Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим главной целью работы является – разработка рекомендаций по улучшению мероприятий и путей совершенствования механизма финансового планирования на предприятии на примере деятельности ОГБУЗ «Демидовская ЦРБ».
Задачами исследования данной дипломной работы является:
рассмотреть теоритические основы и значение финансового планирования;
изучить принципы, состав и методы финансового планирования на предприятии;
проанализировать финансовое состояние предприятия на примере ОГБУЗ «Демидовская ЦРБ» на основе его долгосрочных, годовых, оперативных финансовых планов;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии
1.1Экономическая сущность финансового планирования на предприятии
1.2 Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования на предприятии
1.3 Типы финансового планирования и виды планов
Глава 2. Системы финансового планирования ОГБУЗ «Демидовская ЦРБ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация финансового планирования на предприятия
2.3 Прогноз финансовых планов
Глава 3. Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии
3.1 Анализ организации финансового планирования на предприятии
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации финансовой работы по планированию
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

раб. диплом похитайло.doc

— 839.50 Кб (Скачать файл)

Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование  вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую  оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.

Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на отечественных предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования. [35, c.392]

Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного  или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия  или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Во-вторых, бизнес-планы  разрабатываются на проекты, четко  очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над  данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет. [5, C.126]

В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.

В-четвертых, бизнес-планы  разрабатываются непосредственно  под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики  линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.

В-пятых, отечественные  специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на отечественных предприятиях недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями. [5, C.127]

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия  в рамках финансового планирования сводятся к решению следующих  вопросов:

какой вид продукции  или какое новое дело выбрать  для выхода на отечественный и  зарубежный рынок;

каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

какие ресурсы и  в каких количествах потребуются  для организации бизнес-проекта;

сколько будут стоить необходимые ресурсы и где  найти надежных поставщиков;

каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как  на нее повлияют конкуренты;

какими могут быть общие доходы и как их следует  распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

каковы будут показатели эффективности производства и как  их можно повысить.

На начальных этапах составления бизнес-планов на те или  иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных  расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели [5, C.127]:

общие исходные данные и условия выполнения проекта:

рынок сбыта продукции  и производственная мощность;

материальные факторы  производства и требуемые ресурсы;

местонахождение предприятия  и транспортные связи;

проектно-конструкторская  документация;

организация предприятия  и накладные расходы;

потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;

планирование сроков осуществления проекта;

финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических  расчетов.

К основным расчетам по прогнозированию финансово-хозяйственной  деятельности производства (предприятия) относятся: расчет чистой прибыли от реализации продукции; расчет потока денежных средств; проектно-балансовая ведомость.

Указанные сведения оформляются  в виде таблиц и входят в приложения к бизнес-плану. [5, C.127]

В случае реализации проекта на действующем предприятии прогнозирование денежных потоков выполняется в двух вариантах: до реализации проекта и при его осуществлении. При таком подходе учитываются предполагаемые изменения выручки, прибыли и затрат.

Для проектов, реализация которых не оказывает влияния на действующее производство, применяется метод прогнозирования денежных потоков для данного проекта без оценки действующего производства. Объектом анализа являются лишь те изменения, которые вызваны принятием или отклонением проекта (концепция прироста). При этом рассматривается не номинальное значение экономических показателей проекта, а только разность между новым значением и существующим до принятия проекта.

Расчет чистой прибыли  от реализации продукции оформляется  в виде таблицы. В данной таблице отражается ежегодно образующаяся прибыль или убытки. Для анализа безубыточности выделяются переменные и постоянные издержки. В распределении прибыли показывается объем прибыли, который используется на погашение долгосрочной задолженности, рефинансирование, поддержание социальной сферы и т.д.

Прогнозирование потока денежных средств производится исходя из притоков денежных средств от операционной (производственной), инвестиционной и  финансовой деятельности предприятия  и их оттоков по годам реализации проекта. Распределение во времени потока средств (поступления от продаж, долгосрочные и краткосрочные ссуды и т.д.) должно быть синхронизировано с расходами (оттоком средств), связанными с инвестициями, эксплуатацией предприятия и финансовыми обязательствами. При этом не допускается как излишек финансовых накоплений (неиспользуемых, но требующих уплаты процентов), так и дефицит финансовых средств. Поток денежных средств оформляется в виде специальной таблицы.

