Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:50, реферат
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Введение……………………………
Процедура введения в должность
Участники процесса введения в должность
§ 1. Перечень участников.
§ 2. Разделение ответственности между линейными руководителями и кадровыми службами
§ 3. Участие руководителя. …………..….3
Программа процесса введения в должность
§ 1. Предварительное посещение места работы
§ 2. Программа введения в должность
§ 3. Сокращенный вариант введения в должность
Адаптация нового работника
§ 1. Виды адаптации.
§ 2. Факторы адаптации
§ 3. Этапы адаптации
Обучение.
§ 1. Содержание процесса обучения………………………..9
§ 2. Оценка потребностей в обучении, определение приоритетов ………………………………………………………………..…….10
§ 3. Методы обучения………………….…...13
§ 4. Оценка эффективности обучения…………………….16
Заключение……………………………………….…..19
Литература………………………………....20
Службы адаптации
работника могут выступать как
самостоятельные структурные
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, по Кибанову А.Я., являются:
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
1. Выделение
соответствующего подразделения
(бюро, отдела) в структуре
системы управления персоналом.
Чаще всего функции по
2. Распределение
специалистов, занимающихся управлением
адаптацией, по производственным
подразделениям предприятия
3. Развитие наставничества, которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто.
Если говорить о конкретных мерах или этапах адаптации, то следует четко разграничивать функции непосредственного руководителя и менеджера по персоналу. Так, например, видят Базаров и Еремин распределение обязанностей в ходе подготовки и реализации программы ориентации:
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
непосредственного руководителя |
менеджера по персоналу | |
Составление программы ориентации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
Выполняет | |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
Таким образом, подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:
изучение и прогнозирование
конъюнктуры рынка труда,
наем и отбор персонала
с использованием
расстановка кадров по
отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
организация взаимодействия
с региональной системой
В обязанности профконсультанта входят:
1. Профессиональная консультация для работников предприятия.
2. Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии.
3. Участие в найме и отборе персонала.
4. Организация (совместно с
6. Организация оборудования кабинета профориентации на предприятии.
6. Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации.
7. Организация разработки профессиограмм.
8. Организация тематических вечеров для школьников.
9. Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления предприятия.
10. Организация в школах выставок литературы, посвященной выбору профессии.
11. Проведение группового обследования профессиональной направленности школьников.
12. Организация лектория для родителей школьников по вопросам профориентации.
13. Проведение в организации дня открытых дверей.
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.
2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.
3. Организация экскурсии по
4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем).
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).
6. Введение в коллектив,
Для реализации идеи горизонтальной адаптации к организационной культуре необходимо, чтобы "новичку" предоставлялась информация не только об организационной культуре компании, но и организационной культуре подразделения, в котором ему предстоит работать. Причем важно начинать эту работу на этапе отбора и найма, для того чтобы адаптант, имея еще статус кандидата, мог сформировать представление об организации и подразделении, в котором ему предстоит работать. Следовательно, важно формализовать действия сотрудников, ответственных за адаптацию новичка.
Общая ориентация нового работника к организационной
культуре предприятия
Индикатор ОК |
Ответственный (структурное |
Форма предоставления |
|
|
Экскурсия |
|
|
Объявление о вакансии |
Гимн, флаг |
Менеджер по персоналу |
Тренинг по адаптации |
|
|
Ориентационная беседа |
Корпоративные |
|
Ориентационная беседа |
|
|
Ориентационная беседа |
|
|
Ориентационная беседа |
|
|
Ориентационная беседа |
|
|
Ориентационная беседа |
Компетенции |
|
Ориентационная беседа |
|
|
Справочник сотрудника |
|
|
Справочник сотрудника |
|
|
Ориентационная беседа |
|
|
Ориентационная беседа |
Мифы |
Менеджер по персоналу |
Ориентационная беседа |
Стиль руководства |
|
Ориентационная беседа |
§ 3. Участие руководителя.
Значительная часть обязанностей по профориентации персонала лежит на непосредственном руководителе.
При индивидуальном введении в должность (которое, опять же, предпочтительнее группового, так как более эффективно и требует меньших затрат), непосредственный руководитель «поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, в том числе и неписаные, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета. Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации» .
Непосредственно
процесс адаптации также
В течение
первой недели руководителю желательно
ежедневно видеться с работником,
узнавать об успехах и помогать устранить
проблемы. Это позволит как можно
раньше (идеально в течение месяца)
полностью составить
Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором – оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем – смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.
Со всеми
этими выводами сложно не согласиться,
так как в современных
Сложно утверждать,
является ли концентрация адаптационных
функций в руках руководителя
положительным или
Социально–психологической адаптации руководителей также уделено много внимания у Веснина В.Р.
Адаптация сложна «прежде всего из-за несоответствия уровня их и новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований, и руководитель в сущности окажется в положении генерала без войска; в противном случае коллектив будет «стадом без пастуха». Процесс вхождения осложняется в том случае, если прежний начальник остается начальником более высокого уровня» .
Таким образом, в упрощенном варианте участниками процесса обучения являются:
Очевидно, что высшее руководство нести непосредственную ответственность за обучение персонала не может — его задача определять стратегическое направление.
Руководители
среднего звена непосредственно
работают только с линейными руководителями,
поэтому реальной ситуации в области
квалификации персонала они не знают.
У них нет полного
Таким образом,
только линейные руководители могут
непосредственно нести
Несмотря на то, что непосредственная ответственность определена, важно мнить, что обучение, как и любой другой бизнес-процесс, нуждается в поддержке высшего руководства. Вместе с тем, к сожалению, обеспечить такую поддержку достаточно сложно, так как большинство российских менеджеров считает главной своей задачей административное и техническое управление. Персоналом управляет непосредственный руководитель. Соответственно и ответственность за обучение работников несет тоже он.
Что же касается
роли подразделения по персоналу
в процессе обучения, то она определяется,
как и в других областях управления,
человеческими ресурсами, заведомо
высоким уровнем специальных
знаний, опыта, информации, которыми обладают
работники этих подразделений. Схематически
распределение ответственности
между линейными менеджерами
и отделом персонала