Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:26, курсовая работа
Тема работы актуальна потому, что в различных странах управление в экономической сфере чаще всего обозначается термином «management», в политической сфере — термином «governance» («government»), а в сфере техники — термином «control» («controlling»).
В нашей стране термин «управление» применяется практически во всех сферах деятельности.
В настоящее время управление в организации считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: организации, и ее подразделениями, сотрудниками подразделении, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ 13
1.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 29
1.4 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ 34
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ «УРАЛ-ЛОБВА». 37
2.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 37
2.2. ВИДЫ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ. 39
2.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. 40
2.4 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 44
1.4 Характеристика персонала организации. 55
3 ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
В систему отбора персонала на данном предприятии входят:
поддержание постоянных связей с профильными учебными заведениями;
использование при приеме на работу системы заявок и рекомендаций;
собеседование при приеме;
исследование семейного положения, оценка рекомендаций и отзывов;
обязательно устанавливается испытательный срок (обычно 3 месяца) с подведением итогов его прохождения.
Маркетинг персонала на предприятии ориентирован на рациональное использование внутренних трудовых ресурсов, эффективное распределение людей по рабочим местам, обеспечение наиболее оптимальных условий для раскрытия природных дарований работников.
На предприятии почти нет текучести кадров, т.к. по сравнению с другими предприятиями его работники получают регулярно не только заработную плату (с учетом премий), но и различные виды ценные подарки по итогам работы за квартал, что является очень важным мотивационным фактором.
Эти перечисленные качества, безусловно, взяты из японской модели менеджмента, где основой уклон делается, прежде всего, на социальный аспект.
Стиль, который выбирает руководитель Лесопромышленный комбинат «Лобва» можно определить как консультативный, т.е. стиль при котором руководитель прибегает к консультациям по некоторым вопросам к подчиненным.
Таким образом, определяется миссия предприятия Лесопромышленный комбинат «Лобва» — предлагать продукцию высокого качества при максимально качественном обслуживании.
Соответственно предриятие Лесопромышленный комбинат «Лобва» использует основные принципы и закономерности менеджмента достаточно эффективно с целью выполнения основных функций и удовлетворения потребностей населения в целом.
3 ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ
Принципы менеджмента достаточно актуальны в сегодняшнем Российском бизнесе. Дело в том, что в условиях полного государственного контроля над производством не возникало необходимости считаться с человеческим фактором в том мере, в которой приходится делать это сейчас при наличии у работника альтернативы государственным предприятиям - частного сектора экономики.
Многие люди создали свой бизнес на волне разгосударствления экономики и сейчас, после спада ажиотажа вокруг этого процесса оказались перед выбором: либо создавать свою систему управления персоналом и производством, либо принимать то, что известно и применяется во всем мире. Причем, нельзя бездумно копировать менеджмент, исправно работающий в условиях западной экономики не учитывая специфику, необходимо создать адаптированную концепцию, учитывая специфические исторические и экономические факторы развития экономики в нашем государстве.
На основе проведённого исследования были разработаны рекомендации, которые, улучшили бы работу сотрудников и деятельность предприятия в целом:
Во-первых, необходимо усовершенствовать мотивацию персонала. Совершенствование функции мотивации в данном случае будет являться решающим фактором, который повлияет на экономические результаты деятельности Лесопромышленный комбинат «Лобва». Этому может содействовать грамотно построенная система мотивации, включающая в себя как материальные, так и нематериальные факторы.
Как уже упоминалось, материальные – это заработная плата. Нужно усовершенствовать существующую систему организации оплаты труда.
Для сотрудников офиса, представляющих собой лицо организации для покупателей, от которых непосредственно зависит, как покупатели будут покупать, помимо основного оклада (а может быть и вместо него) ввести следующие виды выплат:
Индивидуальные комиссионные с объемов продаж;
Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль;
Групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год (например, для сотрудников одного магазина);
Групповая система долевого участия в прибыли.
Что касается нематериальных форм мотивации, то особое внимание на месте руководящего месте стоило бы уделить построению собственной организационной культуры, включающей в себя все эти факторы.
Следует обратить внимание на поддержание корпоративного духа, на совместное проведение праздников, мероприятий, совместные поездки для отдыха в свободное от работы время.
Во-вторых, учитывая то, что работники устают в течение смены от интенсивной работы, неплохо было бы создать на предприятии «комнату психологической разгрузки» (специально оборудованную комнату, защищённую от шума, с удобной мебелью и т.д.). Наличие такой комнаты на предприятии позволило бы работникам немного расслабиться и повысить свою работоспособность.
В-третьих, чтобы исходящая от руководителя информация вызывала расположение со стороны подчиненных, вероятно, стоит обратить внимание на ряд сопутствующих ей моментов. Например, она должна содействовать доверительности отношений. Для этого необходимо позаботиться о соблюдении хотя бы следующих условий:
• рекомендуется стремиться к открытой демонстрации своих намерений, а это удается далеко не всякому;
• необходимо проявление теплоты и доброжелательности в отношениях. В этом случае усиливается вероятность того, что сообщаемая информация будет содействовать росту доверительности.
Важно помнить, что убедительное изложение информации усиливает доверие к ней и ее носителю.
