Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим главной целью работы является – разработка рекомендаций по улучшению мероприятий и путей совершенствования механизма финансового планирования на предприятии на примере деятельности ОГБУЗ «Демидовская ЦРБ».
Задачами исследования данной дипломной работы является:
рассмотреть теоритические основы и значение финансового планирования;
изучить принципы, состав и методы финансового планирования на предприятии;
проанализировать финансовое состояние предприятия на примере ОГБУЗ «Демидовская ЦРБ» на основе его долгосрочных, годовых, оперативных финансовых планов;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии
1.1Экономическая сущность финансового планирования на предприятии
1.2 Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования на предприятии
1.3 Типы финансового планирования и виды планов
Глава 2. Системы финансового планирования ОГБУЗ «Демидовская ЦРБ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация финансового планирования на предприятия
2.3 Прогноз финансовых планов
Глава 3. Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии
3.1 Анализ организации финансового планирования на предприятии
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации финансовой работы по планированию
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

раб. диплом похитайло.doc

— 839.50 Кб (Скачать файл)

Запланировано снижение материалоемкости на 2,5% за счет уменьшения затрат на покупные полуфабрикаты (-12%); на электроэнергию (-6,5%); теплоэнергию (-3,1%); на прочие затраты (-74,1%) (см. Приложение Е).

Эффект от реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целевых  параметров развития предприятия на 2005 год на микроуровне, позволит снизить издержки предприятия на 771781 тыс. руб. (см. Приложение Ж)

Снижение затрат на производство и  реализацию продукции позволит увеличить  балансовую прибыль на 45,0% по сравнению  с 2004 годом, которая составит 1270 млн. руб. против 876 млн. руб. в отчетном году, получит рентабельность продукции в размере 13,5%, что на 0,6% выше рентабельности в 2004г. (12,9%).

За счет увеличения балансовой прибыли  увеличится на 44,4% прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и составит 680 млн. руб. (против 471 млн. руб. в 2004г.), из которой 197 млн. руб. будет направлено в фонд накопления, 243 млн. руб. – в фонд потребления (против 123 млн. руб. в 2004 г.), 12 млн. руб. - в резервный фонд, 204 млн. руб. (против 148 млн. руб. в 2004г.) на пополнение собственных оборотных средств.

Финансовое состояние предприятия  будет улучшено за счет увеличения поступлений денежных средств от реализации продукции на 5987 млн. руб. или в 3,4 раза больше по сравнению  с 2003 годом, уменьшения удельного веса неденежных форм расчета до 30% против 68,6% в 2004 году, снижения общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих и других затрат и расходов предприятия, совершенствования технологических процессов, улучшения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, проведения и реализации комплекса маркетинговых исследований.

Были рассчитаны следующие финансовые коэффициенты:

Коэффициент текущей ликвидности (NR=1,7) составит в 2005 г. 1,68, что остается на уровне 2004 года;

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (NR=0,3) составит 0,3, что на уровне показателя в 2004 году;

Коэффициент восстановления платежеспособности (NR=1,0) составит 0,91, что на уровне 2004 года.

В целом же финансовый план на 2005 год  предусматривает снижение трудо-, энерго-, материалоемкости, одним словом затратности, товарной продукции, что позволит увеличить ее рентабельность на 0,6%. По-прежнему, нельзя считать достигнутый уровень рентабельности достаточным, чтобы осуществлять более активную инвестиционную политику по модернизации физически и морально изношенного производственного парка предприятия (его основных производственных фондов), а также внедрять новые технологии по управлению на предприятии. С точки зрения инвестиционной привлекательности считать вложение дополнительных финансовых средств в функционирование предприятия нельзя считать оправданным, поскольку уровень рентабельности ниже ставки процентного дохода по депозитному вкладу в белорусских рублях.

Итак, согласно разработанному текущему финансовому плану на 2005 год финансовое состояние РУП «БелТАПАЗ» должно улучшиться: увеличится объем реализации, выручки, прибыли, сократится величина дебиторской и кредиторской задолженности, будут осуществлены за счет средств амортизационного фонда меры по техническому перевооружению предприятия и др.

Годовой финансовый план формируется  под воздействием множества внешних  и внутренних факторов. К числу  важнейших из них следует отнести  инфляцию, структуру активов, способы  финансирования, уровень производственных запас.

 

2.4 Анализ оперативных финансовых  планов

 

Текущее финансовое планирование дает общую основу для управления финансами  на предприятии. Непосредственно в  процессе хозяйственной деятельности управление осуществляется на основании  оперативных финансовых планов, разработанных в виде платежного календаря.

