприятия.
Внедрение разработок повысит эффективность сбытовой деятельности предприятия, что повлечет повышение уровня конкурентоспособности ОАО «МАЗ», повысит роль и качество маркетинга в деятельности предприятия, что в свою очередь привлечет в Республику Беларусь иностранную валюту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….

9
1.1 Понятие и сущность управления сбытом продукции…….………………
9
1.2 Контроллинг в системе сбыта…………………………………………….....
20
1.3Государственное регулирование экспортной деятельности предприятий в Республике Беларусь………………………………………………………….

25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ»………...
30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..
30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия…………
36
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……………………………...
43
2.4 Анализ экспортной политики предприятия………………………………..
49
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «МАЗ»…………………………...

58
3.1 Слабые и сильные стороны сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……….
58
3.2 Пути совершенствования сбытовой политики предприятия……………...
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

диплом по маз.docx

— 333.30 Кб (Скачать файл)

Коммерческий директор отвечает за организацию сбыта продукции и внешнеторговой деятельности, возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и анализ конъюнктуры рынка, разрабатывает долгосрочную стратегию маркетинга, определяет программу деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.

Технический директор проводит техническую политику, определяет основные направления в области технической подготовки производства, реконструкции и технического перевооружения производственных мощностей, разрабатывает перспективные направления развития объединения, координирует проведение работ по внедрению новой техники и технологии.

Финансовый директор осуществляет анализ и планирование экономической и финансовой деятельности предприятия, координирует политику в области ценообразования, учета и снижения затрат на производство и реализацию продукции, инвестиций на освоение новых изделий и техническое перевооружение, контролирует разработку и выполнение финансовых планов, целевого использования ресурсов, организует и совершенствует систему стимулирования труда.

Заместитель генерального директора по материально-техническому снабжению и комплектации отвечает за обеспечение производства сырьем и материалами, оборудованием и транспортом.

Заместитель генерального директора по качеству руководит Политикой завода по обеспечению качества продукции, руководит развитием и совершенствованием системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО, обеспечивает функционирование системы качества.

Заместитель генерального директора по кадрам, режиму, гражданской обороне и социальным вопросам обеспечивает комплектование подразделений завода кадрами руководителей, специалистов, служащих и рабочих, организует учет, подготовку и переподготовку кадров, координирует работу штаба Гражданской обороны, организует работу по поддержке социально-психологического климата в коллективе.

Заместитель финансового директора – главный бухгалтер руководит организацией бухгалтерского учета и отчетностью финансово-хозяйственной деятельности завода, осуществляет контроль за финансовыми, кредитными и расчетными операциями.

Вышеназванные руководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональные подразделения, которые обеспечивают выполнение руководством своих функциональных и должностных обязанностей.

Технологическая подготовка производства (далее ТПП) на Минском автомобильном заводе представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность производства, т. е. наличие на предприятии полных комплектов конструкторской и технологической документации и средств технологического оснащения, необходимых для выпуска заданного объема продукции с установленными технико-экономическими показателями.

Технологическая подготовка производства на Минском автомобильном заводе выполняется отделами главного технолога, главного металлурга, а также технологическими бюро основных цехов, в ведении которых находятся литейные, кузнечные, механические и сборочные цехи. Материальной базой для них служат инструментальный цех, технологические лаборатории, опытное производство.

До начала работ по ТПП проводится технологический контроль чертежей, который необходим для анализа и проверки запроектированных изделий (деталей) на технологичность их конструкций, правильность назначения классов точности обработки, рациональность схем сборки и т.д. Одним из направлений сокращения трудоемкости и продолжительности ТПП на Минском автомобильном заводе является использование технологической унификации и стандартизации. К основным ее направлениям относятся: типизация и нормализация технологических процессов; унификация технологической документации; групповые методы обработки деталей; унификация оборудования и технологической оснастки.

Одним из решающих направлений совершенствования ТПП на рассматриваемом предприятии является создание и эффективное использование автоматизированных систем, основанных на широком использовании ЭВМ.

По мере совершенствования автоматизированных систем технологической подготовки производства сокращается доля традиционных форм конструкторской, технологической, организационно-экономической и производственной информации. Возрастает доля информации на машинных носителях, магнитных лентах, дисках и др. В этом случае результаты проектирования технологии представляются в виде операционных карт, результаты синтеза траекторий движения инструментов – в виде расчетно-технологических карт, результаты проектирования средств технологического оснащения – в виде рабочих чертежей и конструкторских спецификаций, полученных на ЭВМ, графопостроителях и чертежно-графических автоматах только для осуществления контрольных функций.

Экономический эффект при автоматизированном проектировании достигается как за счет снижения трудоемкости самого процесса проектирования, так и за счет использования резервов в технологических процессах, таких как повышение качества изделий, уменьшение расхода инструментов, уменьшение отходов и т. п., а также за счет оптимизации принимаемых решений.