Одного только дружелюбия и уважительности ещё мало, чтобы, например, результативно провести совещание по сложному и неотложному вопросу, добиться, чтобы в ходе этого совещания на полную мощность был задействован интеллектуальный потенциал всех присутствующих. Дискуссия становится творческой лишь в том случае, если она хорошо подготовлена и умело управляется. Более того, полезно набросать не что вроде сценария будущего совещания, а при распределении ролей исходить из характера каждого из приглашенных. Необходимо также помнить, что управленческая этика подразумевает ещё умение чётко, правильно и логично выражать свои идеи и требования. Поэтому руководителю необходимо заранее подготавливать свои выступления, лучше всего в письменной форме. Таким образом, он сможет логично и системно выражать свои мысли, описывать подробно и главное понятно проблему, которая стоит на повестке. Такой подход повысит уровень взаимоотношений в компании и положительно повлияет на организационную культуру.
Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не просто так, а быть ориентированным на решение конкретных проблем, которые стоят в данный момент перед организацией. Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Последнее требует оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, а также закономерностей межличностных отношений и группового поведения. [36].
Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу, а недостаток парализует деловую активность и инициативу работников. Здесь важным считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация. В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, поскольку решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закономерности менеджмента, отражающие тенденции его развития, на данный момент выявлены следующие: обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики, определяющее влияние состояния факторов внешней среды на выбор и формирование системы управления организацией, соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации, оптимизация соотношения управляющей и управляемой подсистем, преимущество сознательного и полномерного управления, концентрация и дипломатичное изменение функций управления в организации, оптимизация уровней управления, оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.
Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы и общества. Не является исключением и управленческая деятельность. Именно поэтому, для повышения эффективности деятельности менеджеру необходимо знать и понимать возможности и ограничения, которые «диктуют» законы объективного мира, исходя из которых, вытекают законы менеджмента.
Из закономерностей следуют принципы менеджмента. Существуют различные школы управления со своими принципами и тактикой управления. Именно принципы управления формируют статус и лицо фирмы.
Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу, а недостаток парализует деловую активность и инициативу работников. Здесь важным считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация, получение новых знаний и навыков.
Для повышения эффективности использования основных закономерностей и принципов менеджмента следует аккуратнее вникать в суть предлагаемых рекомендаций, пытаясь глубже осмыслить, что стоит за этими рекомендациями. Отдавая дань анализу основных закономерностей и принципов, следует иметь в виду, что аналитическая работа требует много сил и времени.
Так же определяется миссия предприятия Лесопромышленный комбинат «Лобва» — предлагать качественную продукцию собственного производа при максимально качественном обслуживании. Соответственно компания Лесопромышленный комбинат «Лобва» использует основные принципы и закономерности менеджмента достаточно эффективно с целью выполнения основных функций и удовлетворения потребностей населения в целом.
В целом на сегодняшний день Лесопромышленный комбинат «Лобва» является достаточно развивающимся предприятием, которое использует различные методы для повышения показателей результатов своей деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабугин, А.А. Теория и практика менеджмента. [Текст] / А.А. Алабугин – Челябинск, Изд-во ЧГТУ ; 2001. – 276 с.
2. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность. [Текст] / А.М. Андросов - М.: АО "Менатеп-информ", 2000. – 288 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: [Текст] / И.Н. Герчикова // Учебник М.; ЮНИТИ, 2001г. – 501 с.
4. Гончаров В.И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием. [Текст] / В.И. Гончаров - Мн.; НИУ, 2000. – 180 с.
5. Деловые игры в учебном процессе. Сборник статей [Текст] — Минск, Высшая школа; 1999. – 83 с.
6. Друкер П. Эффективное управление. [Текст] / П. Друкер // - М., 2002. – 224 с.
7. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. [Текст] / Л.Г. Евланов, В.А. Кутузов // - М.: Экономика, 1998. – 133 с.
8. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента [Текст] / О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. Радугин, Н.И. Рогачева // Центр, М., 2000. – 432 с.
9. Зиммель Г. Как возможно общество? // Г.Зиммель. Избранное. Т.2, М., Юрист; 2004. – 528 с.
10. Картавый М.А., Нехамкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента. [Текст] //Менеджемент в России и зарубежом. – 2008. – №3. – с. 12-13.
11. Клевалина Н. Генри Форд, король всея Америки / Н.Клевалина // Вокруг света. Рубрика «Люди и судьбы». - 2005. - №2. – с. 31-35
12. Коротков Э.М. Менеджмент. [Текст] / Э.М. Коротков // – М.: Инфра-М, 2003. – 224 с.
13. Корпоративное управление в РФ: есть ли шанс для улучшений. // Инвестиции в России. – 2004. – №9. – с. 4-9
14. Кравченко А.И. Основы социологии: учебное пособие. [Текст] / А.И. Кравченко // М., 2001. – 508 с.
15. Лапидус В.А. Проекция принципов менеджмента Деминга на российскую практику. /http://www.elitarium.ru.
16. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. [Текст] / О.Т. Лебедев, А.Р. Каньковская // СПб; 2003г. – 345 с.
17. Магура М. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений // Управление персоналом. – 2002. –. №1. – с. 8
18. Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 3. – с. 15-19
19. Менеджмент в России и за рубежом. – Июль, август 2007. – с. 3-5