Особенности управления женским персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:29, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности и проблемы женского персонала организации, разработать методы их решения.
Объект исследования: женский персонал как часть ресурса организации.
Предмет исследования: особенности управления женским персоналом
Гипотеза исследования: управление женским персоналом организации будет эффективным при наличии в коллективе положительных коммуникативных установок и усилении материальной и моральной мотивации сотрудниц.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования и выявить уровень разработанности проблемы в управленческой теории и практике.
2. Охарактеризовать понятия «организация», «персонал», выявить специфику человеческих ресурсов организации.
3. Проанализировать специфические особенности и проблемы женского персонала, выявить возможности их использования в процессе управления организацией.

Файлы: 1 файл

upravlenie_zhenskim_personalom_organizacii.doc

— 863.00 Кб (Скачать файл)

1.2.            Похвала  перед  лицом  коллег – призыв к общественному  признанию  заслуг  работника: применяется  на  корпоративных  мероприятиях – праздник «Новый Год » и «8 марта» (2 раза в год)

    • Фактор  статуса – если  работника публично  похвалили, то  значит,  этот  работник  получает  моральное  право  на  некую  лидирующую  позицию;
    • Фактор  команды – тот, кого  поощрили  публично, начинает  себя  чувствовать  членом «команды», у  него  появляется  чувство  ответственности  за  общий результат;
    • Фактор  целеполагания – публичная  похвала, фактически,  является  отражением  целей  руководителя, показывает  работникам   «линию  партии  и  правительства».

2.        Материальные  стимулы:

Оплата  труда   (премирование за добросовестную работу примерно на 10 % -15 % от оклада).

             3.        Дополнительные  льготы: (соцпакет)

    • Медицинское  страхование (медицинская  страховка на 1000 рублей  в год, оплата  прививок от гриппа и от клещевого энцефалита, предоставление  РОФЭС - диагностики 1 раз в год).
    • Доставка  транспортом  Компании  или  частичная компенсация  расходов  на  проезд 
    • Частичная  компенсация оплаты питания (50%). Организация  питания в столовой  предприятия.
    • Отпускные  льготы для  детей (частичная  оплата летнего отдыха  детей, 50 % стоимости путевки, но не более определенной суммы)
    • Возможность получения беспроцентные  ссуды   на  один год (на  приобретение  ТНП  или  путевки).
    • Частичная  компенсация на  содержание детей  от 0 до 7 лет в  ДДУ.
    • Новогодние подарки  детям до 14 лет.
    • Социальные  выплаты  к  юбилеям, свадьбам, или  по  поводу  рождения  ребенка
    • Подарки ко  Дню  рождения  сотрудника, 8 марта.
    • Предоставление в день рождения  4 часов отгула для сотрудника.
    • Предоставление детского дня раз в месяц для женщин, имеющих детей до 14 лет.

 

  4. Мотивирование непосредственно  процесса  труда:

    • Ощущение  незаменимости  сотрудника. Узнаваемость  постоянными  клиентами.
    • Хорошее  рабочее  окружение.
    • Максимальная  комплектация  рабочего  места.
    • Оборудование комнаты отдыха.
    • Возможность  профессионального  роста.
    • Возможность  самостоятельно выбирать  график круглосуточных смен  и отпуска. (При составлении  графика отпусков данным  работникам  предоставляется  приоритетное  право  выбора  времени отпуска, устанавливают очередность только между собой, т.е. определяют в мини- группе.)
    • Предоставление    возможности пройти обучение  на  открытых  тренингах и компьютерных курсах.  

В целях улучшения коммуникативных установок коллектива руководителю необходимо:

1. формировать новую культуру деловых взаимодействий в коллективе, что означает разработку норм взаимодействия между сотрудниками, связанных с их толерантностью (терпимостью) друг к другу, конструктивного принятия и понимания другой точки зрения, в том числе и критической. Эта задача решается непосредственно руководителем: он сам демонстрирует объективный стиль в управлении, ко всем сотрудникам относится соответственно результатам их работы, не выделяет "фаворитов", поддерживает конструктивного критика, не раздражается, не кричит и всегда сохраняет бодрое состояние духа.

