Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:30, курсовая работа
В связи с этим главной целью работы является – разработка рекомендаций по улучшению мероприятий и путей совершенствования механизма финансового планирования на предприятии на примере деятельности ОГБУЗ «Демидовская ЦРБ».
Задачами исследования данной дипломной работы является:
рассмотреть теоритические основы и значение финансового планирования;
изучить принципы, состав и методы финансового планирования на предприятии;
проанализировать финансовое состояние предприятия на примере ОГБУЗ «Демидовская ЦРБ» на основе его долгосрочных, годовых, оперативных финансовых планов;
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии
1.1Экономическая сущность финансового планирования на предприятии
1.2 Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования на предприятии
1.3 Типы финансового планирования и виды планов
Глава 2. Системы финансового планирования ОГБУЗ «Демидовская ЦРБ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация финансового планирования на предприятия
2.3 Прогноз финансовых планов
Глава 3. Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии
3.1 Анализ организации финансового планирования на предприятии
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации финансовой работы по планированию
Заключение
Список использованных источников
При изучении системы финансового планирования нельзя не отметить ее тесную связь с системой финансового контроля на предприятии. Несмотря на то, что планирование и контроль — это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют и обусловливают друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля. Вот почему решая задачу совершенствования системы финансового планирования на предприятии, нельзя не оставить в стороне и систему финансового контроля.
Изучая систему финансового контроля, необходимо также, как и в случае с системой финансового планирования, рассмотреть элементы исследуемой системы. Систему финансового контроля целесообразно рассматривать как систему внутреннего финансового контроля, принимая во внимание тот факт, что объектом совершенствования в данной работе выступает система финансового планирования, замкнутая в рамках предприятия. [11, C.36]
К элементам системы внутреннего финансового контроля можно отнести:
элементы входа (информационное обеспечение контроля);
центры ответственности;
технику контроля (информационно-вычислительная техника и технология);
процедуры контроля;
среду контроля;
систему учета;
элементы выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) [2].
Информационная база внутреннего финансового контроля создается в процессе финансового планирования и затем используется в целях контроля в ходе исполнения финансовых планов. Техника контроля представляет собой содержание, внутреннюю сторону системы финансового контроля, поэтому, с нашей точки зрения, как и в случае с системой финансового планирования, она должна подлежать реформированию в первую очередь. Процедуры финансового контроля могут быть представлены в виде следующего алгоритма [11, C.38]:
Определение и документальное закрепление порядка деятельности конкретного состава работников в процессе планирования и контроля на предприятии.
Определение первичных документов, в которых отражаются данные об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации планов соответствующих финансовых или хозяйственных операций.
Выбор порядка движения документов.
Определение точек контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки наличия и состояния ресурсов предприятия; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление критических точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик.
Выбор методов проведения контроля.
Среда внутреннего контроля определяется как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить следующие [33, C.132]:
стиль работы руководителей (включая конкретные действия по организации на предприятии системы внутреннего контроля);
организационный статус отдела внутреннего контроля;
определение и документальное закрепление процедур контроля;
налаженность системы
изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям.
К внешним факторам, определяющим среду внутреннего финансового контроля на предприятии, относятся:
уровень развития экономики;
развитие законодательной базы;
налоговая политика государства;
соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органа ми контроля;
риск, присущий деятельности данного предприятия, и ряд других факторов.
Также важными элементами внутреннего финансового контроля являются применяемые на предприятии системы бухгалтерского и управленческого учета. Наряду с выявлением проблем в области финансового планирования на основе опыта работы консалтинговых фирм Беларуси был выявлен и ряд проблем в области финансового контроля. Так, было признано, что финансовый план только тогда будет являться эффективным инструментом управления, когда его выполнение можно оперативно контролировать на основе фактической информации, получаемой из управленческого учета. С другой стороны, организация самого финансового контроля на предприятии полностью зависит от порядка составления документов и всей схемы документооборота.Кроме того, было установлено, что для управленческого учета характерна низкая достоверность и оперативность получаемых данных, в том числе первичных учетных документов; территориальная удаленность подразделений предприятия; несоответствие системы аналитического учета задачам управления; нехватка человеческих и материальных ресурсов. [33, C.133]
Что же касается автоматизации финансового контроля, то данный процесс осуществляется в рамках уже разработанной системы бухгалтерского и управленческого учета, хотя очень часто учетные процедуры и регистры бухгалтерского и управленческого учета не совпадают.
Таким образом, реформирование определенных элементов системы финансового контроля приводит к реформированию соответствующих составляющих системы финансового планирования, а поэтому имеет смысл эти две системы объединить в одну.
Мировой опыт последних десятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планирования и управления предприятием становятся все более ориентированными на процессы. Основным понятием процессной методики является бизнес-процесс, т.е. целенаправленная последовательность операций и событий (например, процесс формирования комплексного финансового плана). Конечной целью такого подхода является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности предприятия. [32, C. 132]
Подводя итог, можно сформулировать
следующие направления
работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с выявления существующих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия;
систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всей системы планирования на предприятии, используя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов;
предприятие, в зависимости от наличия
у него тех или иных проблем
в области финансового
Стратегическое планирование должно включать разработку финансовой стратегии на долгосрочный период (3-5 лет) с определением перспективных целей развития инвестиционной, текущей, финансовой деятельности;
Текущее финансовое планирование должно предусматривать разработку согласованных между собой планов движения денежных потоков, денежных средств на счетах и в кассе, годового текущего финансового плана, валютного, кредитного и др.
