Основы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:28, курс лекций

Описание работы

Под расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, — с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.

Файлы: 1 файл

Osnovy_UP_konspekty(1).docx

— 132.31 Кб (Скачать файл)

 

  1.  Основы управления безопасностью в кадровом менеджменте.

 

Управление безопасностью

В современных экономических и  политических условиях разви¬тия нашей страны, характеризующихся появлением различных форм собственности, все большую значимость приобретает понятие «безопасность». Рядом с привычными для каждого предприятия службами техники безопасности и охраны здоровья персонала по¬являются коммерческие службы, обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства. Новое содержание приобрета¬ют процессы охраны результатов творческой научной, инженерной и художественно-конструкторской деятельности. Сегодняшний под¬ход к раскрытию понятия управление безопасностью - это прежде всего основанное на признанных во всем мире принципах законо¬дательное регулирование отношений всех видов собственности.

Техника безопасности в  организации

Безопасность на рабочем месте  — не только вопрос техники или  организации производства, но прежде всего моральная обязанность  каждого руководителя. Несчастные случаи, происшедшие по при¬чине технических и организационных недостатков, постепенно ухо¬дят в прошлое, в то время как большая часть травм и материального ущерба происходит по причине неправильного поведения людей.

Основная мысль, которую нам  хотелось бы пронести через весь раздел, заключается втом, что несчастные случаи просто так не про¬исходят. Обычно они являются результатом комбинации факторов, которые делают их, если не неизбежными, то весьма вероятными. Главные из этих факторов: плохое обучение, непродуманная поли¬тика в области техники безопасности и ее реализация на местах. Кро¬ме того, проблемы могут возникнуть из-за пагубного и достаточно распространенного убеждения персонала, что несчастный случай мо¬жет произойти с кем угодно, только не с ним.

Осознание этих факторов всегда должно находиться в поле зре¬ния законодательных органов. Правовая защита от несчастных слу¬чаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также про¬филактические мероприятия по охране здоровья находят свое отражение в трудовом законодательстве, в Положении о государ¬ственном страховании, в системе стандартов безопасности труда. От¬ветственность за состояние техники безопасности лежит на руковод¬стве организации.

Какие имеются возможности для  предотвращения несчастных случаев  на производстве? Достаточно ли только соблюдать инструк¬ции по технике безопасности и инструктировать сотрудников?

 

Тщательный анализ условий, порождающих  несчастные случаи, вновь и вновь  подтверждает: сами по себе технические  факторы редко являются причиной. Кроме того, всегда легче исследовать  и понять противоречащее безопасности состояние производственного объек¬та, чем выяснить точные обстоятельства несчастного случая, так как чаще всего ни менеджер, ни сотрудник не хотят нести персональ¬ную ответственность и скрывают действительные причины. Для определения состояний, при которых возникают нарушения правил техники безопасности, лучше всего выделить опасные объекты. По каждому объекту нужно установить соответствие требуемым стан¬дартам безопасности. Таким образом, если анализировать несчаст¬ные случаи по унифицированному каталогу условий, способствую¬щих возникновению несчастных случаев, то руководитель сможет быстро установить причину нарушения правил безопасности труда.

Ошибки, основанные на поведении людей, установить труднее. Если инженер по технике безопасности, да и любой  руководитель, спросит, не эксплуатируется  ли оборудование с нарушением правил техники безопасности, то чаще всего  он получит необъективный от¬вет. Кто же сознается, что несчастный случай объясняется его соб¬ственными недостатками? Какой руководитель признается, что слу¬чай связан с неудовлетворительным обучением или пренебрежитель¬ным отношением к инструктажу или потому, что к работе был допу-щен неподготовленный работник? Однако именно эти ошибки лежат в основе большинства несчастных случаев. По данным статистики, примерно половина всех несчастных случаев происходит из-за не¬внимательности, чрезмерного усердия, равнодушия ответственных за проведение работ.

Очень легко найти человека, на которого можно переложить всю вину и думать, что проблема решена. Вероятно, порой это и есть один из вариантов  решения вопроса, но важнее задаться вопросом: «Как получилось, что организация  позволила человеку действовать  таким образом?» Если и найдется человек, на которого можно возложить  всю вину, это не освободит руководителя и организацию от повторе¬ния подобной ситуации. Необходимо выяснить основную причину происшедшего.