2. учитывать психологическую совместимости людей по возрасту, полу, ценностям, происхождению, темпераменту, стилю мышления и реализуемых социальных ролей. Другими словами, если в профессиональном плане людям приходится вести дискуссии и спорить, то в личностном плане они должны быть хорошо совместимы между собой.

3. Третья задача, которая встает перед руководителем, связана с его умением эффективно управлять деловой конкуренцией.

Эмоциональная "разгрузка" активной и успешной команды периодически необходима. Люди должны иметь возможность "выпустить пар", желательно в непроизводственных и "безопасных" условиях. Накапливающаяся раздражительность и психологическая усталость от общения друг с другом никуда не исчезает, и будет значительно лучше, если эмоциональные разрядки будут происходить не на работе, а в другом месте.

"Другое место" - это выездные  разгрузочные, эмоционально позитивные  и увлекательные мероприятия  и тренинги.

Как часто необходимо проводить антистрессовые тренинги и мероприятия? Единого и обязательного для всех коллективов стандарта не существует. В случае наличия несложившегося или конфликтного коллектива такие тренинги могут быть довольно частыми, например один раз в квартал. Если же атмосфера в подразделении позитивно-устойчивая, то разгрузочные тренинги могут проводиться один раз в полгода с целью снижения усталости сотрудников. Как правило, усталость и "выгорание" люди чувствуют в конце декабря и в конце апреля, поэтому тренинги по стресс-менеджменту лучше проводить в это время.

С целью принятия решения по организации разгрузочных мероприятий и тренингов необходимо иметь постоянную обратную связь с персоналом и отслеживать настроения людей. Желательно проводить такие мероприятия и тренинги не тогда, когда серьезно снижается эффективность команды и люди начинают конфликтовать или увольняться, а значительно раньше. Для этого примерно раз в два месяца руководитель должен проводить анкетирование персонала с целью анализа общественного мнения. (См Приложение 6)

 

 

 

ВЫВОДЫ

В ходе экспериментального исследования нами был исследован женский персонал линейных железнодорожных касс г. Новокузнецка. В целях формирования положительных установок в профессиональной деятельности и организационной коммуникации нами изучены такие характеристики как эффективность общения и уровень эмоциональной устойчивости, а также психологический климат коллектива и стратегии, применяемые сотрудниками при разрешении конфликтных ситуаций.  

Нами отмечены недостаточная сформированность данных характеристик, а также выявлены отдельные коммуникационные проблемы,  существующие в коллективе, как-то наличие конфликтов в общении, высокая эмоциональная тревожность, недовольство условиями труда и слабой  поддержкой мотивации труда сотрудников со стороны руководства предприятия.

Однако в целом мы можем говорить о движении коллектива к консолидации или сплоченности. Факторами такой сплоченности выступают сходство между сотрудниками во взглядах, ценностях и интересах, а также наличие в группе условий и возможностей для реализации интересов и целей всех ее членов. Персонал  отличается устойчивыми неформальными отношениями и стабильной групповой динамикой, низкой текучестью, хорошей психологической атмосферой, положительными взаимными оценками людей.

Нами были разработаны рекомендации  по повышению мотивации работников и улучшению организационной коммуникации в коллективе.

В качестве одного из методов решения заявленных проблем мы рекомендуем провести в коллективе в ближайшее время тренинг коммуникативных умений. Коммуникативный тренинг поможет решить задачу формирования положительных коммуникативных установок и эмоциональной гибкости личности сотрудниц коллектива.