Оперативное финансовое планирование на РУП «БелТАПАЗ» должно включать разработку платежных календарей по отчислениям в бюджет, по платежам поставщикам, по обслуживанию долгосрочных и краткосрочных ссуд и кредитов и т.д. Эти меры позволят укрепить финансовую дисциплину на исследуемом предприятии;
совершенствуя организацию финансового контроля на предприятии, необходимо также выявить проблемы предприятия в этой области и затем обозначить те элементы системы, которые подлежат оптимизации;
переход предприятия к построению своей деятельности на основе процессного подхода позволяет устранить недостатки, характерные для традиционной схемы организации.
Таким образом, очевидная взаимосвязь финансового планирования и финансового контроля свидетельствует о том, что для успешного функционирования единой системы нужна увязка целей и задач развития предприятия. А для этого нужно осуществить переход от традиционной схемы организации финансового планирования и контроля к использованию процессного подхода.
Заключение
Финансовое планирование — это
разновидность управленческой деятельности,
направленной на определение необходимого
объема финансовых ресурсов, их оптимальное
распределение и эффективное
использование с целью
Необходимость финансового планирования обусловлена относнтельно самостоятельным движением денежных редств по отношению к материально-вещественным элементам производства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство. Финансовое планирование позволяет свести к минимуму негативные последствия отрицательных внешних факторов, снизить трансакционпые издержки хозяйствующих субъектов, определить оптимальные объемы производства и продаж продукции, товаров и своевременно предусмотреть финансовые меры по обеспечению сбалансированности поступлений денежных средств с их расходованием.
Финансовое планирование на предприятии базируется на следующих его трех типах (системах):
стратегическое;
текущее;
оперативное.
Каждому из этих трех типов (систем) присущи определенный период и свои формы реализации его результатов
Анализ системы финансовых планов на предприятии РУП «БелТАПАЗ» показал наличие ряда проблем, препятствующих улучшению системы финансового планирования и финансового состояния в целом:
Отсутствие стратегического
Не разрабатываются
Нереальность отдельных
Функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов;
Низкая оперативность
Отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;
Несогласованность различных финансовых планов по целым разделам приводимых данных, что влечет за собой неразбериху, снижение оперативности и невыполнение плановых показателей и др.
На исследуемом предприятии в рамках финансового планирования разрабатывались только годовые финансовые планы.
Плановые показатели на 2004 год по доходам и поступлениям выполнен только на 93,60%, что причиной чему послужило недоплучение прибыли от реализации товарной продукции в размере 121 млн. руб. В части расходов и отчислений плановые показатели были перевыполнены в общей сумме на 44,2 млн. руб. или 7,52%, что и обусловило недовыполнение планового показателя общего объема финансовых ресурсов на 2004 год на 130,6 млн. руб. (23,94%).
Увеличение расходов и отчсилений по сравнению с планом обусловлено ростом отчислений в фонд потребления на 57,69%, ростом расходов на научно-исследовательские и конструкторские разработки на 11,27%, а также превышением запланированных к уплате из прибыли сумм в бюджет на 2,53%.
Таким образом, плановые показатели на 2004 год были разработаны с учетом внешних и внутренних факторов, однако при этом невыполнение ряда плановых параметров обусловило заниженные по сравнению с потенциально возможными результаты финансово-хозяйственной деятельности.
По мнению автора данной дипломной работы целесообразно осуществлять совершенствование финансового планирования на РУП «БелТАПАЗ» в следующих направлениях:
работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с выявления существующих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия;
систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всей системы планирования на предприятии, используя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов;
предприятие, в зависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансового планирования, должно делать акцент на определенные его функции, уделяя их реализации наибольшее количество сил и средств. При этом следует построить цепочку планов, разрабатываемых на долгосрочную, краткосрочную и оперативную перспективу, которые бы согласовывались по основным целевым показателям и плановым нормативам, а также характеризовали деятельность предприятия в разрезе ее инвестиционного, текущего, финансового видов;
Стратегическое планирование должно включать разработку финансовой стратегии на долгосрочный период (3-5 лет) с определением перспективных целей развития инвестиционной, текущей, финансовой деятельности;
Текущее финансовое планирование должно предусматривать разработку согласованных между собой планов движения денежных потоков, денежных средств на счетах и в кассе, годового текущего финансового плана, валютного, кредитного и др.
Оперативное финансовое планирование на РУП «БелТАПАЗ» должно включать разработку платежных календарей по отчислениям в бюджет, по платежам поставщикам, по обслуживанию долгосрочных и краткосрочных ссуд и кредитов и т.д. Эти меры позволят укрепить финансовую дисциплину на исследуемом предприятии;
Совершенствуя организацию финансового контроля на предприятии, необходимо также выявить проблемы предприятия в этой области и затем обозначить те элементы системы, которые подлежат оптимизации;
Информация о работе Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии