Планирование как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:51, практическая работа

Описание работы

Благодаря этой работе я узнала много нового о такой функции менеджемента как планирование, узнала его значение, методы и функции.Планирование – это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения поставленных целей.Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает чёткую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Содержание работы

Введение__________________________________________________1-2 стр.
Глава 1 .Планирование как функция менеджмента
1.1 понятие,значение и методы планирования___________________3-10 стр.
1.2 Основные виды планирования. Факторы влияющие на выбор формы планирования._____________________________________________ 10-17 стр.
1.3 Стратегическое планирование. Понятие и этапы стратегического планирования______________________________________________ 18-22 стр.
Глава 2 . Анализ планирования как функции менеджмента на примере предприятия ООО «Зевс».
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Зевс»._______________23-26 стр.
2.2 Анализ организационной структуры предприятия ООО «Зевс»____26-31 стр.
2.3 Описание процесса планирования инвентаризации в предприятии
ООО”Зевс”_________________________________________________31-33 стр.
2.4 Основные проблемы возникаюшие в процессе планирования_____ 33-35 стр.
Глава 3 . Мероприятия по совершенствованию функций планирования в предприятии ООО «Зевс»
3.1 мероприятия по решению основных проблем возникаюших в предприятии ООО ”ЗЕВС”_______________________________________________ 36-38 стр.
3.2 мероприятия по совершенствования процесса планирования
в предприятии ООО ”ЗЕВС” ___________________________________38-39 стр.
Вывод__________________________________________________________40 стр.
Библиография___________________________________________________41-42 стр.
Лицензия

Файлы: 1 файл

Глава 1 Планирование как функция менеджментае.docx

— 191.98 Кб (Скачать файл)

 

                   Глава 1 .Планирование как функция менеджмента

1,1 Понятие, значение и методы  планирования

Планирование  – функция менеджмента, предназначенная  для определения цели предприятия  и наилучших путей ее достижений. Планирование – это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого решения, который базируется на обработке исходной информации и включает в себя научную обоснованность целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.

Никакая организация  не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать  управленческие решения относительно:

- распределение  ресурсов;

- координации  деятельности между отдельными  подразделениями;

- координации  с внешней средой (рынком);

- создание  эффективной внутренней структуры;

- контроля за деятельностью предприятия;

- развития  организации в будущем.

Планирование  обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности  в решениях, устанавливает чёткую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Планирование – важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия.

Как экономическую  категорию планирование можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения.

С экономической точки зрения – это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом. Но если на рынке главным регулятором выступает закон стоимости, т.е. цена, определяющая выгодность производства, способы, объем, то на уровне отдельного предприятия ценовой       3

 

механизм  вытеснен сознательными действиями и авторитарными решениями предпринимателей и менеджеров. Внутренняя природа  фирмы основывается на системе плановых решений, в соответствии с которой  участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную  для самостоятельных и независимых  друг от друга субъектов рынка, и  их поведение оказывается под  контролем управляющих предприятием. 

С управленческих позиций планирование – важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы и способы их достижения. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование. Исходя из этого, можно сказать, что планирование – средство установления целей и задач бизнеса и координация совместной деятельности участников.

Значение  планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения ее целей. Такое согласование имеет два основных аспекта. Во-первых — это функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и ее подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями. Это — планирование по содержанию. Во-вторых — хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения. Это —планирование по времени, или процессуальное планирование. В первом случае решается вопрос, что будут делать исполнители; во втором — когда они это должны делать и в какой последовательности. В результате совокупная деятельность многих исполнительских звеньев организации (индивидов и подразделений) обретает содержательную и временную упорядоченность, их усилия синхронизируются, а деятельность организации приобретает целостный и скоординированный Таким образом, функция планирования обеспечивает фактически основную задачу управления — организационную и составляет поэтому суть управления в целом 1 . Ключевая роль планирования в управлении в сочетании с его сложностью и разнообразием его задач требуют его понимания не только как обязанности руководителя, но и как функции, реализуемой многими иными подразделениями организации. Поэтому в составе данной функции различают три основных компонента:

          1-индивидуальная деятельность руководителя по планированию;                          4

 

2-деятельность специализированных подразделений и служб (а также специально привлекаемых консультантов) по планированию;

3-взаимодействие руководителя со специализированными плановыми подразделениями и организация им деятельности этих подразделений.

Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством. С помощью планирования определяется цель развития предприятия, методы, способы и средства ее достижения, план действий на ближайшую и отдаленную перспективу. Роль планирования возрастает в рыночной экономике, где требуется долгосрочное протезирование ситуации. Планирование производства представляет собой непрерывный процесс разработки показателей, оценивающих производственно-хозяйственную деятельность в текущем периоде, а также на перспективу и обеспечивающих выполнение этих показателей в определенные сроки.

