Особенности российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего

развития. Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед

ней. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее

увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной

перспективе - восстановить и упрочить позицию России как одной из стран -

лидеров мирового развития.

Файлы: 1 файл

Особенности Российского менеджмента.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)
p align="justify"> аналитического  подхода у  руководителей   всех  звеньев,  создать  культуру

 системного  мышления в обществе в целом.

    В государственном образовательном  стандарте  в  перечне   специальностей

 сравнительно  недавно появилась  специальность   «Менеджмент»,  и,  конечно,

 сразу   же   возникли   различные   мнения   по   поводу   ее    названия,

 целесообразности, практического содержания, специфики  и  принадлежности  к

 определенной  области знаний и профессиональной  деятельности.

    Наиболее  общей  точкой  зрения  является  та,  что  менеджмент  —  это

 специальность,  профессия  и  квалификация,   требующая   фундаментального

 основания:  экономического, технологического, информационного,  юридически-

 правового,  социально-психологического и т.д.  В  связи  с  этим;  возникают

 серьезные   теоретические  и  практические  задачи  отбора  и  формирования

 профессионального  корпуса управленцев, организаторов,  менеджеров.  Будущих

 менеджеров  нужно готовить в вузах как  на экономической и  технологической,

 так  и на инженерной базе, начиная  с низшей  ступени:  референт,  помощник,

 советник, консультант руководителя.

    Не  исключается  возможность   подготовки  менеджера   как   специалиста

 смешанного  типа:  экономиста-менеджера,  инженера-менеджера,   технолога-

 менеджера,  юриста-менеджера, товароведа-менеджера,  коммерсанта-менеджера,

 предпринимателя-менеджера,  врача-менеджера и т.д.

    Особенность  специальности   заключается  в  ее  соединении  с   другими

 специальностями  в процессе первого высшего  образования.

    Практика   подтверждает   необходимость   подготовки   профессиональных

 менеджеров  в системе второго образования,  но  это  вовсе  не  значит,  что

 следует   исключить  первое  образование.  Профессионализм  в  любом   деле

 формируется  лучше, если он формируется  с  «чистого  листа».  Специальность

 «Менеджмент»  в этом случае не исключение.

    Менеджмент по опыту цивилизованных  индустриально развитых стран,  да  и

 по  опыту реформирования управления  в России, необходимо рассматривать   как

 инновационный  тип управления в системе горизонтальных  рыночных  отношений

 между  производителями, потребителями  и посредниками.

    Системно-инновационный тип управления  порожден  потребностями  открытой

 либеральной  экономики и  обладает  вполне  определенными  чертами.  К   ним

 относятся:  приоритеты  экономических  интересов   и  процессов,   важность

 человеческого  фактора, гибкие организационные   формы,  конкурентоспособные

 системы  управления, профессиональная подготовка  менеджеров.

    Профессионализация  менеджмента   обусловлена   нарастающей   сложностью

 управления,  которая  определяется  не   столько   увеличением   масштабов

 управления, сколько усложнением  его   структуры  и  технологии,  усилением

 динамики, повышением социальной ответственности,  обострением  конкуренции.

 Современный  менеджмент — это управление  в условиях экономического риска   и

 угрозы  банкротства.

    Профессионализация менеджмента  определяется шестью факторами:

   1) профессиональной подготовкой  самого менеджера;

   2) профессионализмом персонала управления;

   3)  организационными  и  социально-экономическими  условиями,  в  которых

      возможно проявление профессионализма, его практическая реализация;

   4) стимулированием реализации потенциала  менеджера в созидательном труде; 

   5) духовностью, терпимостью и  поиском правды;

   6) созидательным проявлением любви  к Родине.

    В своей  профессиональной  деятельности  менеджер,  как   функциональный

 работник,  так  и  системный   руководитель   корпоративного   управления,

 выполняет   разные  роли:  генератора  идей;  концептолога   —   проводника

 концепции  управления; инноватора  —  как   защитника,  так  и  организатора

 реализации  инноваций;  организатора  —   проектировщика   организационных

 структур; арбитра  —  главного  лица  в  решении  конфликтов;  эксперта  —

 человека, умеющего провести анализ и  дать объективную оценку; консультанта

 —  специалиста, способного дать  полезные рекомендации, советы и   установки.

 Наконец,  менеджер — это лидер, руководитель, принимающий решения и берущий

 на  себя ответственность.

