Основные цели и функции предприятия в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Успех товаропроизводителя на рынке предопределяется состоянием производства, которое изначально ориентируется на получение прибыли, наиболее полную реализацию экономических интересов. В прошлом командно-административная экономика с директивным планированием и централизованным распределением ресурсов по своей сути исключала предпринимательство.

Файлы: 1 файл

Основные цели и функции предприятия в условиях рынка.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

Многие предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:
• распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;
• неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;
• переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения предприятия оборотными средствами;
• многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;
• российский рынок стал насыщаться импортными товарами;
• государство на переходном этапе не создало необходимые условия для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не монополизирована, не работает система банкротства, не создана надлежащая рыночная инфраструктура.
Но переходный период в России характеризуется не только негативными последствиями, но и некоторыми положительными моментами.
К положи тельным моментам следует прежде всего отнести следующие:
• все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает покупателя. Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные перспективы социально-экономического развития страны;
• многие предприятия поняли, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучшение ее качества в условиях спада инфляции —единственно верное решение для обеспечения финансового благополучия;
• рынки насыщаются товарами, во многих сферах экономики появляется здоровая конкуренция;
• увеличивается число специалистов самого различного направления, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др.
Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созданы определенные условия для перехода к действительно рыночной экономике.

 

Глава 2

 

Основные функции и цели предприятия в условиях рынка

 

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия, отраслевой принадлежности, формы собственности, степени специализации и кооперирования, наличия коммерческой и социальной инфраструктуры.      
Производственное предприятие имеет внешнюю и внутреннюю среду.


Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работы, услуги).
Основу предприятия составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия.  
Для организации производственного процесса необходимы также средства производства: основные средства, с помощью которых изготовляется продукция, и оборотные средства, из которых создается эта продукция.
Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.
Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая, оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций.


Внешняя среда предприятия непосредственно определяет эффективность и целесообразность его работы (это потребители продукции, поставщики, конкуренты, государственные органы, население).
Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.
К числу поставщиков предприятия относятся организации и предприятия, поставляющие производственные компоненты; банки, поставляющие денежные ресурсы; научные и проектные организации, поставляющие научно-техническую информацию и проектную документацию.
Контроль исполнения законодательства осуществляю государственные органы.
Во внешней среде также активно действуют конкуренты, готовые в любое время полностью или частично занять место предприятия на рынке.

 

Как правило, основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Однако не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.


Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться и выполнять необходимые функции.
Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие "краеугольные камни" управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль

.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
- определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
- при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственная всем предприятиям само собой разумеющееся требования - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать "экономично".


Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами или путем отсрочки, или за счет получения кредита.


Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.


Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботится о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышение их жизненного уровня, создание благоприятного социально-психологического в трудовом коллективе;
6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.


Выработка успешной стратегии начинается с определения "миссии" фирмы, общей цели функционирование коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевание ранка, предприятие может с лихвой может возместить недополученную прибыль.
В современных условиях перед многими предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе является реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть "на плаву". Остается надеяться, что этот тяжелый период для экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят внимание на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

 

 

Глава 3

 

Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка.

Слово "фактор" трактуется как движущая сила, совершающегося процесса или одно из его необходимых условий.
В данном тексте под словом "фактор" понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка.
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.
В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.
Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает. [11]
Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства.
Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысилась утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации.
В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором - негативную.
Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:
1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
2) связанные с ускорением НТП, инновационной политикой предприятия;
3) связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
4) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
5) связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
6) связанные со спецификой производства и отрасли;
7) связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.


Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективны. Объективные - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.
Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.


Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и то внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:
1) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;
2) связанные с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
3) связанные с инфляционном процессом;
4) связанные с деятельностью государства.
В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Эффективность производства характеризуется целым рядом показателей. Одним из них является рентабельность.

Рентабельность -- показатель, характеризующий соотношение прибыли предприятия и затрат на производство продукции за определенный период времени. Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к затратам. Кроме рентабельности к показателям эффективности производства относятся:

показатели эффективности использования трудовых ресурсов;

показатели эффективности использования основных фондов;

показатели эффективности использования материальных ресурсов.

Среди показателей эффективности использования трудовых ресурсов основным является рентабельность персонала -- отношение полученной предприятием прибыли к среднегодовой численности промышленно-производственного персонала. Естественно, чем выше этот показатель, тем выше эффективность производства.

К показателям эффективности использования основных фондов относят фондорентабельность, фондоотдачу, фондоемкость. Фондорентабельность -- это отношение прибыли от основной деятельности к среднегодовой стоимости основных средств. Фондоотдача (активной части основных фондов) -- это отношение стоимости выпущенной продукции к среднегодовой стоимости активной части основных средств (т.е. основных средств, которые непосредственно задействованы в процессе производства). Фондоемкость -- это отношение среднегодовой стоимости основных средств к стоимости выпущенной продукции.

К показателям эффективности использования материальных ресурсов относятся:

прибыль на рубль материальных затрат -- отношение суммы полученной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к сумме материальных затрат;

материалоотдача -- отношение стоимости выпущенной продукции к сумме материальных затрат на ее изготовление; показатель помогает определить, сколько продукции создается из единицы материальных затрат;

материалоемкость продукции -- отношение суммы материальных затрат к стоимости выпущенной продукции; показатель определяет, сколько материальных затрат (сырья и материалов) фактически приходится на изготовление единицы продукции;

коэффициент материальных затрат -- отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем произведенной продукции;

коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат -- отношение индекса объема валовой продукции к индексу материальных затрат; показатель характеризует динамику материалоотдачи в относительном выражении и раскрывает факторы ее роста;

удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции -- отношение суммы материальных затрат к себестоимости выпущенной продукции; показатель определяет, какую долю в себестоимости продукции занимают материальные затраты. Эти показатели применяют и при определении эффективности использования всех материальных ресурсов, и при определении эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов, а также для определения материалоемкости как всей продукции, так и отдельных ее видов. Если показатели определяются для отдельных видов материальных ресурсов и отдельных видов продукции, то они называются частными.

Любой производитель стремится повысить эффективность своего производства, воздействуя на процесс производства различными способами. Эти способы являются факторами, оказывающими влияние на повышение эффективности производства. Их можно разделить на три группы:

1.факторы, обеспечивающие увеличение объема производства продукции за счет более полного использования производственных мощностей;

.факторы, обеспечивающие снижение затрат на выпуск продукции как за счет повышения производительности труда и эффективности использования материальных ресурсов и основных производственных фондов, так и за счет сокращения отходов и производственного брака;

3.факторы, обеспечивающие повышение средних цен реализации продукции.

Факторами, способствующими увеличению выпуска товарной продукции, являются:

-непосредственное повышение объема производства за счет более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов, а также средств труда;

-уменьшение остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.

Информация о работе Основные цели и функции предприятия в условиях рынка