Проектно-балансовая ведомость  содержит основные статьи, такие, как стоимость основных фондов и текущих активов (запасов сырья и материалов, счетов к получению, незавершенного производства и готовой продукции), а также акционерного капитала (собственного), долгосрочных и краткосрочных обязательств, которые требуются для бесперебойной работы производства (предприятия). Данная ведомость оформляется по макету таблицы.

Итак, для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация.

Таким образом, бизнес-план является документом, отражающим в  концентрированной форме ключевые показатели инвестиционного проекта  создания нового предприятия, разработки и продвижения нового продукта, развития нового направления уже существующего бизнеса. При этом основной его целью является технико-экономическое обоснование целесообразности привлекаемых инвестиционных ресурсов.

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию  организации финансовой работы  по планированию

 

Для того чтобы разработать механизм совершенствования организации финансового планирования на отечественных предприятиях, необходимо, прежде всего, выделить проблемы, существующие на современных отечественных предприятиях в этой области, и объекты совершенствования.

Многие причины возникновения  проблем в области финансового  планирования, указанные в п.п. 2.4., связаны с отсутствием организации  самого процесса планирования. Причинами  этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций.

Для решения упомянутых проблем  в области финансового планирования необходимо определить, с какими элементами системы финансового планирования они в наибольшей степени связаны и какие инструменты могут быть использованы для их решения. [11, C.34]

Анализ практики финансового планирования на исследуемом предприятии показывает, что зачастую проблемы лежат в  области определения основных функций финансового планирования на предприятии.

По мнению автора дипломной работы, организация финансового планирования может быть успешной только тогда, когда:

происходит координация интересов  различных служб в процессе разработки плана и его реализации;

создается единый порядок действий для всех работников предприятия;

действует система мотивации, направленная на эффективное использование материального  и интеллектуального потенциала предприятия;

весь процесс планирования разбивается на отдельные модули, что существенно упрощает процесс разработки и реализации плана, а также контроль за его выполнением;

разработана система документооборота, смысл которой заключается в  том, что на ее основе можно получить объективное представление о производственно-хозяйственной деятельности на предприятии;

существует взаимосвязь между  долгосрочными и краткосрочными планами в целях нахождения оптимального решения в условиях ограниченного  альтернатив использования ресурсов;

составляемые на предприятии планы сбалансированы между собой.

Таким образом, только в результате реализации этих функций на практике можно говорить о постановке и  организации эффективного финансового  планирования на предприятии.

Для построения эффективной системы  финансового планирования на предприятии важно определить не только функции, но и методы планирования. Методы планирования (так же как и организация плановой работы на предприятии, представленная в системе финансового планирования элементом «персонал, занятый планированием») относятся к внешней стороне финансового планирования и непосредственно связаны с организацией этого процесса на предприятии. [11, C.35]

К внутренней стороне финансового  планирования относятся средства обоснования  плановых решений. Эти средства помогают ответить на вопрос, каким образом планировать, и составляют ядро системы планирования. Они могут иметь различную степень формализации. Некоторые из них доведены до уровня экономико-математических моделей и имеют программное обеспечение, другие характеризуются слабым описанием как самого метода, так и алгоритма его применения.

Следующим элементом системы финансового  планирования, требующим рассмотрения, выступает процесс планирования. Процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность этапов, выполняемых при составлении плана. Таким образом, при диагностике данного элемента системы на предприятии необходимо выяснить, соблюдается ли последовательность этапов процесса, и если нет, то необходимо выявить причины отклонений и провести соответствующие мероприятия по внедрению алгоритма планирования на предприятии.

На первом этапе обосновываются цели, определяющие функции и методы планирования. Они задают также критерии принятия плановых решений и контроля за ходом их реализации. На этапе  анализа проблемы определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечный сценарий. Далее, среди возможных вариантов решения предложенного сценария выбирается наилучший, после чего производится оформление планового решения и начинается его реализация. В ходе контроля фактически полученные результаты сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и выясняются причины отклонений факта от плана. Результаты такого анализа используются при корректировке целей планирования. [17, C.51]

С точки зрения автора дипломной работы, при совершенствовании системы финансового планирования на предприятии нужно идти от содержания к организации, а не наоборот. Поэтому перед предприятием должна, прежде всего, ставиться задача реформирования внутренней стороны системы. [32, C.131]

Еще одним важным элементом системы  финансового планирования выступают  средства, обеспечивающие процесс планирования. Они позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.

Информация о работе Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии