Особенности российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего

развития. Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед

ней. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее

увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной

перспективе - восстановить и упрочить позицию России как одной из стран -

лидеров мирового развития.

Файлы: 1 файл

Особенности Российского менеджмента.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)

 структуру  организационно-управленческих отношений,  определяя  потребности,

 стимулы  и мотивы субъектов и объектов.

    В  результате  изменений   на  западном  рынке,  появились   новые   типы

 технологий, и  ускорилась  их  обновляемость.  Уже  сейчас  более  быстрое

 обновление  некоторых  видов  товаров   становится   характерным   и   для

 российского  потребительского рынка.

    Стихийная  сила   рынка   не   в   состоянии   обеспечить   эффективное

 функционирование   экономики,   а   тем   более   развитие    современного

 конкурентоспособного  производства.  Сама  жизнь   требует  соответствующего

 централизованного  и прогнозируемого развития экономики.

    Современное производство глубоко  дифференцировано и диверсифицировано  в

 различных  отраслях, специализирующихся на  выпуске определенной  продукции.

 Но  по мере  дифференциации,  возникновения   все  новых  и  новых   отраслей

 возрастает  роль межотраслевой координации,  кооперирования  связей,  причем

 не  только отраслей, но и экономических  районов и территорий.  Естественно,

 что  ни отдельный собственник, ни  даже крупная корпорация  не  в  состоянии

 эффективно  реализовать объективную тенденцию  централизации. Эта  тенденция

 и  находит свое выражение в государственном  управлении и регулировании.

    В условиях современной научно-технической  революции  уже  существуют  и

 возникают  вновь такие  отрасли  производства,  техники  и  науки  (атомная

 энергетика,  электроника,  космическая  техника   и  др.),  организовать  и

 усиленно  развивать которые в рамках  собственности отдельной корпорации, не

 говоря  уже об отдельном собственнике, невозможно. Здесь нужно объединение,

 концентрация  огромных средств и  материалов,  усилий  больших  коллективов

 ученых, инженеров, рабочих. Система государственного  управления  является

 тем  органом, который вынужден  брать   на  себя  эти  сложные,  динамически

 развивающиеся,  подчас противоречивые функции.

    Теория и практика современного  менеджмента в России еще не  освоены,  а

 отечественные  менеджеры пока не овладели  должным образом передовым опытом.

    Капиталовложения сами по себе  не дают  оптимального  эффекта.  Качество

 продукции   и  производительность  труда   рабочих   зависят   от   качества

 современного  менеджмента. Профессиональные менеджеры  определяют, изучают и

 анализируют   проблемы.   Они   с   головой   уходят   в    специализацию,

 стандартизацию, эффективность, производительность  и оперирование  цифрами.

 Однако  они идут на всякие увертки,  когда надо принимать  сложные   решения.

 Иногда  они  жалко  выглядят,  когда   им  поручают  добиться  прибыльности,

 обеспечить  нормальную работу и продвинуть  организацию  на  новые  рубежи.

 Менеджеры  слишком мало занимаются своими  рабочими, они их побаиваются.

    Стандартное  образование   больше   не   обеспечивает   будущих   высших

 руководителей  (президентов) глубоким практическим  знанием производственно-

 технологической   базы  их  компаний.  Им  нужны   финансовые,  юридические,

 социально-психологические  и другие  знания.  Остроту   проблемы  усугубляют

 утрата  перспективы и отсутствие чувства  целостности системы. Менеджерам  не

 хватает  гуманитарного образования, широты  взглядов, чувства истории.

    По мере того как  менеджеры   продвигаются  по  служебной   лестнице,  их

 собственные  интеллектуальные способности совершенствуются, а  в  характере

 переплетаются  очень разные,  порой  противоположные   черты:  стремление  к

 сотрудничеству   и   конкуренции,   лаконичность   стиля   руководства   и

 нетерпимость  к бюрократизму, склонность к  риску и трезвый  расчет  и  т.д.

 Однако  все  это  касается  в   основном  интеллектуально-волевых,   а   не

 эмоционально-душевных  качеств, т.е. тех черт личности, которые  необходимы

 руководителю  для правильного общения с  людьми.