У данного финансовой плана нет  стандартизированной формы составления, однако, он всегда состоит из двух разделов: планируемые денежные поступления  и денежные отчисления, расчеты.

На исследуемом предприятии не разрабатываются платежные календари, что, несомненно, снижает эффективность оперативного управления финансовыми ресурсами. Платежи осуществляются на основе заявок, поданных различными подразделениями предприятия.

Отсутствие платежного календаря  по инвестиционной, текущей, финансовой деятельности снижает эффективность организации и контроля финансовой дисциплины на предприятии, препятствует своевременному доведению плановых текущих заданий до непосредственных исполнителей.

Отсутствие платежных календарей и оперативных планов влечет нарушение договорной дисциплины в части взаиморасчетов платежа, следовательно, рекламации, а значит уплату пеней, неустоек. Внеплановые платежи требуют изыскания в краткосрочном периоде кредитных ресурсов, что увеличивает себестоимость реализуемой продукции. При этом ввиду отсутствия оперативного плана денежных потоков недостаточно четко отслеживается дебиторская задолженность, что также влияет на наличие ликвидных оборотных средств и платежеспособность предприятия.

Подводя итоги анализу системы финансовых планов на предприятии РУП «БелТАПАЗ», становятся очевидными явные пробелы в финансовом планировании на предприятии, что, в свою очередь, снижает эффективность финансового менеджмента.

Налицо ряд проблем, препятствующих улучшению финансового состояния:

Отсутствие стратегического управления финансами и разработанной долгосрочной финансовой стратегии на предприятии;

Не разрабатываются оперативные  финансовые планы (платежные календари), снижается финансовая и платежная  дисциплина, что влечет за собой отсутствие оборотных средств в краткосрочном периоде;

Нереальность отдельных плановых показателей. Это, в первую очередь, касается планируемой доли денежных средств в расчетах, заниженных сроков погашения дебиторской задолженности, увеличенных потребностей в финансировании. Основная причина этому - функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов;

Низкая оперативность составления  планов, связанная с отсутствием  четкой системы подготовки и передачи плановой информации между отделами, длительностью процедуры согласования планов, недостатком и недостоверностью информации;

Отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;

Несогласованность различных финансовых планов по целым разделам приводимых данных, что влечет за собой неразбериху, снижение оперативности и невыполнение плановых показателей и др.

Многие причины возникновения  проблем в области финансового  планирования связаны с отсутствием  организации самого процесса планирования. Причинами этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций.

Для исследуемого предприятия также характерно отсутствие целой системы планов.

Стратегическое финансовое планирование вообще отсутствует, что снижает  целеполагание финансового менеджмента  на долгосрочный период. Отсутствуют  планы реализации выпускаемой продукции, прогнозный баланс активов и пассивов, график достижения безубыточности, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, разработанные на долгосрочную перспективу.

В текущем финансовом планировании не применяются

-план движения денежных средств  на счетах в банках и кассе (платежный баланс);

- валютный план;

- кредитный план.

Оперативные финансовые планы также  отсутствуют на предприятии как  таковые. Не разработан платежный календарь  по предприятию в целом и по отдельным видам деятельности завода (текущей, инвестиционной, финансовой)

Наряду с улучшением экономических  результатов хозяйствования наблюдается  ряд проблем в управлении финансами  предприятия, что обусловлено не достаточно скоординированной системы  финансового планирования.

 

3. Основные направления совершенствования организации финансового планирования

 

3.1

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое  обоснование их целесообразности, последующее  планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых  конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Основными объектами  бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой  бизнес-проект должен иметь соответствующий  бизнес-план обоснования оптимальных  показателей производства и продажи  товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта. [5, C.125]

Бизнес-планы являются для отечественных производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования.

Бизнес-планы разрабатываются  на различные инновационные объекты  или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.

Выбранная социально-экономическая  цель фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной  или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом  бизнес-плане.

На вновь создаваемые или открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг.

На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с  целью достижения соответствующих  стратегических, тактических или  оперативных направлений или  задач, связанных с дальнейшим развитием  производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д.

При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может  быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий.

При значительном спаде  производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.

Бизнес-план представляет собой, по определению И. В. Липсица, документ, который описывает аспекты  будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно  может столкнуться, а также устанавливает способы их решения [5. С. 125]. Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы.

Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы.

Совместное участие  в составлении бизнес-планов экономистов  и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов.

В период становления  рыночных отношений среди отечественных  экономистов стала распространяться теория о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и национальную специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения.

В этих условиях деловое  планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической  цели до ее полной реализации на соответствующем рынке.

Информация о работе Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии