Особенности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Тема работы актуальна потому, что в различных странах управление в экономической сфере чаще всего обозначается термином «management», в политической сфере — термином «governance» («government»), а в сфере техники — термином «control» («controlling»).
В нашей стране термин «управление» применяется практически во всех сферах деятельности.
В настоящее время управление в организации считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: организации, и ее подразделениями, сотрудниками подразделении, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ 13
1.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 29
1.4 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ 34
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ «УРАЛ-ЛОБВА». 37
2.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 37
2.2. ВИДЫ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ. 39
2.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. 40
2.4 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 44
1.4 Характеристика персонала организации. 55
3 ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

Курсовая по закономерностям менеджмента - копия.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

- вознаграждение за производительность.[8]

Закономерности составляют центральное звено общей концепции менеджмента характеризует  существующие особенности развития систем управления и носят объективный характер, независящий от воли и сознания людей.

Приведем основные закономерности менеджмента:

1.      Единство системы органов управления.

Отражает целостность системы и устойчивость ее внутренних связей, общность целей и интересов всех предприятий, организаций и отрасли в целом.

Проявляются в единстве принципов управления на разных уровнях и в разных организациях;

2.      Пропорциональность развития управления.

Проявляется в пропорциональных изменениях управляемой и управляющих подсистем;

3.      Централизация и децентрализация.

Централизация в управлении – это сосредоточение функций управления на верхнем уровне иерархии управления.

Децентрализация в управлении - сосредоточение функций управления на нижних уровнях иерархии управления.

Централизация и децентрализация относятся к распределению полномочий между уровнями управления;

4.      Соответствие управляющей и управляемой подсистем.

Важный показатель эффективности взаимодействия управляющей и управляемой подсистем - обратная связь.[20]

Используя результаты исследований, проведенных ведущими экономистами, а также опыт построения систем управления на ряде организаций, приведем основные закономерности, которые являются объективной основой предъявления требований к системе и технологии управления организацией. Соответствие системы управления целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы. Суть ее заключается в соответствии системы управления требованиям производства.

Закономерности управления пронизывают всю управленческую деятельность, влияют на состояние всех подсистем и элементов системы управления организации. Отметим, что еще не все закономерности управления глубоко изучены и открыты. Закономерности (как и законы) могут прекращать свое действие в силу изменения условий производства и управления, а также в силу прекращения или начала действия экономических законов развития. По мере перехода к рынку такие изменения происходят особенно интенсивно.[22, стр. 261]

 

 

1.2    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

 

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Классификация принципов управления

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность;

2) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении;

3) принципы управления на основе выделения различных школ.

4) принципы управления по Анри Файолю;

5) принципы управления Генри Форда;

6) принципы управления Гаррингтона Эмерсона:

7) современные принципы.

Принцип научности

Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку

Внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека.

Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

Принцип единства отраслевого и территориального управления

Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все — региональные проблемы. Любой предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно увязаны с интересами местных властей жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность — строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т. д. Местные власти и население должны быть его активными сонниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.

Принципы управления на основе выделения различных школ.

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления – это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с трех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

1.      Школа научного управления;

2.      Административная школа;

3.      Школа психологии и человеческих отношений.

Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Следует также учитывать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. И в рамках одной организации можно найти элементы всех подходов.[3]

 

 

Принципы управления по Анри Файолю.

1.      Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.

2.      Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.

3.      Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.

4.      Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.

5.      Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.

6.      Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.

7.      Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.

8.      Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.

9.      Скалярная цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.

10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.

11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.

13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.

14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.[44]

Принципы управления Генри Форда.

Форд уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Основные принципы системы Г.Форда:

1. Действия, работа должны иметь смысл, общественную значимость.

2. Рабочее место не должно порождать безразличие к работе, незаинтересованность в работе, работник не должен быть изолированным в организации.

3. Администрация должна создать каждому работнику такие условия, чтобы он был в состоянии на своем рабочем месте показать, на что он способен, требования к работнику не должны быть заниженными.

4. Результаты труда не должны обезличиваться, они должны быть по возможности именными, то есть работа, идея, предложения всегда должны иметь автора, администрация не должна присваивать авторство.

5. Каждый работник имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу, ее организацию. Администрация должна наладить сбор предложений и реализовывать их в случае полезности для организации.

6. Работник должен представлять значимость своего труда, поэтому полезно периодически напоминать ему, насколько важны и его труд, и его роль в общей работе.

Информация о работе Особенности менеджмента