Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 14:05, курс лекций

Описание работы

Роль и место планирования в управлении предприятием. Традиционные методы принятия плановых решений. Порядок и методика составления плана инвестиций на предприятии. Состав и содержание тактического плана. Оперативно-календарное планирование в массовом производстве.

Файлы: 1 файл

03_Курс лекции (Михайлова С.С.).doc

— 730.50 Кб (Скачать файл)

- инструментов и приспособлений для собственного производства.

Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые — для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Плановый объем товарной продукции рассчитывается по

формуле

                                                                                                                                                                                                                                           


 

где — план выпуска вида продукции в натуральном выражении;

  • — действующая оптовая цена вида продукции; — количество видов товарной продукции ;
  • — объем услуг и работ вида промышленного характера;
  • — количество видов работ промышленного характера

 

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции рассчитывается по формуле

                                                      (7.5)

где , — остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;

, — остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость.

Плановый объем чистой продукции рассчитывается по формулам

где МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;

  • - амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

 ЗП — заработная плата с начислениями на нее;

Пб — прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукция в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам

Пу = Пр - МЗ

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

 

 

2. Планирование объема производства продукции.

План производства и реализации продукции предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по месяцам.

Типовая методика формирования программы включает в себя следующие этап ы:

  • анализ выполнения плана производства в предплановом периоде;
  • формирование портфеля заказов;
  • расчет производственной мощности;
  • планирование выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении;
  • оценка производственной программы;

• разработка мер по реализации программы.

Рассмотрим содержание основных этапов.

Анализ выполнения плана производства в предплановом периоде.

Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по ассортименту базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться:

  • по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры, 
    имеющая наименьший процент выполнения плана);
  • по удельному весу продукции, по которой выполнен план производства, в общем перечне наименований;
  • с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска (продукция, изготовленная сверх 
    плана или не предусмотренная производственной программой, в выполнение плана по ассортименту не засчитывается).

Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени.

Коэффициент аритмичности — показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффициент аритмичности (в пределах от 0 до 1).

Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции, которая основывается на показателях:

  • обобщающих (удельный вес продукции — новой в общем выпуске, сертифицированной, конкурентоспособной);
  • единичных и комплексных, характеризующих свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);
  • косвенных (потери от брака, штрафы и пени за некачественную 
    продукцию, затраты на устранение рекламаций).

Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации.

Формирование портфеля заказов. Осуществляется на стадии планирования продаж, которое проводится в рамках маркетинговых исследований.

Порядок формирования портфеля заказов и планирования продаж изложен в теме «Планирование продаж»

 

    1. Обоснование плана производства продукции предприятия производственной мощностью.

Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом обоснования производственной программы.

Под производственной мощностью предприятия (цеха, участка) понимается максимально возможный годовой объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте на основе прогрессивных норм использования оборудования и производственных площадей, внедрения новейшей техники, технологии, оптимальных режимов работы, научной организации производства, труда и управления.

Рассмотрим методику расчета производственной мощности предприятия. Для расчета необходимо иметь следующие исходные данные: плановый фонд рабочего времени одного станка; количество станков; производительность оборудования; трудоемкость производственной программы; достигнутый процент выполнения нормы выработки.

Расчет производственной мощности предприятия должен проводиться в следующей последовательности: мощность

1) агрегатов и групп технологического оборудования;

2) производственных участков, цехов (корпусов, производства);

3) предприятия в целом.

В непрерывных производствах мощность агрегатов, участков и цехов рассчитывается, как правило, по производительности оборудования, а в дискретных производствах — по трудоемкости изготовления продукции.

Производственная мощность агрегата (Ма) определяется как произведение годового планового полезного фонда времени работы (Фп) и его производительности в единицу времени (П):

Производственная мощность участка, цеха (Mу) оснащенного однотипным оборудованием, определяется умножением нормативной годовой производительности одной машины, агрегата (Ма) с учетом среднего коэффициента перевыполнения нормы выработки  (К в н)     на среднегодовой парк этого вида оборудования


 

или

 

где — норма времени на изготовление единицы продукции, ч.

Производственная мощность — величина не постоянная. Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить входную мощность, выходную мощность, среднегодовую мощность, показатели степени освоения мощности

Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода.

Выходная мощность — это мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.

Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности , рассчитываемой по формуле

                                      (7.10)

где — производственная мощность на начало планируемого периода (года);

  • — увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений;
  • , , , — соответственно число месяцев работы мощности;
  • — прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия,
  • — увеличение (+), уменьшение (—) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям, включая лизинг;

Мв — уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.

Необходимо различать фактическую и проектную мощность. Их соответствие характеризуется степенью освоения.

Уровень освоения — это устойчиво достигнутый на определенную Дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции в определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточной, месячной, годовой) проектной мощности.

Коэффициент использования среднегодовой и вводимой производственной мощности определяется отношением фактического или планового годового выпуска продукции соответственно к фактической или плановой среднегодовой мощности данного года, включая мощность, занимаемую в период подготовки производства новой продукции.

 

    1.     Планирование выполнения производственной программы.

 

Планирование выпуска продукции. Установленное в производственной программе задание по объему производства продукции может быть выполнено при условии обеспечения необходимым количеством ресурсов.

Алгоритм расчета производственной программы (плана производства продукции) в упрощенном виде может быть сведен к следующим процедурам.

  1. Анализируется портфель заказов.
  2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на 
    один вид продукции, принятый в качестве представителя.
  3. Анализируется использование среднегодовой производствен 
    ной мощности в отчетном периоде.

4. На данном этапе  планируется увеличение коэффициента  использования производственной мощности в планируемом периоде, которое может быть достигнуто за счет реализации выявленных внутрипроизводственных резервов, без дополнительного ввода постоянных факторов производства.

5. Определяется возможный  выпуск продукции на основе  действующих производственных мощностей с учетом запланированного коэффициента использования мощности.

6. Проект производственной программы сравнивается с производственной мощностью по каждому изделию-представителю и выясняется, достаточно ли в наличии мощностей для выполнения объема продаж на плановый год.

Если план продаж превышает производственную мощность, то с целью сохранения покупателей и клиентов необходимо провести комплекс мероприятий по расшивке узких мест и увеличению производственной мощности либо по размещению части заказов на условиях кооперированных поставок на других предприятиях.

С целью более полной увязки проекта производственной программы и производственной мощности предприятия разрабатывается баланс производственных мощностей. В нем отражаются входная, выходная и среднегодовая мощность, а также ввод и выбытие мощностей.

После достижения баланса между производственной мощностью и проектом программы дается экономическая оценка проекта плана производства. В процессе обоснования производственной программы необходимо проверить, находится ли планируемый объем производства в пределах точек безубыточности.

Разработка мер по реализации программы. После всестороннего анализа проект производственной программы утверждается и доводится до структурных подразделений предприятия.

Предметом планирования выполнения производственной программы являются метод изготовления и тип производства. Основная задача данного этапа состоит в том, чтобы задания производственной программы предприятия довести до всех структурных подразделений (корпусов, цехов, участков, рабочих мест) и организовать их выполнение. Эта задача решается средствами оперативно-календарного планирования, которое является неотъемлемой частью тактического планирования предприятия.

Информация о работе Планирование на предприятии