Планирование - это, прежде всего, предвидение ситуации развития предприятия, основанное на установлении закономерностей и тенденций  социально-экономического и научно-технического прогресса.Планирование носит двоякий характер. С одной стороны, каждое предприятие должно вносить свой определенный вклад в достижение единой цели народного хозяйства удовлетворение потребностей населения и тех или иных видах товаров и услуг. С другой стороны, каждое предприятие должно выполнять производственную программу и вести хозяйственную деятельность, чтобы обеспечивать работников предприятия рабочими местами, возмещать им материальные, моральные, физические и другие усилия путем выплаты зарплаты, а также осуществлять воспроизводственную деятельность.

Понятие планирования по отношению к управленческой деятельности имеет два основных значения, которые  можно обозначить как «широкое»  и «узкое». В своей широкой  трактовке функция планирования включает в себя ряд функций — выработку целей, прогнозирование, а также организацию исполнения и др. Далее такая, казалось бы резко отличная от планирования функция, как контроль, также рассматривается в теории как компонент планирования. 

планирование  и контроль — это «сиамские  близнецы»: контроль без плана работ  и критериев их выполнения невозможен; но и план, не  подкрепленный последующим контролем, так и останется только планом .Аналогична связь другой функции — принятия решения с планированием;          оно иногда даже определяется через функцию выработки решений: «Планирование — это, по сути  5

 

дела, выбор. Необходимость в нем возникает  только тогда, когда обнаруживается альтернативный образ действий» ;

Планирование  — это система заранее принятых решений. Планирование, таким образом, включено во все иные функции управления, выступает их необходимым компонентом, в силу чего принято говорить о его «вездесущести» . Планирование в то же время соорга-низует все другие функции, придавая им, а значит, — и всему управлению в целом, необходимую степень организованности. Широкая трактовка планирования положена в основу одного из современных и наиболее перспективных подходов к организации управленческой деятельности — в основу «стратегического планирования» .

В более узком  и специальном значении планирование рассматривается как этап, фаза управленческого  цикла, локализующаяся между этапами  прогнозирования и организации  исполнения. Две эти трактовки  не противоречат друг другу и являются взаимодополняющими. Неоднозначность  понятия планирования — естественное следствие реальной и тесной взаимосвязи  всех управленческих функций, их «взаимопроникновения»  друг в друга. Все они образуют органическую целостность и представлены в единстве. Это придает управлению его реальную жизненную сложность  и противоречивость. Любое аналитическое  выделение тех или иных сторон управления, его основных функций  условно. Оно оправдано лишь в  определенных границах, например для  детального ознакомления с содержанием  управленческой деятельности.

Планирование как основной процесс  управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план.Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования. Планирование предопределяет системное осмысливание ситуации, более четкую координацию, точную постановку задач и современные методы прогноза.Планирование в узком смысле слова сводится к разработке специальных документов планов, определяющих конкретные направления предприятия по достижению стоящих перед ним целей на предстоящий период.Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов.План тесно связан с конкретностью, т.е. выражается конкретными показателями, определенной величины или параметрами. План становится основой деятельности предприятия всех форм     собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечить                       6

 

согласованную работу подразделений, контролировать процесс, определить потребность в  ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать  целевые установки предприятия  и использовать систему показателей  деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей  различных служб. Планирование в  новых условиях это непрерывный  процесс использования новых  путей и способов совершенствования  деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться в  соответствии с конкретной ситуацией.

 В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена      или на один вид работы.

 Так как план является перспективным документом, для его разработки сформулированы следующие требования:

- преемственность  стратегического и текущего планов;

- социальная  ориентация:

- ранжирование  объектов по их важности;

- адекватность  плановых показателей;

- согласованность с параметрами внешней среды;

- вариантность;

- сбалансированность;

- экономическая  обоснованность;

- автоматизация  системы планирования;

обоснованность  плановых задач с точки зрения системы прогрес сивных техникоэкономических нормативов;

- ресурсное  обеспечение;

- наличие  разработанной системы учета,  отчетности, контроля, ответственности  за выполнение.

                                                                                                                                                                                 7   

 

Основные принципы и методы планирования

Планирование  и прогнозирование являются важнейшими составными частями управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия. Они позволяют:

• предвидеть перспективу развития предприятия  на будущее;

• более  рационально использовать все ресурсы  предприятия;

• избежать риска банкротства;

• более  целеустремленно и эффективно проводить  научно-техническую политику на предприятии;

• своевременно обновлять и модернизировать  выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

• повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

Но для  того чтобы прогнозирование и  планирование могли выполнять эти  функции, они должны быть построены  на научных принципах и методах.

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относятся:

• непрерывность  планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться  долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

• научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и  научно проверенных методах. Кроме  того, этот принцип означает, что  в планах должны использоваться самые  последние достижения в науке  и технике, а также передовые  методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом сообществе государств;

                                                                                                                                                                             8                              

 

• нацеленность планов на рациональное использование  всех ресурсов предприятия, на повышение  эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

• принцип  ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

• принцип  взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с  целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

В отечественной  практике применяются различные методы планирования на предприятии:

балансовый  метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

• трудовые (баланс рабочей силы);

• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства).

Информация о работе Планирование как функция менеджмента