Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:26, курсовая работа
Тема работы актуальна потому, что в различных странах управление в экономической сфере чаще всего обозначается термином «management», в политической сфере — термином «governance» («government»), а в сфере техники — термином «control» («controlling»).
В нашей стране термин «управление» применяется практически во всех сферах деятельности.
В настоящее время управление в организации считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: организации, и ее подразделениями, сотрудниками подразделении, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ 13
1.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 29
1.4 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ 34
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ «УРАЛ-ЛОБВА». 37
2.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 37
2.2. ВИДЫ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ. 39
2.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. 40
2.4 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 44
1.4 Характеристика персонала организации. 55
3 ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
По данным табл. 2, выпуск продукции в натуральном выражении из года в год уменьшался (несмотря на увеличение количества заказов на изделия деревообработки в 2010 году – на 10,9% относительно 2009 года, а за 2011 год – на 7,69% относительно 2010 года), а цена на продукцию при этом росла. Значительно увеличивалась цена на круглые лесоматериалы – на 14,45% в 2010 году по сравнению с 2009 и на 46,78% в 2011 относительно 2010 года.
Объем произведенной продукции в денежном выражении за 2010 год возрос на 3,55% по сравнению с 2009 годам, а за 2011 год на 35,36% по сравнению с 2010 годом за счет увеличения цен на продукцию.
На исследуемом предприятии выручка от реализации продукции определяется после оплаты отгруженной продукции, поэтому на ее изменение могут влиять следующие факторы, приведенные в табл. 3.
Таблица 3 - Расчет влияния факторов на изменение объема реализованной продукции.
Показатель в оптовых ценах предприятия | Сумма, млн. р. | Темп роста, % | |||
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2010/2009 | 2011/2010 | |
1. Остаток готовой продукции на начало года | 171,06 | 148,56 | 56,64 | 86,85 | 38,13 |
2. Выпуск товарной продукции | 1063,86 | 1101,58 | 1491,13 | 103,55 | 135,36 |
3. Остаток готовой продукции на конец года | 148,56 | 56,64 | 94,02 | 38,13 | 166,00 |
4. Отгрузка продукции за год (п. 1 + п. 2 – п. 3) | 1086,36 | 1193,50 | 1453,75 | 109,86 | 121,81 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: |
|
|
|
|
|
5.1 На начало года | 37,98 | 50,04 | 134,80 | 131,75 | 269,38 |
5.2 На конец года | 50,04 | 134,80 | 122,12 | 269,38 | 90,59 |
6. Реализация продукции (п. 4 + п. 5.1-п. 5.2) | 1074,30 | 1108,74 | 1466,43 | 103,21 | 132,26 |
Табл. 3 показывает, что остатки товаров, отгруженных покупателям на начало года увеличились в 2010 году на 31,75% по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году возросли на 169,38%. Остатки готовой продукции на начало года уменьшались: 2010 год по сравнению с 2009 г. – на 13,15%; 2011 год – по сравнению с 2010 г. – на 61,87%. Остатки готовой продукции на конце года росли на протяжении периода 2009–2011 гг.
Таким образом, объем реализации продукции вырос на 3,21% в 2010 году за счет увеличения выпуска, остатков товаров, отгруженных покупателям на конец года и на начало года, а также в связи с уменьшением остатков готовой продукции на складах; в 2011 году – на 32,26%, за счет увеличения выпуска продукции и значительного уменьшения остатков готовой продукции на складах на начало года.
Исходные данные для анализа себестоимости продукции представим в табл. 4.