Как руководитель, Вы можете ссылаться  на то, что будете точно следовать  предписаниям и тем самым выполнять  свои обязанности по обеспечению  безопасности труда. Но и это неполное понимание задач руководителя, поскольку  ответственность за безопасность сво¬их сотрудников нельзя переложить на предписания или, например, на отдел техники безопасности в лице его начальника или инженера этой службы. К сожалению, такая неверная установка встречается часто.

Поэтому необходимо пробудить и  укрепить сознание ответствен¬ности за безопасность труда у руководителей и сотрудников. Руко¬водитель должен разъяснить сотрудникам и довести до их сведения все, что от них требуется, и предпринять необходимые шаги, чтобы это успешно реализовать. Правила техники безопасности должны быть четко сформулированы и любое нарушение этих правил дол-жно повлечь за собой принятие дисциплинарных мер.

В системах управления безопасностью  труда в организациях ча¬сто применяют разделение всех сотрудников, с которыми могут произойти несчастные случаи, на три типичные группы:

• сотрудники, которые не придерживаются правил по технике безопасности по незнанию. Зачастую это новички в организации, неопытные и недостаточно проинструктированные в процессе введения в должность;

• сотрудники, хотя и знающие, как надо действовать, но не выполняющие правила, поскольку отвлекаются по разным причинам, бывают перегружены, нервничают. Иногда из-за усталости, личных неприятностей или болезни, сильного возбуждения они становятся не способны выполнять определенную деятельность;

• сотрудники, которые хотя и знают, как правильно работать, и умеют это делать, но не придают значения соблюдению правил по технике безопасности. Обычно причина этого заключается в чрезмерном усердии, спешке, ложном героизме. Такие сотрудники не считают свои рискованные методы работы опасными и не осознают того, что они могут привести к несчастному случаю. Большая доля нарушений правил техники безопасности имеет своим началом подобное неправильное отношение сотрудников к вопросам безопасности.

Управление персоналом обязательно  включает в себя специаль¬ное обучение сотрудников необходимым им правилам техники бе¬зопасности. И это обязанность, которой не удастся избежать любо¬му руководителю. Обучение правилам техники безопасности и охраны здоровья — единственная форма обучения, которая является обязательной по закону.

Хотя, несомненно, существуют определенные специфические по¬требности, зависящие от конкретной отрасли промышленности или конкретной работы, но список различных категорий сотрудников, нуждающихся в обучении, очевидно, будет одинаков. Это — новые сотрудники, проходящие введение в должность, менеджеры и руководители низшего звена, ответственные (штатные и общественные) за технику безопасности, представители профсоюзов и постоянный персонал организации. Одной из серьезных проблем среди лиц, ра¬ботающих длительное время в организации, является их «привыка¬ние» к опасным ситуациям. Очень трудно изменить укоренившееся у них отношение к тем или иным явлениям. Поэтому необходимо, чтобы штатные сотрудники постоянно проходили обучение по тех¬нике безопасности. Частично данный вопрос можно решить путем настойчивого внедрения этих правил в жизнь, но чаще всего следует принимать какие-то другие меры. Например, можно предложить но¬вую схему техники безопасности, которая может повысить интерес сотрудников к данным вопросам и побудить их обращать больше вни¬мания на возможные опасные ситуации. Необходимо внимательно рассмотреть каждую такую ситуацию на собрании сотрудников. С этой целью хорошо использовать видеофильм или фильмы, пред-назначенные для создания у персонала представления о необходи¬мой технике безопасности и для того, чтобы сотрудники взглянули на эти вопросы с другой стороны.

Один из наиболее полезных методов  обучения ответственных по технике  безопасности, а также и всех сотрудников  — тренинг, ори¬ентированный на выявление конкретных ситуаций, представляющих опасность на их конкретных рабочих местах в обычной рабочей об¬становке.

В любой системе управления существенное значение отводится контролю. Для  того чтобы быть уверенным, что правила  по техни¬ке безопасности выполняются, любому руководителю необходимо вести контрольза их соблюдением. Мы остановим внимание надвух очень полезных подходах контроля за соблюдением правил техни¬ки безопасности, способствующих предупреждению несчастных случаев.