    Профессионализм созидания и  законопослушность управленцев  и  менеджеров

 должны  стать  основной  мерой  их  ценности,   поэтому   профессиональное

 отношение  к любому виду деятельности  должно воспитываться  как   осознанная

 необходимость  не только выживания, но и  цивилизованного развития.

    Разрабатывая  модель  специальности   «Менеджмент»  и   квалификационные

 требования  к  ней,  рекомендуется  исходить  из  оценки   четырех   типов

 характеристик  потребительной стоимости данного  специфического товара:

1)      профессионально-квалификационных,       определяющих        основное

 предназначение  кадрового менеджера и обусловленных  в свою очередь  уровнем

 и  содержанием его знаний, умения  и навыков;

2)  физических, связанных с  социально-демографической   ситуацией  в  стране

(регионе);

3)   психомотивационных,  включающих  психофизиологические   особенности   и

 мотивационный  механизм профессиональной деятельности  специалиста;

4)    специфических,   отражающих   конкретные   желания   и    предпочтения

 работодателя   в   отношении   потребительной   стоимости    специальности

 «Менеджмент».

    В  настоящее  время  основное  внимание  акцентируется  не  столько  на

 профессиональной   способности   к   труду,   сколько   на    особенностях

 потребительского  спроса на рабочую силу. Поэтому  важно  изменить  ситуацию

 купли-продажи  рабочей  силы  путем  смены   подхода  к  построению  системы

 содействия  занятости  населения  и   профессиональной  подготовки  кадров,

 перехода  от системы «рабочая сила —  покупатель» к  системе   «покупатель  —

 рабочая   сила».  Такой  подход  будет   содействовать  интеграции  труда   и

 соответствующего  рынка  с  другими  факторами   производства   и   рынка,

 способствуя   удовлетворению  потребности   в  товарах  и  услугах   наиболее

 целесообразным  образом.

    Модель личности  специалиста   —  это  динамическая  система   свойств  и

 качеств,  необходимых  квалифицированному   работнику   для   оптимального

 выполнения  профессиональных функций  в   рыночных  условиях  хозяйствования

(рис. 3.2).

    Прогностическая  ценность   этой   модели   заключается   в   выявлении

 эффективных  способов, методов обучения и  воспитания работника, отвечающего

 ожиданиям  работодателя. Практическая ценность  состоит  в  создании  основы

 для  маркетинга  персонала  в   корпорациях,  муниципальных   образованиях  и

 регионах, корректировке учебных программ  подготовки, например  менеджеров,

 разработке   должностных   инструкций   в   сфере   их    профессиональной

 деятельности. Теоретическая ценность определяется  возможностью  нахождения

 путей  такого соединения рабочей силы  со средствами  производства,  которое

 содействовало  бы максимизации прибыли предприятия,  корпорации.

    В основе модели личности специалиста  лежат принцип  адекватности,  т.е.

 стремление  обеспечить соответствие потребностям  покупателя рабочей силы, и

 принцип  динамичности, т.е. возможность периодически  корректировать  модель

 с  учетом происходящих изменений.

    Построение модели  проводится  в  два  этапа.  На  первом  изучаются  и

 анализируются  предметная и функциональная  сущности профессионального труда

 для   выделения  их  базовых  компонентов   с   тем,   чтобы   спроецировать

 практическую  деятельность на методологию  познания в процессе обучения.

    На втором  этапе  определяется  комплекс  необходимых  знаний,  умения,

 мотивов  и способностей  к  труду.  Развитие  совокупности  профессионально

 значимых  характеристик  рабочей  силы  отражает  прогрессивную  динамику:

 знание  подготавливает  умение;   умение   совершенствует   навык;   навык

 способствует  зарождению  знания   на   более   высоком   уровне;   мотивы

 профессиональной  деятельности есть производное  от знаний, умения,  навыков

 и  представляемой перспективы.

    Установление  и  развитие  договорных  связей  в  системе   «учреждения

 профессиональной  подготовки — предприятия» —  это, по сути,  одна  из  форм

 контрактной  системы найма и оплаты  труда,  позволяющая  при  формировании

 специфической  рабочей  силы  ориентироваться   на  желания  и  предпочтения

 работодателя. Заказ на подготовку конкурентоспособного  работника не должен

 быть  просто формальной заявкой предприятия  учебному заведению.

Информация о работе Особенности российского менеджмента