Таблица 4 - Затраты, включаемые в себестоимость продукции и их динамика
Показатели | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Темп роста 2010/2009 | Темп роста 2011/2009 | ||
% | (+,–) | % | (+,–) | ||||
1. Материалы | 275 011 | 228 495 | 300 938 | 83,09 | -46 516 | 131,70 | 72 443 |
2. Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих | 69 177 | 78 214 | 97 906 | 113,06 | 9 037 | 125,18 | 19 692 |
3. Расходы по содержанию оборудования | 282 927 | 304 446 | 348 895 | 107,61 | 21 519 | 114,60 | 44 449 |
4. Возмещение износа инструмента | 60 | 233 | 3 837 | 388,33 | 173 | 1 646,78 | 3 604 |
5. Цеховые расходы | 210 135 | 211 757 | 252 264 | 100,77 | 1 622 | 119,13 | 40 507 |
6. Общезаводские расходы | 284 064 | 248 858 | 283 372 | 87,61 | -35 206 | 113,87 | 34 514 |
7. Прочие | 32 790 | 63 180 | 50 876 | 192,68 | 30 390 | 80,53 | -12304 |
8. Брак, относимый на себестоимость | 753 | 5 647 | 4 459 | 749,93 | 4 894 | 78,96 | -1 188 |
9. Производственная себестоимость | 1 154917 | 1 140830 | 1 342547 | 98,78 | -14 087 | 117,68 | 201 717 |
10.Внепроизводственные расходы | 0 | 31 | 35 | - | 31 | 112,90 | 4 |
11.Полная себестоимость в т.ч | 1 15497 | 1 140861 | 1 342 582 | 98,78 | -14 056 | 117,68 | 201 721 |
11.1. Переменные расходы | 344 188 | 306 709 | 398 844 | 89,11 | -37 479 | 130,04 | 92 135 |
11.2. Постоянные расходы | 810 729 | 834 152 | 943 738 | 102,89 | 23 423 | 113,14 | 109 586 |
Рассмотрим факторы, повлиявшие на изменение себестоимости за 2009–2011 годы.
Из таблицы видно, что затраты на материалы за анализируемый период сначала уменьшились в 2010 году на 46 516 тыс. р., в 2011 году рост составил 72 443 тыс. р. Это было связано с колебанием цен на материалы и снижением выпуска отдельных видов изделий в натуральном выражении.
Расходы на оплату труда росли за счет увеличения тарифных ставок.
Рост цеховых расходов (в 2010 году на 1 622 тыс. р., а в 2011 году на 40507 тыс. р.) произошел за счет увеличения цен на топливо и энергию со стороны, а также увеличения цен на вспомогательные материалы.
Общезаводские затраты в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшились на 35 206 тыс. р. за счет снижения расходов на содержание аппарата управления и прочего общезаводского персонала. Что касается периода 2010–2011 годов, то произошел рост общезаводских расходов на 34 515 тыс. р. из-за пересчета стоимости основных производственных фондов и в связи с увеличением количества ремонтов зданий и сооружений.
Прочие расходы в 2010 году относительно 2009 года возросли почти в 2 раза (на 92,68%) в связи с ростом кредиторской задолженности. В 2011 году показатель этих издержек снизился на 12 304 тыс. р. за счет снижения расходов на утилизацию отходов производства, которые стали меньше из-за снижения выпуска продукции в натуральном выражении.
Внепроизводственные расходы увеличились в связи с ростом расходов на транспортировку продукции и участия продукции предприятия в выставках. К концу 2011 года этот показатель увеличился на 12,9%.
Сумма переменных расходов за 2010 год по сравнению с предыдущим годом снизилась на 37479 тыс. р. за счет уменьшения расходов на материалы, и увеличилась к концу 2011 года на 92135 тыс. р.
Постоянные расходы с каждым годом увеличиваются в связи с ростом расходов на возмещение износа специнструмента, расходов по содержанию оборудования, цеховых расходов и общезаводских.
К переменным расходам относят:
материалы;
оплата труда рабочих.
Исходные данные для факторного анализа себестоимости реализованной продукции в зависимости от объема производства и реализации продукции представлены в табл. 5.