Первый подход— метод «регулярных проб». Он предполагает на-личие обученных наблюдателей, которые обходят организацию (от¬дел) по предписанному маршруту и выявляют недостатки в сфере техники безопасности. Такую задачу можно возложить и на сотруд¬ника отдела ТБ. Главное здесь то, что контрольный уровень возмож¬ных нарушений должен быть задан, и задача контролирующего — не допустить его превышения. Метод позволяет выявить опасные си¬туации до их перерастания в несчастные случаи и инциденты.

Второй- метод «критических случаев». Он предполагает опрос со-трудников для выявления причин ситуаций, близких к опасным. И этот подход ориентирован на предотвращение несчастных случаев.

Все вышесказанное предполагает, что  руководитель хорошо зна¬ком с «желаемыми стандартами», может оценить, насколько эти за¬дачи выполняются, какие шаги необходимо предпринять, чтобы улучшить положение дел. Он осуществляет регулярную проверку со¬блюдения техники безопасности, чтобы гарантировать соответствие поведения работников установленным стандарта в течение продол¬жительного периода времени.

Если организация хочет поставить  дело так, как требуется зако¬нодательством и стандартами, необходимо обращать внимание на все случаи нарушений техники безопасности и фиксировать их. Толь¬ко тогда специалисты по персоналу и по технике безопасности смо¬гут помочь руководителю, предоставляя необходимые статистиче¬ские данные и анализ несчастных случаев, а также выводы, сделанные на основе их изучения.

Управление системой охраны здоровья персонала

Рассматривая в данном разделе  вопросы соблюдения правил тех¬ники безопасности с целью обеспечения необходимых условий тру¬да своим сотрудникам, руководитель не может себе позволить игно¬рировать состояние здоровья подчиненных (и своего тоже!). Все больше и больше организаций считают, что сотрудники являются са¬мым важным и главным фактором нормального функционирования организации, и предпринимают активные шаги для того, чтобы со¬здать наилучшие условия для работы своего персонала: обеспечива¬ют сотрудников всеми необходимыми средствами для поддержания здоровья (начиная с гимнастического зала и кончая профилактори¬ями), используют обучающие программы по снятию стресса, про¬фессиональное консультирование и т.д.

С другой стороны, сегодня многиелюди ни по-настоящему боль¬ны, ни по-настоящему здоровы. Они жертвы нового образа жизни, в котором не ориентируются. Для нашей страны это резкий переход к рыночным отношениям. Для высокоразвитых стран — прогрессиру¬ющее развитие техники. Но и то и другое ставит перед людьми зада¬чи, которые им не всегда по плечу. Они порой не понимают, как при¬дать своей жизни смысл и использовать свои способности и возможности. Многие врачи придерживаются мнения, что человек, который перед собой больше не видит цели, бывшей для него до сих пор стимулом и поддержкой, лишается сил. Поэтому большинство людей сегодня попали в ситуацию, в которой ослабевает их психи-ческое и физическое сопротивление болезням.

Все это должно побуждать руководителей  организаций более глу¬боко подходить к анализу причин отсутствия сотрудника на работе.

Сегодня определенные категори работников испытывают страх перед работой, перед коллегами, перед руководителем, особенно причиняющий вред вегетативной нервной системе. Страх вредит больше, чем чрезмерные требования к работающему. Поэтому боль¬шое влияние на предрасположенность к заболеванию оказывает уста¬новка к работе и степень удовлетворения работающего, получаемая им от своей деятельности. В таких случаях как перегрузка на работе, так и недогрузка приводят к одному результату - отсутствию на ра-бочем месте. Многими исследованиями доказано, что с ростом от¬ветственности за результаты работы и удовлетворенности от своей деятельности время отсутствия на работе сокращается.

Сегодня становится общепризнанным, что несчастные случаи и отсутствие на рабочем месте очень часто  бывают вызваны стрессо¬выми ситуациями, злоупотреблением алкоголем или применением наркотиков — все три причины взаимосвязаны.

 


Информация о работе Основы управления персоналом