Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 14:05, курс лекций
Роль и место планирования в управлении предприятием. Традиционные методы принятия плановых решений. Порядок и методика составления плана инвестиций на предприятии. Состав и содержание тактического плана. Оперативно-календарное планирование в массовом производстве.
ОКП в единичном производстве включает следующие плановые расчеты: расчет производственного цикла выполнения заказа и построение объемно-календарного графика выполнения отдельных заказов и сводного по всем заказам; расчет календарных сроков опережений в работе цехов; расчет загрузки оборудования и производственных площадей в планируемом периоде; ежесменный учет выполнения заказов.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Цели и функции бизнес-планирования
Оценка целесообразности внедрения того или иного мероприятия делается на основе бизнес-плана. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
Бизнес-план инвестиционного проекта (далее — бизнес-план) разрабатывается для обоснования:
• целесообразности оказания мер государственной поддержки.
Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются:
Кроме бизнес-планов инвестиционных проектов в последнее время на практике широкое распространение получили бизнес-планы развития, которые стали приобретать форму тактического плана, заменяя последний. Такая форма планирования внедрена в Министерстве промышленности [23]. Подход, при котором тактический план заменяется бизнес-планом, нельзя назвать новым. Он неоднократно обсуждался в различных публикациях Его главная цель — заставить подведомственные предприятия внедрять инновации: обновлять продукцию и технологию ее изготовления; искать новые рынки сбыта; осваивать новые виды деятельности и т д. В этом случае объектом планирования является не только нововведение, но и вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия, и структура бизнес-плана дублирует структуру тактического плана. Так, например, в бизнес-план вводятся традиционные для тактического плана разделы: прогнозирование производства продукции; управление качеством продукции; производственные мощности, прогнозирование материально-технического обеспечения; прогнозирование научно-технического развития; прогнозирование издержек, снижение затратоемкости и материалоемкости продукции; трудовой потенциал; реструктуризация; инвестиционный план; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; определение мер макро- и микроуровневого характера, обеспечивающих достижение целей и задач.
Учитывая, что в последние годы уровень планирования на предприятиях снизился главным образом из-за отсутствия методического обеспечения, данную форму планирования, основанную на сочетании элементов тактического и бизнес-планирования, следует признать плодотворной и перспективной. Опыт показывает, что эффективность работы зависит не от формы планирования, не от состава разделов плана и его показателей, а от того, насколько действенно план применяется на практике.
2. Содержание и структура бизнес-плана
Вопросам бизнес-планирования посвящено большое количество отечественных и зарубежных изданий. Соответственно предлагается различная структура бизнес-плана. Однако в практике внутрифирменного планирования должны прежде всего применяться методы, рекомендованные национальными директивными органами, например рекомендации Министерства экономики по разработке и оценке бизнес-плана.
В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.
Описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:
«Резюме»,
«Характеристика организации и стратегия ее развития»,
«Описание продукции»;
«Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;
«Производственный план»;
«Организационный план»;
«Инвестиционный план»;
«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;
«Показатели эффективности проекта»;
«Юридический план».
Рассмотрим содержание основных разделов бизнес-плана.
1. Резюме
Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости.
Раздел «Резюме» составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме — 2-3 страницы.
2. Характеристика организации и стратегия ее развития
В данном разделе даются описание отрасли и характеристика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.
3. Описание продукции
В данном разделе представляется информация о продукции, которая будет производиться организацией.
Приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
4. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга
В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.
5. Производственный план
Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета) и состоит из следующих подразделов: программа производства и реализации продукции; материально-техническое обеспечение; затраты на производство и реализацию продукции.
6. Организационный план
В данном разделе в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мероприятий.
Отдельно приводится обоснование штатной численности организации, выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяются необходимая квалификация и численность специалистов, при необходимости обосновывается введение многосменности в работе.
7. Инвестиционный план
В данном разделе определяется потребность в инвестициях для реализации проекта. Общие инвестиционные затраты определяются как сумма инвестиций в основной капитал (капитальные затраты) с учетом налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и затрат под прирост чистого оборотного капитала.
8. Прогнозирование
финансово-хозяйственной
В данном разделе приводятся планово-экономические расчеты прибыли от реализации продукции, потока денежных средств и проектно-балансовая ведомость.
В подразделе «Расчет прибыли от реализации продукции» отражаются ежегодно образующаяся прибыль или убытки.
9. Показатели эффективности проекта
Оценка эффективности инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемого чистого дохода от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между чистым доходом по проекту и суммой общих инвестиционных затрат, и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту.
10. Юридический план
В юридическом плане описывается организационно-правовая форма будущей организации, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности организации, особенности внешнеэкономической деятельности.
3. Порядок разработки бизнес-плана
Поскольку предприятия выпускают различные виды продукции и отличаются друг от друга спецификой производства, невозможно предложить стандартный процесс составления бизнес-плана. Тем не менее для бизнес-планов любых типов характерны следующие этапы разработки:
4 Исследование рынков сбыта. Целью этого этапа является оценка рынков сбыта, уровня конкуренции, конкурентоспособности производимых товаров, работ, услуг. В результате проведенных на данном этапе исследований должно быть сформулировано обобщенное представление о рынках и конкурентах.
5. Разработка плана
производства, который включает
в себя прогноз объемов производства
(реализации) продукции (товаров, работ,
услуг) с учетом заданий программы экономического
и социального развития предприятия и
результатов анализа и прогнозирования
его
собственных возможностей; определение потребностей в основных фондах, исходном сырье, оборудовании, персонале по категориям работников, затратах на оплату труда; определение полной себестоимости производимой продукции и т.д.
6 Разработка ценовой политики предприятия, системы формирования спроса и стимулирования сбыта. Целью данного этапа является разработка маркетинговой стратегии предприятия.
7. Уточнение типа организационной структуры и оценка ее эффективности.
10. Составление резюме, которое представляет собой краткое изложение бизнес-плана деятельности предприятия.