Таблица 5 - Данные для факторного анализа себестоимости реализованной продукции
Показатель | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Темп роста 2010/2009 | Темп роста 2011/2010 | ||
% | (+,–) | % | (+,–) | ||||
1. Сумма постоянных расходов, тыс. р. | 810 729 | 834 152 | 943 738 | 102,89 | 23 423 | 113,14 | 109 586 |
2. Удельные переменные расходы, тыс. р. | 2,499 | 1,777 | 2,528 | 71,11 | 0,722 | 142,26 | 0,751 |
3. Объем реализованной продукции, шт. | 137 730 | 172 593 | 157 745 | 125,31 | 34 863 | 91,40 | -14 848 |
Итого себестоимость реализованной продукции, тыс. р. | 1 154 917 | 1 140 861 | 1 342 582 | 98,78 | 14 056 | 117,68 | 201 721 |
Выводы по результатам анализа факторов, влияющих на себестоимости реализации продукции:
1. Период 2009–2010 гг.: снижение себестоимости на 14 056 тыс. р. в 2010 году по сравнению с предыдущим годом произошло за счет уменьшения доли переменных расходов на 124 612,146 тыс.р. Отрицательное влияние оказал рост постоянных расходов на 23 434,239 тыс. р.) и рост объема реализации.
2. Период 2010–2011 гг.: увеличение себестоимости на 201 721 тыс. р. в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло за счет увеличения удельных переменных расходов на 118 466,495 тыс. р. и роста суммы постоянных расходов.
Исходные данные для анализа балансовой прибыли предприятия представим в виде табл. 6.
Таблица 6. Факторы, влияющие на изменение балансовой прибыли
Показатель | Сумма, тыс. р. | Темп роста 2010/2009, % | Темп роста 2011/2010, % | |||||
2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1. Прибыль (убыток) от реализации продукции | -80617 | -32 121 | 123 848 | 39,84 | 385,57 | |||
2. Операционные финансовые результаты: – выручка от реализации |
1 688 |
3 520 |
1 721 |
208,53 |
48,89 | |||
3. Внереализацион-ные финансовые результаты: | 55 659 | 740 177 | 926 512 | 132,98 | 125,17 | |||
3.1. Выручка от сдачи в аренду производственных площадей |
533095 |
710 217 |
906 774 |
133,23 |
127,68 | |||
3.2. Выручка за использование стоянки |
23 495 |
29 960 |
19 738 |
127,52 |
65,88 | |||
Итого балансовая прибыль: | 477 678 | 711 537 | 1 052 063 | 148,96 | 147,86 |
По данным табл. 6, балансовая прибыль за рассматриваемый период (2009–2011 гг.) увеличивалась: на 48,96% за 2005 и на 47,86% за 2006 год. Положительное влияние на изменение балансовой прибыли из года в год оказывают внереализационные финансовые результаты (выручка от сдачи в аренду производственных площадей и за использование стоянки) и операционные финансовые результаты (выручка от реализации). За 2010 год убыток от реализации продукции снизился на 60,16%, а за 2011 год выручка от реализации возросла на 285,57%.
Так как прибыль от реализации продукции, операционные финансовые результаты и внереализационные финансовые результаты – это факторы 1-го порядка, за счет которых изменяется балансовая прибыль, то необходимо также выделить факторы 2-го порядка балансовой прибыли, которые являются составляющими прибыли от реализации продукции.
Исходные данные представим в табл. 7.
Таблица 7 - Факторы 2-го порядка, влияющие на изменение балансовой прибыли
Фактор | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Темп роста 2010/2009 | Темп роста 2011/2010 | ||
% | (+,–) | % | (+,–) | ||||
1. Объем реализованной продукции, шт. | 137 730 | 172 593 | 157 745 | 125,31 | 34 863 | 91,40 | -14 848 |
2. Средняя цена реализации одного изделия, тыс. р. | 7,801 | 6,424 | 9,296 | 82,35 | -1,377 | 144,71 | 2,872 |
3. Средняя себестоимость реализации одного изделия, тыс. р. | 8,385 | 6,610 | 8,511 | 78,83 | -1,775 | 128,76 | 1,901 |
Итого: прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. р. | -80 617 | -32 121 | 123 848 | 39,84 | 48 496 | 385,57 | 155969 |