Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель данной выпускной работы: на основе современных направлений в управлении персоналом организаций разработать предложения по разработке и внедрению системы управления персоналом на предприятии ЗАО “_____________________”.
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:
- дать характеристику теоретическим и практическим подходам к построению системы управления персоналом в организации;
- проанализировать эффективность управления персоналом в ЗАО “___________________”;
- разработать предложения и рекомендации по формированию системы управления персоналом ЗАО “___________________”;
- разработать систему мотивации на предприятии ЗАО «__________________________».
Рассмотрим каждый из этих критериев:
ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ.
Коэффициент текучести кадров
Ктек =(Хсж + Хдпс)х100: S,
где Ктек - коэффициент текучести;
Хсж - общее число уволенных по собственному желанию за отчетный период;
Хдпс - общее число уволенных за нарушение трудовой дисциплины , прогулы, по судимости за отчетный период;
S - среднесписочная численность персонала за отчетный период (может служить
самостоятельным показателем , т.к. отражает количественный состав коллектива в динамике).
Чтобы узнать среднесписочную численность
за отчетный период необходимо первого
числа каждого месяца фиксировать
списочную численность
S = (S1+S2):2+(S2+S3):2+.....+ (S12+S1n):2)):12,
где
S - среднесписочная численность;
S1,S2,S3 ....S12 - списочная численность
на первое число каждого
S1n - списочная численность на 1 января следующего года.
Пределы «нормы» коэффициента текучести кадров, как показывает практика, колеблются от 3% до 5% в стабильной ситуации. Если он меньше 3%, то это можно расценивать как застой в коллективе. В таком случае необходимо искусственно «встряхнуть» персонал, например, найти повод для замены части сотрудников.
В рыночных условиях положение таково, что можно говорить только об относительной стабильности штата. Коэффициент текучести кадров при этом колеблется в пределах 5-9%. Особенно интересен этот показатель в динамике (за несколько отчетных периодов).
Если изобразить динамику текучести кадров в виде графика, то будет хорошо виден результат деятельности службы персонала. Повышение этого коэффициента от одного отчетного периода к другому говорит о снижении стабильности коллектива, недооценке потребностей работников со стороны руководства и кадровых служб, появлении негативных факторов, которые заставляют людей увольняться. Снижение коэффициента текучести, наоборот, свидетельствует об улучшении обстановки в коллективе и целенаправленном подходе в управлении кадрами.
Коэффициент текучести кадров можно
рассчитывать не только по всему персоналу
компании, но и по отдельным группам
сотрудников, например: молодежь до 30 лет,
рабочие, группы по возрасту, по полу и
т.д. Для этого необходимо фиксировать
списочную численность
Коэффициент интенсивности текучести кадров:
Кит = К тек гр: Ктек;
где
К ит - коэффициент интенсивности текучести ;
К тек гр - коэффициент текучести интересующей нас группы;
К тек - коэффициент текучести по всему трудовому коллективу.
Коэффициент эффективности, равный единице, - показатель, средний по рассматриваемому коллективу. Если этот коэффициент больше единицы, то интенсивность текучести у данной части персонала превышает среднюю , следовательно, группа “размывается” текучестью, а на это необходимо обратить внимание при разработке мероприятий, направленных на удержание сотрудников. При коэффициенте меньше единицы интенсивность текучести ниже средней, значит, группа относительно стабильна.
Коэффициент потенциальной текучести.
Показатель текучести можно
спрогнозировать путем
Кпт = n х 100: N,
где Кпт - коэффициент потенциальной текучести;
n - число сотрудников, выразивших в течение последнего года намерение уволиться;
N - общее число опрошенных.
Практика показала, что Кпт обычно больше коэффициента фактической текучести в 2 - 2,5 раза. При этом стоит помнить, что работник думающий об увольнении, менее эффективен из-за сниженной мотивации, чем тот, который настроен позитивно на деятельность в данной компании.
Коэффициент движения кадров.
Кдв = Х х 100: S;
Кдв - коэффициент движения кадров;
Х - общее число уволенных за отчетный период;
S - среднесписочная численность за отчетный период.
“Нормативы” коэффициента движения в рыночных условиях колеблются в пределах 10-12%.
Коэффициент стабильности коллектива.
Кс = n х 100: S,
где Кс - коэффициент стабильности;
n - число сотрудников,
S - среднесписочная численность персонала за отчетный период.
Оборот персонала.
Об = Х : П,
где Об - оборот персонала;
Х - общее число уволенных;
П - общее число принятых на работу.
Этот показатель означает отношение
числа уволенных к числу
ВОЗРАСТ И СТАЖ.
Средний возраст /стаж работников коллектива.
Фиксируются эти показатели, как правило, в конце отчетного периода и являются статичными. Вычисляются , как и любая средняя величина, по следующей формуле:
Х = Х1+Х2+ ........Хn,
S
где Х - средний возраст /стаж сотрудников коллектива;
Х1......Хn - возраст /стаж отдельных работников;
S - списочная численность
Снижении среднего возраста говорит об омоложении коллектива, повышение - о его старении.
Чем выше показатель среднего стажа, тем опытнее и стабильнее коллектив, и более сформированной является его корпоративная культура.
Показатели численности групп работников по полу и возрасту:
Д = n х 100 : S 1n,
где Д - доля наблюдаемой группы от списочной численности, %;
n - число сотрудников данной группы;
S - списочная численность на 1 января следующего за отчетным года.
Доля каждой возрастной группы в общей численности персонала компании показывает социально-демографическую структуру коллектива.