 

 

2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия

Произведем анализ финансового положения ОАО «МАЗ». Для этого привлекаются данные Формы №1 «Бухгалтерский баланс», Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», Формы №3 «Отчет о движении фондов и других средств», Формы №4 «Отчет о движении денежных средств», Формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», Формы №5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия».

По результатам анализа можно сделать вывод, что стоимость имущества и средств ОАО «МАЗ» увеличилась за 2012 год на 4995135 млн. руб. В значительной степени это увеличение обусловлено ростом необоротных активов, прирост которых за 2012 год составил почти 90 % от всего прироста. В значительной степени этот прирост обусловлен переоценкой основных средств и незавершенного строительства. В меньшей степени за отчетный период возросли оборотные активы. Также значительно изменилась структура имущества и средств ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз»: если в начале года соотношение необоротных  и оборотных активов составляло  58:42, то к концу года составило уже 84:16.

Об этом свидетельствует информация о составе и структуре имущества и средств ОАО «МАЗ» в 2012 году, которая приводится в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Анализ состава и структуры имущества и средств ОАО «МАЗ» в 2012 году

 

Состав имущества и средств ОАО «МАЗ»

На начало года

На конец года

Изменение за отчетный год

 

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Суммы, млн. руб.

Удельные веса, %

1.Необоротные активы всего

в т.ч.:

676295

58,2

5173975

84,0

+4497680

+25,8

1.1. Долгосрочные активы

675714

58,15

5168144

83,91

+4492430

+25,76

1.2.Нематериальные активы

581

0,05

5831

0,09

+5250

+0,04

2. Оборотные активы

486683

41,8

978645

16,0

+491962

-25,8

Всего активов

1162978

100,0

6158113

100,0

+4995135

-


Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Дальнейший анализ направим на изучение основных видов имущества и средств предприятия. Анализ состава и структуры необоротных активов ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз» представлен в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Состав и структура необоротных активов ОАО «МАЗ» в 2012 году

 

Состав необоротных активов ОАО «МАЗ»

На начало года

На конец года

Изменение за отчетный год

 

Сумма, млн. руб.

Удель-ный вес, %

Сумма, млн. руб.

Удель-ный вес, %

Суммы, млн. руб.

Удельные веса, %

1. Основные средства

506021

74,9

3728406

72,1

+3222385

-2,8

2.Незавершенные капитальные вложения

169665

25,1

1434069

27,7

+1264404

+2,6

3.Долгосрочные финансовые вложения

28

0,0

5669

0,2

+5641

+0,2

Всего необоротных активов

675714

100,0

5168144

100,0

+4492430

-


Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Результаты анализа необоротных активов показывают, что их стоимость возросла за 2012 год на 4492430 млн. руб.  В основном прирост обусловлен увеличением стоимости основных средств на 3222385 млн. руб. и незавершенных капитальных вложений на 1264404 млн. руб. Стоимость долгосрочных финансовых вложений возросла не столь значительно – на 5641 млн. руб. В структуре необоротных активов значительных изменений не произошло.

Анализ состава и структуры оборотных активов ОАО «МАЗ» в 2012 представлен соответственно в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 – Состав и структура оборотных активов ОАО «МАЗ» в 2012 году

 

Состав оборотных активов ОАО «МАЗ»

На начало года

На конец года

Изменение за отчетный год

 

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Суммы, млн. руб.

Удель-ные веса, %

1. Запасы и затраты

261980

53,8

754441

77,1

+492461

+23,3

2. Денежные средства, расчеты и  прочие активы, в т.ч.:

224703

46,2

224204

22,9

-679

-23,3

2.1 Денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения

11391

2,4

19917

2,0

+8526

-0,4

2.2. Дебиторская задолженность

213312

43,8

204317

20,9

-8995

-22,9

Всего оборотных активов

486683

100,0

978645

100,0

+491962

-


Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Анализ оборотных активов ОАО «МАЗ» показывает, что за  2012 год произошло их увеличение на 491962 млн. руб. В это увеличение целиком обусловлено ростом стоимости запасов и затрат на 492461 млн. руб. В то же время уменьшение стоимости денежных средств, расчетов и прочих активов на 679 млн. руб. снизило возможный прирост до 491962 млн. руб. Необходимо отметить, что за 2012 год снизилась сумма дебиторской задолженности на 8995 млн. руб., что является положительной чертой, и увеличилась сумма денежных средств на 8526 млн. руб.

Также произошли изменения в структуре оборотных активов ОАО «МАЗ»: доля запасов и затрат возросла на 23,3 %, доля дебиторской задолженности снизилась на 22,9 %, а доля денежных средств снизилась незначительно – на 0,4 %.

Анализ состава и структуры запасов и затрат ОАО «МАЗ» в 2012 году рассмотрен в таблице 2.4.

Информация о работе Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли