Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:28, курс лекций
Под расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, — с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.
9. Оценка согласованности экспертов и доработка методики оценки.
Метод экспертных оценок – метод анализам обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно– логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.
Решаемые проблемы могут быть условно разделены:
• на проблемы, обеспеченные информацией;
• проблемы, по которым наблюдается недостаток информации.
Данные методы особенно эффективны в условиях:
• большой неопределенности среды,
в которой функционирует
• дефицита времени и в экстремальных ситуациях;
• отсутствия надежной теоретической основы.
Методы экспертной оценки применяют при решении следующих задач:
• составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;
• определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;
• определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
• определения альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности;
• альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
• альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Процесс организации экспертизы может быть разделен на следующие этапы:
• составление руководящего документа. В нем указываются основные положения проведения экспертизы:
• цели;
• задачи по ее выполнению;
• состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов;
• ресурсы, необходимые для обеспечения работ, и сроки выполнения работ;
• подбор рабочей и экспертной групп. Две группы принимают участие в проведении экспертизы:
• рабочая группа, которая состоит из организатора, специалиста-системотехника и технического работника;
• экспертная группа, т. е. группа, мнения экспертов которой станут основой принятия будущих решений;
• разработка методики проведения опроса (при необходимости).
На данном этапе определяются: место
и время проведения опроса; задачи;
форма проведения; порядок фиксации
и сбора результатов; состав необходимых
документов. В зависимости от имеющегося
времени на проведение экспертизы,
сложности рассматриваемой
• индивидуальный – максимально используются способности и знания каждого специалиста;
• групповой (коллективный) – позволяет экспертам обмениваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при данном методе опроса может проявиться сильное влияние авторитетов на специалистов;
• личный (очный) – опрос осуществляется при непосредственном контакте, например интервьюера и эксперта;
• заочный – одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом;
• устный – например, интервью;
• письменный – например, заполнение анкеты;
• открытый – процесс опроса и его результаты могут быть изучены другими экспертами;
• скрытый – высказанные идеи и решения экспертов являются тайными;
• разработка методики обработки данных опроса. Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами.
• проверкой согласованности мнений экспертов (или классификацией экспертов, если нет согласованности);
• усреднением мнений экспертов внутри согласованной группы;
• оформление результатов работы. Осуществляется анализ результатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы.
При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять следующие требования к экспертам.
• выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени;
• при введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки;
• эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;
• у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;
• мнения экспертов должны быть устойчивыми. Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют ошибки:
• систематические, которые характеризуются
устойчивым положительным или
Метод «Дельфи» – один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Другое его название – «дельфийский оракул», которое он получил в Древней Греции.
Данный метод был разработан О, Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип повышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т. е. коллективных экспертных оценок.
Применение этого метода дает возможность избежать противоречий между экспертами в процессе работы и получить независимые индивидуальные оценки.
Метод «Дельфи»разделен на следующие этапы:
• формирование рабочей группы, которая занимается организационными вопросами:.
• предоставляет информацию экспертам для оценки;
• собирает, обобщает оценки экспертов и др.;
• организация экспертной группы, когда определяется:
• количество;
• состав экспертов;
• составление анкеты, вопросы которой должны допускать формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят:
• из основных, вспомогательных вопросов;
• условий проведения экспертизы;
• непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспертизы.
Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. На основе заполненных анкет выявляются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют расхождения, причины которых выявляются на данном этапе.
Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждого из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2 – 3 тура, до тех пор пока не будут наблюдаться совпадения мнений, которые и будут являться результатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег;
• обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования.
Использование метода «Дельфи» определяется следующими его достоинствами:
• уменьшение влияния конформизма;
• исключение спора с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно;
• устранение конфликтных ситуаций;
• анонимность экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами;
• обработка оценок экспертов при помощи методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка;
• на каждом последующем этапе эксперты информированы о результатах предыдущего;
• наличие обратной связи, которая осуществляется благодаря проведению экспертизы в несколько туров;
• возможность изменить свое мнение без риска критики этого факта.
Метод «сценариев» – один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования.
Он способствует разработке решения
проблемы на основе выявления всех
возможных препятствий и
Сценарий – описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования,
Составление сценария разделено на следующие этапы:
• формулировка вопроса:
• собирается и изучается вся базовая информация;
• выявляются все внутренние проблемы;
• формулируется точный вопрос исследования;
• определение сфер влияния – изучается влияние окружения на объект исследования;
• установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию;
• введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, которые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при составлении сценариев;
• определение последствий ~ определяется уровень воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения;
• принятие решения – на основе выбранного варианта решения вопроса исследования выбираются меры по претворению его в жизнь.
Для разработки сценариев привлекаются
ведущие специалисты
• выявляют общие закономерности системы;
• анализируют внешние и
• определяют источники этих факторов;
• анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно– технической информации;
• создают вспомогательные
10. Аттестация работников: определение целей, критериев, организация процесса, анализ результатов.
Аттестация персонала - один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическую оценку профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.
Как и любой проект, аттестация начинается с определения цели. Правильно поставленная цель - необходимое условие построения системы и достижения результата.
1) Цели. Аттестация персонала может быть нацелена на:
1. Принятие решений, связанных
с изменением компенсационного
пакета, имеющих конкретные
1.1 Изменение заработной платы;
1.2 Изменение системы поощрения (наказания);
1.3 Повышение мотивации.
2. Принятие решений, связанных
с развитием организации (
2.1 Получение обратной связи;
2.2 Выявление потенциала
2.3 Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма;
2.4 Развитие карьеры;
2.5 Личное развитие;
2.6 Корректировка планов
2.7 Информация для планирования человеческих ресурсов.
3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе аттестации работника оцениваются:
3.1Прошлая деятельность;
3.2 Достижение результатов;
3.3 Потребность в обучении;
3.4 Выявление рабочих проблем;
3.5 Улучшение деятельности. /10/
Основные задачи аттестации:
1) объективная оценка
2) установление соответствия их занимаемым должностям;