Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:26, курсовая работа
Тема работы актуальна потому, что в различных странах управление в экономической сфере чаще всего обозначается термином «management», в политической сфере — термином «governance» («government»), а в сфере техники — термином «control» («controlling»).
В нашей стране термин «управление» применяется практически во всех сферах деятельности.
В настоящее время управление в организации считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: организации, и ее подразделениями, сотрудниками подразделении, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ 13
1.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 29
1.4 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ 34
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ «УРАЛ-ЛОБВА». 37
2.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 37
2.2. ВИДЫ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ. 39
2.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. 40
2.4 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 44
1.4 Характеристика персонала организации. 55
3 ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Процесс трудовой адаптации является важным моментом в области управления персоналом. Именно он является регулятором связи между системой образования и производством. Основной обязанностью кадровой службы является обеспечение психологически мягкого вхождения новичков в новый коллектив с минимальным стрессом. Этому способствует адаптация персонала и профориентация.
Проведя анализ эффективности управления коллективом на ООО ООО «Лесоперерабатывающий комбинат «Урал-Лобва» можно отметить, что на данном предприятии основополагающим является социально-психологический метод управления. Этот метод базируется на способах мотивации и морального воздействия на людей.
Так же применяется экономический метод управления персоналом, который основывается на правильном использовании экономических законов.
Проблемы в управлении коллективом на ООО «Лесоперерабатывающий комбинат «Урал-Лобва»:
существуют необоснованные потери рабочего времени на «перекуры», «кофе» и т.д.;
кадровая политика и система оплаты труда не усовершенствованы;
неэффективно работает маркетинговая служба;
механизация управленческого труда не полностью обеспечена современной техникой.
На предприятии не хватает атмосферы сотрудничества. Нет заинтересованности в достижении лучших результатов. В этом упущение управленческого персонала, который не создаёт успешное функционирование системы премирования, не воспитывает дух сотрудничества. На мой взгляд, только заинтересованность в работе и сотрудничество в коллективе побуждает человека к эффективной работе.
2.5 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ «УРАЛ-ЛОБВА».
Для успешного руководства и функционирования предприятия необходимо направлять (ориентировать) ее и управлять ею в правильном направлении и оптимальным способом. Поэтому деятельность компании Лесопромышленный комбинат «Лобва» основывается на следующих принципах управления:
1. Принцип полной самостоятельности предприятия.
Предприятие является самостоятельной структурой, и находятся на полном хозрасчете, самофинансировании и самоокупаемости. Это предприятие не несет ответственности по обязательствам любых других предприятий.
2. Принцип соблюдения интересов предприятия.
Не допускается навязывание любых решений, ущемляющих интересы предприятия. Любые несоблюдения правил фирмы наказываются штрафами и выговорами.
3. Ограничение полномочий директоров предприятия.
Директор предприятия не имеет права самостоятельно без согласования заключать сделки и брать ссуды сверх установленных сумм, а также самостоятельно продавать и закладывать имущество предприятия.
4. Принцип единоначалия.
Персонал предприятия подчиняется только директору предприятия. Руководство компании не должно давать распоряжения персоналу предприятия через голову директора.
5. Ответственность за нарушение сроков по отчетам.
Каждый отдел предприятия должен своевременно подавать непосредственно своему начальнику необходимые планы и отчеты. В случае нарушения данных сроков рассматривается наказание в виде оплаты за неустойку, размер которой устанавливается единым для всех.
7. Ориентация на достижение успеха.
Под этим принципом подразумевается умение компании Лесопромышленный комбинат «Лобва» выбирать направления деятельности, предвещающие успех, и концентрация деятельности на этих направлениях. В настоящее время приоритетное направление для предприятия – продажа изделий деревообработки. Это направления является наиболее актуальным. Так постоянно происходят нововведения, связанные с улучшением технологий. Это повышает потребности потребителей, что приносит предприятию значительно хороший доход.
8. Доступные цены
Следует отметить, что по соотношению цена - качество предложение Лесопромышленный комбинат «Лобва» выгодно отличается от конкурентов. На основную продукцию, которая пользуется наибольшим спросом у потребителей, цены ниже.
9. Ориентация на потребителя
Месторасположение предприти является выгодным и легкодоступным для потребителей. Лесопромышленный комбинат «Лобва» расположен в Заводском районе. Удобные подъездные пути, есть возможность за 15 - 20 мин добраться до центра города. Внутри здания заводоуправления косметический ремонт, доброжелательная атмосфера, что позволяет потребителям чувствовать себя комфортно.
10. Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности предприятия в целом рассматривается как неизменная цель.
Применение принципа "непрерывное улучшение" проявляется через:
- использование согласующегося подхода к непрерывному улучшению на всем предприятии;
- установление целей по управлению и измерению хода непрерывного улучшения;
- признание и подтверждение улучшений.
- прежде всего, с целью повышения уровня предлагаемых товаров увеличивается ассортимент товара.
- должное внимание уделяется вопросам персонала, в особенности контактного, и неважно, молодые это сотрудники или имеющие опыт работы, - главное, чтобы персонал был тактичен, предупредителен, проявлял новаторство, отзывчивость, ответственность при обслуживании клиентов.
11. Позитивный подход
Работники компании Лесопромышенный комбинат «Лобва» уверены - получить хорошие результаты в работе можно только в одном случае, если человек настроен положительно:
- к себе;
- к коллегам;
- к клиентам.
Одно из ключевых положений - улыбайся! Самое главное следствие из принципа «Позитивный подход» в компании Лесопромышленный комбинат «Лобва» перед критикой назови три положительных момента.
12. Порядок
Каждый работник имеет свое рабочее место и находится на этом месте. Кроме того каждая работа и каждое выполнение задачи начинается и заканчивается наведением порядка на своем рабочем месте.
13. Принятие решений, основанное на фактах
Применение принципа "подход к принятию решений на основе фактов" в компании Лесопромышленный комбинат «Лобва» проявляется в следующих направлениях:
- обеспечение посредством анализа достаточной точности и достоверности данных и информации;
- доступность данных для тех, кому она требуется;
- принятие решений и согласованных действий на основе анализа фактов, подтвержденных опытом и интуицией.
14. Наличие норм и расписаний
Этот принцип был сформулирован еще Эмерсоном, но применяется и на современном этапе в деятельности всех компаний. Компания Лесопромышленный комбинат «Лобва» не исключение. Здесь каждый работник действует в соответствии с нормами и выходит на рабочее место согласно своему расписанию.
15. Принцип иерархической упорядоченности
Компания состоит из расположенных друг над другом уровней управления, отражая общую закономерность природы. Следовательно, организация работников является многоуровневой, многоступенчатой, т. е. упорядоченной. Такая организация обычно и обозначается уже известным словом "иерархия". Главным представителем управляющего звена на предприятии является Генеральный Директор.
16. Принцип единоначалия
Каждый работник получает приказания только от одного начальника.
17. Корпоративный дух
Следует обратить внимание на поддержание корпоративного духа, на совместное проведение праздников, мероприятий, совместные поездки для отдыха в свободное от работы время. Этот принцип хорошо распространен в компании Лесопромышленный комбинат «Лобва», что позволяет коллективу относиться более доверительно друг к другу.
17. Принцип “открытых дверей”
Для того чтобы попасть на приём к директору, сотрудникам необязательно записываться. Директор практически постоянно находится на рабочем месте, причем, содержа его в полном порядке (минимум бумаг на столе), всегда готов принять сотрудников по различным вопросам, открыт для просьб. Кстати, сотрудники предпочитают обращаться именно к директору со своими просьбами, минуя непосредственных начальников своих подразделений, и, из-за большой занятости и наплыва посетителей, директору часто приходится игнорировать входящие звонки по мобильному телефону, так как он не успевает отвечать на них, занимаясь иногда менее значительными делами, чем требует его должность.
Однако следует отметить, что некоторые принципы управления применяются не в полной мере или не применяются вообще. К таким принципам следует отнести:
1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Заместители директора - представители высшего управленческого звена - занимаются координацией деятельности всех служб, находящихся в их подчинении, однако их работа не сосредоточена лишь на управлении. Они принимают непосредственно решение всех вопросов, не советуясь с нижестоящими сотрудниками, не прислушиваясь к их мнению, не поощряя инициативы, не делегируя полномочий, действуя по принципу “я сам”. Директору приходится заниматься деятельностью уровня, который менее соответствует его положению. О делегировании полномочий речь не идёт - директор предпочитает быть во главе всего, без потенциальных кандидатов на его должность. Еще даже А. Файоль говорил: «Вопрос о централизации и децентрализации является простым вопросом меры. Необходимо найти степень ее, наиболее благоприятную для предприятия». На мой взгляд, децентрализация управления освобождает членов коллектива от постоянной докучливой опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля ситуации. Руководители компании Лесопромышленный комбинат «Лобва» просто опасаются потерять контроль над управляемой системой. Они не пытаются освободить свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и не могут сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня, что не способствует повышению квалификации сотрудников, мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.
2. Принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально. Однако в компании существует ряд проблем, связанных с внедрением этого принципа. Два специалиста, милые дамы, не испытывали друг к другу симпатий. Одна из них ушла в трудовой отпуск, и начальник отдела попросил другую взять под свой контроль оголившийся участок работы. Начальник уговаривал, просил, наконец, приказал - ведь дело страдает! Но сотрудница отказалась, ссылаясь на то, что в ее должностной инструкции ничего не указано о замене сотрудника в случае его болезни и о том, что она обязана выполнять отдельные, разовые поручения. И формально она права. Начальнику ничего не оставалось сделать, как взять на себя ответственность по выполнению дополнительной работы и внести необходимые изменения в должностную инструкцию.
3. Принцип соответствия. Определить соответствие работника занимаемой должности - задача не из легких. Необходим опыт и умение отделить профессиональные деловые качества от словесной мишуры и внешней помпезности сотрудника. Чаще всего люди пытаются откусить больший кусок, чем могут проглотить, ведь обычно человек весьма высокого мнения о своих способностях и интеллекте. В общем, ситуация по найму работников в компании довольно типична: всё решают связи и знакомства, а не профессионализм, желание работать, проявление инициативы, личные качества и т.д. Поэтому некоторые работники просто не соответствуют занимаемой ими должности.
4. Принцип повышения квалификации. В компании преобладает персонал в возрасте, люди, работающие исключительно на использовании своих навыков и опыта, в большей части не имеющие соответствующего образования. В компании не существует никаких обучающих программ, тренингов для персонала, работников не отправляют даже на семинары.
Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые, в отличие от административных методов, являются не просто заслуженными, а заработанными, например, за счёт экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявления личной инициативы. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.
Социально-психологические методы предприятия предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя (который из «диктатора» превращается в «отца семейства»), с другой стороны – на раскрытие личностных способностей каждого работника, помощь в его совершенствовании, что в конечном итоге ведёт к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а, следовательно, – к повышению этой деятельности. Этот метод широко используется в организации. Отношения между руководителем и подчиненными построены на доверии и взаимоуважении