Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:28, курс лекций
Под расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, — с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.
Основы управления персоналом
конспекты
1. Расстановка кадров: основные принципы.
Под расстановкой кадров понимается рациональное
распределение работников организации
по структурным подразделениям, участкам,
рабочим местам в соответствии с принятой
в организации системой разделения и кооперации
труда, с одной стороны, и способностями,
психофизиологическими и деловыми качествами
работников, отвечающими требованиям
содержания выполняемой работы, — с другой. При
этом преследуются две цели: формирование
активно действующих трудовых коллективов
в рамках структурных подразделений и
создание условий для профессионального
роста каждого работника. Расстановка
кадров основывается на принципах соответствия,
перспективности, сменяемости.
Принцип соответствия означает
соответствие нравственных и деловых
качеств претендентов требованиям замещаемых
должностей.
Принцип перспективности основывается на учете следующих условий:
• установление возрастного ценза
для различных категорий
• определение продолжительности
периода работы в одной должности,
на одном и том же участке работы;
• возможность изменения профессии или
специальности, организация систематического
повышения квалификации;
• состояние здоровья.
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимают процесс изменения места работника в системе разделения труда, а также смену места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием человека в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.
Расстановка персонала обеспечивает эффективное замещение рабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда сотрудников.
2. Профориентация персонала.
Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное
просвещение — обеспечение
2) Профессиональное
воспитание — формирование у
молодежи трудолюбия, работоспособности,
профессиональной
3) Профессиональное
консультирование по вопросам
выбора профессии,
4) Профессиональное
развитие личности и поддержку
профессиональной карьеры,
Для проведения
3. Трудовая адаптация персонала.
Трудовая адаптация персонала - взаимное приспособление работника
и организации, основывающееся на постепенном
включении работника в процесс производства
в новых для него профессиональных, психофизиологических,
социально-психологических, организационно-
Выделяют два направления
В условиях функционирования рынка
труда возрастает роль вторичной
адаптации. При этом необходимо внимательно
изучать опыт зарубежных фирм, которые
уделяют повышенное внимание первичной
адаптации молодых работников. Данная
категория персонала нуждается
в особой заботе со стороны администрации
организаций. Чаще всего профессиональная
адаптация рассматривается как
процесс приобщения человека к труду
в рамках определенной профессии, включения
его в производственную деятельность,
усвоения им условий и достижения
нормативов эффективности труда. Однако
адаптацию нельзя рассматривать
только как овладение специальностью.
Она предусматривает также
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
1) уменьшение стартовых издержек,
так как пока новый работник
плохо знает свое рабочее
2) снижение степени
3) сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
4) экономия времени руководителя
и сотрудников, так как
5) развитие позитивного
4. Оценка и самооценка работы: общие принципы и подходы.
5. Оценка результативности специалистов и служащих.
Оценка результативности труда – одна из функций по управлению
персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения
работы руководителем или специалистом. Она характеризует их способность
оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо
производственного или управленческого звена.
Оценка работника представляет собой процедуру, проводимую в целях
выявления соответствия его деятельности определенным требованиям.
Задачи оценки деловой активности работника состоят в выявлении его
трудового потенциала, в степени использования этого потенциала,
соответствия занимаемой должности, с тем, чтобы определить ценность данного
работника для предприятия.
Показатели, по которым оцениваются работники, называют критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество критериев, которые охватывали бы и объемы работы (например, количество визитов, наносимых агентом по продаже), и ее результаты (например, сумма выручки).
Результат труда специалиста определяется исходя из полноты, качества,
своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей.
Основные направления оценки деятельности специалистов являются:
1) оценка результатов основной деятельности (производительность труда,
сложность и качество труда);
2) оценка деятельности, сопутствующая основной (повышение квалификации,
творческая, общественная активность);
3) оценка поведения работника в коллективе (авторитетность, влияние на
социально-психологический климат в коллективе, определенные черты
характера).
6. Анализ организации и результативности труда руководителей (психологические и непсихологические критерии).
7. Использование экспертного оценивания в практике управления персоналом. Общие требования к организации экспертизы. /
/8. Формирование экспертной группы: отбор и приглашение экспертов, определение необходимого их количества.
Одним из подходов к оценке уровня организации управленческого труда является метод экспертных оценок.
Его сущность заключается
в проведении экспертами
Область применения
метода экспертных оценок
оценка эффективности работы руководителей и специалистов;
определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения и др.
Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяются различные виды метода экспертных оценок. К основным из них относятся: анкетирование и интервьюирование, дискуссия, совещание, сценарий.
Каждый из этих
видов экспертной оценки
Использование метода
экспертных оценок
1) подбор экспертов;
2) проведение экспертизы;
3) обработка результатов опроса.
Подбор экспертов.
Для реализации процедуры
В группу экспертов
входят лица, являющиеся для данного
руководителя: а) вышестоящими
Достоверность экспертизы
зависит от количества
Экспертов для оценки
эффективности работы
Перечисленные характеристики
эксперта достаточно полно
описывают необходимые
После подбора экспертов
начинается их опрос.
Интервью является
беседой, в ходе которой
интервьюер ставит вопросы
Дискуссию целесообразно
проводить для решения задач,
не требующих точной
1) определение и формулирование предмета дискуссии и порядка ее проведения, а также подготовка участников дискуссии;
2) собственно дискуссия;
3) подведение итогов,
фиксация и обработка