Необходимо чтобы тренинг проходил в живописном месте, в выходные дни. Кроме того, для неформального общения должно быть выделено свободное время, большим плюсом будет разработанная участниками тренинга культурная или любая другая развлекательная программа. В результате проведения тренинга сотрудники не только получат коммуникативные знания и умения, но и смогут восстановить или поддержать на высоком уровне положительную атмосферу в коллективе. 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня все сферы общественной жизни нуждаются в существенных преобразованиях, адекватных современным процессам развития нашей страны. Практика функционирования общественных структур постоянно эволюционирует по мере развития мировой цивилизации. Многочисленные эксперименты и научные исследования позволяют в полной мере говорить о необходимости более широкого привлечения женского персонала во все сферы деятельности и обеспечения наибольшей эффективности использования его труда.

Взгляды на систему управления, формы и методы использования женского персонала определяются в первую очередь национальными особенностями и социально-экономическим положением каждой страны.

Однако кроме этого существуют психофизиологические, биологические и мотивационные особенности женского персонала, учитывая которые менеджер может актуализировать значительные ресурсы управления, заключенные в личностном потенциале гендерных отношений.

В нашем исследовании мы рассматривали организацию, женский персонал которой представляет собой часть государственных служащих. Ему в полной мере присущи все соответствующие специфические черты: иерархия должностей, отношения начальник-подчиненный, прямая зависимость прав и обязанностей от служебного положения, разделение функций между сотрудниками. Однако кроме этого женскому персоналу свойственна особая организационная коммуникация, в которой главное место занимает положительная,  дружественная  атмосфера в организации,  особые мотивирующие факторы в профессиональной деятельности.

В результате нашего исследования можно выделить следующие факторы, присущие женскому персоналу организации:

1. Более эмоциональные отношения, большее проявление эмоций

2. Доминирующая ориентация –  доброе, душевное отношение к  себе и более или менее подходящий  заработок.

3. Более непосредственное отношение  к окружающим, большая доверчивость.

4. Внимание к деталям, мелочам.

5. Отзывчивость на внимание, ласку, похвалу, вознаграждение, проявления чуткости.

Женщины высоко ценят дружный, сплоченный коллектив. А оно берет начало в общении с людьми и стремлении создать для них хорошие условия труда, быта и отдыха.

Кроме того, при управлении женским персоналом следует учитывать специфические моменты в сознании каждой сотрудницы, складывающиеся в процессе ее отношений с другими, ее представление об окружающем и происходящем, включая и других людей, ее представление о себе, ее тип понимания действительности, вырабатываемый в результате жизненной практики, то есть изучение и использование всего комплекса практически обыденного сознания человека, самые яркие и характерные черты которого являются производными от непосредственных житейских отношений, в которых участвует женщина, и той деятельности, которую она повседневно осуществляет.

