Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:26, курсовая работа
Любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху.
Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I.
Теоретические основы структурообразования ……………………………5
1.1. Организационная структура, как основа структурообразования
компании …………………………………………………………………..5
1.2. Глобальная цель организации и цель функционирования определенных
подразделений.…………………………………………………………...14
1.3. Понятие дерева целей организации………………………………………17
1.4. Применение метода экспертных оценок для построения дерева
целей.………………………….................................................................20
Глава II.
Основы структурообразования компании на примере работы предприятия – рекламное агентство ООО «Мир»………………………………………..27
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия……………….27
2.2. Цели и задачи предприятия …………………………………….................28
2.2.1. Дерево целей компании ООО "Мир"…………………………………...28
2.2.2. Цели и задачи рекламного агентства ООО «Мир»……………………..30
2.3. Анализ организационной структуры предприятия……………………….31
2.4. Анализ внешней среды……………………………………………………..36
Заключение ……………………………………………………………………..43
Список используемой литературы …………………………………………..46
Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации;
Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации;
Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;
Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию её достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать её, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди;
Совместность предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели – долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместности целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместности требуют цели роста и цели поддержания стабильности;
При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер, тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе.
Так как покупатели (еще один субъект влияния на организацию) играют в настоящее время ключевую роль для выживания организации, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта.
Также при установлении
целей необходимо учитывать интересы
общества, такие, например, как развитие
условий среды проживания в местном масштабе
и т.п.
На каждом уровне организации
возникают частные цели, причем, только
их совокупность необходимо рассматривать
как некоторую цель определенного уровня
управления.
Отсюда возникает
необходимость структуризации целей и
построения дерева целей.
Следовательно, в теории
организации понятие цели является одним
из основных. Без определения этого понятия,
без выявления соотношений цели, средств
достижения целей, оценки эффективности
путей достижения целей нельзя решать
проблему проектирования организации.
Это означает, что без четкого формулирования
целей функционирования нельзя комплексно
решить ни одной проблемы, связанной с
построением организации, с планированием
их деятельности, оценкой эффективности.
Таким образом, проектирование
целей организации является обязательным
и важным этапом процесса проектирования
общей системы управления.
Исследование и проектирование целей
организации рассмотрим по следующим
этапам:
Этап
1.
Исследуется предназначение
организации, общая цель системы, определяемая
ее назначением. При анализе важно не смешивать
понятия целевого назначения системы
и критерия эффективности. В отличие от
цели организации, определения направления
и смысла функционирования системы, основной
ее задачи, критерий эффективности является
показателем, определяющим степень достижения
этой цели.
Этап 2.
Формируются качественные
цели организации, осуществляемые в две
стадии. Вначале формируются качественные
цели функционирования организации, вытекающие
из Положения данной организации, регламентирующего
ее деятельность, а затем выбираются качественные
характеристики цели. Формулировка цели
должна быть предельно четкой и указываться
в повелительном наклонении.
Этап 3.
Производится ранжирование целей функционирования организации, осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальные организации - многоуровневые, ранжирование целей должно осуществляться на всех выбранных уровнях управления.
Ранжированные цели не возникают сами по себе. Они вытекают из глобальных целей функционирования, которые, в свою очередь, регламентируются решениями вышестоящих организаций, постановлениями, положением об организации.
1.2 Глобальная
цель организации и цель
Основная цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
Установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система - это исходный момент в деятельности управленца, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.
В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг.
Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существо. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху.
Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сейчас вступив в силу, законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них - обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.
Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны руководителей, принимающих решения.
Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе.
Этапы формирования целей
Процесс формирования целей укрупнено представляется тремя этапами:
Сценарий как модель содержит два важных аспекта:
а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель современного состояния;
б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций, которые могут возникнуть и оказать
влияние на развитие системы.
Общесистемные цели задаются в качественном виде и определяются, какими видами деятельности будет заниматься организация.
Рассматриваются два варианта представления о будущем:
То есть, то чего хочет добиться компания в будущем.
При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах:
Задача сценария состоит в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его достижения.
Основываясь на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели таким образом, чтобы конъюнкция этих подцелей определялась в конечную цель.
Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей, является модель - "дерево целей".
1.3. Понятие дерева целей организации.
В организационной системе управления с иерархической структурой цели подсистем разного уровня исследуются и формируются в соответствии с выполняемыми ими функциями. При этом совокупность целей подсистем одного уровня должна обеспечивать выполнение цели той подсистемы более высокого уровня, которой они подчинены.
Совокупность последовательно дробящихся целей в соответствии с понижающимся уровнем подсистем называют деревом целей. Таким образом, цели отдельных подсистем увязываются в схеме дерева целей, которое является наглядной графической моделью иерархической взаимосвязи целей системы в целом и отдельных ее подсистем.
При построении дерева целей важная роль принадлежит эвристическим методам, экспертным оценкам, необходимость использования которых обусловлена большой неопределенностью в решении этих задач.
Сложный характер формирования дерева целей не позволяет построить достаточно строгую математическую модель целеобразования. Однако накопленный опыт формирования и использования деревьев целей при построении систем управления организациями различного назначения позволил сформулировать следующие общие правила и средства реализации процедуры целеобразования.