    Решающее   значение   для   выявления   сущности   менеджмента    имеет

 собственность,  которая  в  настоящее   время   тесно   связана   с   ходом

 приватизации.  Приватизация   означает   приобретение   юридическими   или

 физическими  лицами у государства и местных  органов  управления  в  частную

 собственность:   предприятий   и   их   подразделений;   материальных    и

 нематериальных  активов  предприятий;  долей,  паев,  акций  государства   и

 местных  органов управления в капитале  акционерных обществ  и   товариществ;

 долей  паев,  акций  приватизируемых   предприятий  в  капитале  иных  АО  и

 товариществ,  предприятий с участием  иностранного  капитала,  коммерческих

 банков, концернов, союзов и других  объединений предприятий.

    Приватизация  осуществляется  несколькими   способами:  продажей   акций

 акционерного  общества открытого типа; продажей  предприятий  на  аукционе;

 продажей  предприятий по коммерческому  конкурсу;  инвестиционными  торгами;

 продажей  активов  ликвидируемых  и   ликвидированных  предприятий;  выкупом

 арендованного  имущества.

    Целями приватизации  являются:  создание  слоя  частных  собственников;

 повышение  эффективности работы предприятий;  социальная защита  работников;

 содействие   финансовой   стабилизации;   создание   конкурентной   среды;

 демонополизация  и привлечение иностранных инвестиций.

    Важная  роль  в  решении   этих   задач   принадлежит   менеджменту   и

 профессионалам-менеджерам.  Для  наглядности  взаимодействие  собственника

(правления,  директората), исполнительного директора  (главного  менеджера),

 производственного  менеджера и финансового менеджера  покажем на схеме (рис.

1.2). Их  отношения регулируются контрактами,  тем  не  менее  большую   роль

 играют  личные контакты, взаимное доверие,  стремление  к  сотрудничеству  и

 процветанию  корпорации.

    Действия  предпринимателя  определяются  главным   образом   поведением

 поставщиков,  потребителей и конкурентов, а  действия финансового  менеджера

 —  поведением  инвесторов,  акционеров,  кредиторов  (включая  коммерческие

 банки,  финансовые органы,  в  том   числе  налоговые  инспекции,  страховые

 компании).

    Собственник  или  лица,  уполномоченные  собственником   управлять   его

 имуществом, в соответствии с законом и  учредительными  документами   решают

 вопросы   создания   предприятия,   определяют   цели   его   деятельности,

 реорганизации   и  ликвидации,  осуществляют  контроль  за   эффективностью

 использования   и   сохранностью   имущества,   распоряжаются   финансовыми

 ресурсами  и проводят самостоятельную финансовую  политику.

    Предпринимательская  деятельность  может   осуществляться   как   самим

 собственником,  так  и  субъектом,  управляющим   его  имуществом  на  праве

 полного  хозяйственного ведения с   установлением  пределов  такого  ведения

 собственником  имущества. Отношения субъекта, управляющего  предприятием,  и

 собственника  имущества регламентируются контрактом.

    Контракт  на  ведение  предпринимательской   деятельности,   заключаемый

 предпринимателем   и   собственником   имущества,   определяет    взаимные

 обязательства   сторон,  устанавливает   ограничения   прав   использования

 имущества  и осуществления отдельных видов  деятельности.

    В том случае, когда предприниматель  и  собственник  —  одно  лицо,  ему

 принадлежит   право   ведения   предпринимательской   деятельности   путем

 учреждения  и приобретения  предприятия,  найма  и  увольнения  работников,

 полного   распоряжения  прибылью  после   выполнения   обязательств   перед

 бюджетами  и банками.

    Менеджеры   в    своей    деятельности    руководствуются    следующими

 организационно-экономическими  принципами.

1.   Равенством  производителей  (продавцов)  и  потребителей  (покупателей)

 перед  внешними факторами.

2.    Равновесием   цен    (курсов,    процентных    ставок)    на    основе

 сбалансированности  спроса и предложения.

3.   Экономическим   регулированием   самостоятельных   действий   субъектов

 рыночных  отношений (производителей, продавцов,  посредников,  потребителей,

 покупателей).

4.  Использованием  юридических законов для экономического  регулирования.

5.   Наличием   конкуренции   как   условия   экономического   прогресса   и

 экономического  регулирования.

          2.   Отношения государственного  управления и менеджмента. 

    Управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией  труда;

 во-вторых, с необходимостью организации  коллектива для  достижения  какой-

 либо  цели; в-третьих, с  необходимостью  в  защите  и  охране  социума,  в

 установлении  определенного законопорядка, в   координации  и  регулировании

Информация о работе Особенности российского менеджмента