Современные российские реалии свидетельствуют, что работа по изучению опыта использования женского персонала имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Только используя огромный потенциал этой гендерной группы, руководитель любого предприятия сможет конкурировать на сегодняшнем рынке труда.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе // Социс.- 1996.-№3. -С.80.
  2. Берне Д. Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений.-М.: Вече, Персей, ACT, 1995. – 179 с.
  3. Виноградова Е.Г. Конфликт в коллективе//Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. - №2. – С.72-87.
  4. Гвоздева Е.С., Герчиков В.И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров. //Социс. –2000.-№11. – С. 45-57.
  5. Горчакова В. Мифология женской карьеры. //Управление персоналом.-2003. - N 3.- С.54-56
  6. Грошев И., Юрьев В. Гендерные различия поведения руководителей в конфликтных ситуациях //Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2.- С.72-81.
  7. Дэвис Ф. Создай себе имидж. Мн.: ООО «Попурри», 1998.
  8. Ефремова О.И. Женщина и успех. Женщина элегантного возраста. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 327 с.
  9. Женская психология. Составитель Н.А.Литвинцева. - М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994.- 338 с.
  10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.:Экономика, 1990. – 335 с.
  11. Кнорринг В.И.Основы искусства управления. – М.:Дело, 2003. -  328 с.
  12. Комаров Е.И. Гендерный менеджмент. //Управление персоналом. – 2001.-№11-12.-С.49-53.
  13. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску.- М.:Изд-во Ин-т психологии РАН. -1997. -312 с.
  14. Кузин Ф.А.   Современный имидж делового человека, бизнесмена, полити¬ка. - М.: Ось-89, 2002. - 512 с.
  15. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. – М.:Перспектива, 1997. – 288 с.
  16. Литвинцева Н.А. Женская карьера.//Горячая линия бухгалтера. – 2003. - №4. – С.34-38.
  17. Магура М.И.,  Курбатова М.Б.  Оценка  работы  персонала:  Практическое  пособие  для  руководителей  разного  уровня  и  специалистов  кадровых  служб. – М.:  ЗАО  «Бизнес-школа  «Интел-Синтез»,  2002. – 144 с.
  18. Малиновсий П.  Методы  оценки  персонала  // Кадровик. – 2002. - №6. – С. 53 -  56
  19. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М. – Новосибирск, 1999.- 312 с. 
  20. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия.- М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.- 256 с.
  21. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. — М: Юрайт-Издат, 2003.-591 с.
  22. Митина Л.М., Асмоковец Е.С. Эмоциональная гибкость личности: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.:Флинта, 2001. -356 с.
  23. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности.— М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 256 с.
  24. Основы менеджмента: Учеб. для вузов /Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. — М.: Высш. школа, 2001. —367 с.
  25. Пугачев В.П.  Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Владос, 2002. – 218 с.
  26. Самарцева O.K., Фомина Т.А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса // Социс. - 2000. -  № 11. – С.12-17.
  27. Самоукина Н. Сплоченная команда: когда это хорошо и когда это плохо//Управление персоналом. – 2005. - №4. – С.51-54.
  28. Сотникова С.И.  Управление  карьерой:  учебное  пособие. – М.:  ИНФРА-М,  2001. – 407 с.
  29. Тартаковская И. Карьера женщины в индустрии//Человеческие ресурсы. – 2003. -№ 1. – С. 29-32.
  30. Тупицын А.Л. Оценка кадрового потенциала руководителей // Новосибирск, 2005. – 100с.
  31. Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления. //Социс. - 2002. - №11. – С.135-141.
  32. Управление  персоналом  организации:  Учебник / Под  ред.  А.Я. Кибанова. – М.:  ИНФРА-М,  1997. – 512 с.
  33. Федорова Н.В., Минченков О.Ю. Управление персоналом организации. – М.: Кнорус, 2005. – 416с.
  34. Феонова М.P. Управление персоналом: Методология анализа качества рабочей силы. - М.: Наука, 2001. - 214 с, ил. (Серия "Экономическая наука современной России").
  35. Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления//Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - №2. – С.67-74.
  36. Чирикова А.Е.  Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний. //Социс. – 2003. - №1.- С.73-82.  
  37. Шекшня С.В.  Управление  персоналом  современной  организации:  учебно-практическое  пособие. – М.:  ЗАО  «Бизнес-школа  «Интел-Синтез»,  2000. – 368 с.
  38. Шекшня С.В.  Управление  персоналом  современной  организации:  учебно-практическое  пособие. – М.:  ЗАО  «Бизнес-школа  «Интел-Синтез»,  2000. – 368 с.
  39. Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. – М.:Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 336 с.
  40. Штейнберг А.Г. Мужской характер женского менеджмента //Социс. - 2002. - №11. – 77-82.
  41. Щелкунова М.В. Управление женским персоналом: проблемы и перспективы. – М.:МЗ-Пресс, 2001. –222 с.
  42. Яковлев А.С., Блинов А.О. Особенности управления персоналом с преобладанием женщин //Управление персоналом, №3. – 2003. – 38-38.

Информация о работе Особенности управления женским персоналом