Группы принято формировать с разбегом в 5 или 10 лет. Такая градация связана с психофизическими особенностями людей разных возрастов.
Молодежная группа “до 18 лет” характеризуется социальной и психологической незрелостью, частой сменой установок при профессиональном самоопределении ; возрастная группа “19-24 года” - окончательным самоопределением в выборе профессии; “25-29 лет” - стремлением к усвоению новых знаний и опыта, связанных с профессией. В любом случае молодежь более мобильна, чем другие возрастные группы, стремится к самоопределению в социальном и личностном статусе.
В возрасте от 30 до 50 лет люди стремятся
достичь высот в
Возраст “50 - 54 года” у женщин и
“55 - 59 лет” у мужчин - это период
перехода к пенсионному возрасту,
когда снижается
Группа “старше 60 лет” имеет сниженный физиологический статус. Люди в этом возрасте чаще всего работают там, где не требуется физических усилий , например с документами или в научной сфере. Социологические опросы показывают , что пенсионеры в нашей стране работают в основном вынужденно, из-за низкого пенсионного обеспечения.
Увеличение или уменьшение численности
той или иной возрастной группы дает
возможность принимать
Кроме того, необходимо выделение групп и по половым признакам , так как практика показывает , что мужчины мобильнее женщин , чаще меняют места работы, реже соглашаются на неблагоприятные условия труда и невысокую заработную плату.
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
Общие показатели образовательного уровня.
Общий показатель образовательного уровня - доля от общей численности персонала тех, кто имеют высшее образование или среднее профессиональное образование. Этот показатель интересен и по группам - руководителей, специалистов, рабочих. Следует учитывать содержание деятельности сотрудников этих категорий. К примеру , в науке необходим высокий уровень образования. Чем менее содержательна сфера труда (например: грузчик, уборщица) - тем предпочтительнее невысокий уровень образования. Сотрудники с высоким образовательным статусом имеют и более высокий уровень притязаний , а это приводит к неудовлетворенности и снижении мотивации при их занятости несодержательным, с интеллектуальной точки зрения, трудом.
Коэффициент образовательного уровня
К обр = 1 - N нс : S;
где К обр - коэффициент образовательного уровня;
Nнс - число работников, имеющих незаконченное среднее образование;
S - среднесписочная численность.
Снижение этого показателя от одного отчетного периода к другому говорит о снижении образовательного уровня персонала.
Коэффициент повышения квалификации.
К пк = N пк х 100 : S;
где К пк - коэффициент повышения квалификации;
N пк - число лиц, повысивших квалификацию;
S - среднесписочная численность.
Уровень квалификации работников.
У = N оитр : N итр;
где У - уровень квалификации работников;
N оитр - число инженерно-технических работников с высшим и с средне-специальным образованием ;
N итр - общее число инженерно-технических работников.
Этот показатель можно вычислить и по другим группам работников.
Что касается повышения квалификации, то она должна быть регулярной, т.к. уровень полученных во время учебы знаний с годами снижается (через 5 лет “остается” всего до 10%). При целенаправленном выделении средств на мероприятия по повышению квалификации персонала необходимо равномерное их распределение. Например, в организации 500 человек выполняют идентичную работу. Для постоянного поддержания знаний коллектива на должном уровне необходимо , чтобы 2/3 сотрудников (примерно 350 человек) повышали квалификацию, минимум, раз в 5 лет, т.е. достаточно переобучить 70 работников в год. Предположим, на повышение квалификации одного человека расходуется в среднем 10 000 рублей . Тогда в год на 70 сотрудников понадобится выделить 700 000 рублей.
ПОКАЗАТЕЛЬ ПОТЕРЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ.
Общие потери рабочего времени складываются из очередных, дополнительных, учебных отпусков, отпусков без сохранения заработной платы, пропусков по болезни, из-за прогулов по невыясненным причинам. Выразить общие потери рабочего времени можно в человеко-днях и человеко-часах. Например, итог подсчетов за отчетный период может выглядеть так: 2/24/192, что означает 2 - человека пропустили 24 дня, или 192 часа.
Можно подсчитать общий показатель средних потерь рабочего времени на одного сотрудника:
N = T : S,
где N - средние потери рабочего времени в человеко-часах на одного сотрудника;
T - общие потери рабочего времени
по предприятию (подразделению)
S - среднесписочная численность предприятия (подразделения).
Чем выше общие потери рабочего времени в подразделении , тем менее эффективно оно работает. Относительно пропусков следует учесть, что по закону нормального распределения какое-либо явление , обнаружившее себя менее чем в 5% случаев, считается малозначимым. Поэтому в данной ситуации, если пропущено менее 5 % рабочего времени, не стоит применять санкции в адрес данного подразделения.
Используя показатели эффективности управления персоналом, можно спрогнозировать неблагоприятную ситуацию и вовремя организовать мероприятия, препятствующие развитию негативных факторов. Кроме того, показатели кадровой работы помогут и самим управленцам оценить свою деятельность.
В идеале: создаваемая нами служба
персонала нашей компании - это
подразделение, ответственное, наряду
с выполнением чисто “
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «
3. 1. Общие рекомендации по решению проблемы создания
эффективной службы персонала на данном предприятии.
В следствие того, что собственникам бизнеса стало понятно , что есть главное в управлении предприятием, а это - именно персонал (высокопрофессиональный и квалифицированный) намечен план мероприятий по созданию эффективной службы по управлению персоналом на предприятии, основными функциями которой будут:
Информация о работе Организация управления персоналом предприятия