Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 14:05, курс лекций
Роль и место планирования в управлении предприятием. Традиционные методы принятия плановых решений. Порядок и методика составления плана инвестиций на предприятии. Состав и содержание тактического плана. Оперативно-календарное планирование в массовом производстве.
- инструментов и приспособлений для собственного производства.
Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые — для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.
Плановый объем товарной продукции рассчитывается по
формуле
где — план выпуска вида продукции в натуральном выражении;
Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.
Объем валовой продукции рассчитывается по формуле
где , — остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;
, — остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.
Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.
Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость.
Плановый объем чистой продукции рассчитывается по формулам
где МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;
ЗП — заработная плата с начислениями на нее;
Пб — прибыль от реализации продукции.
Условно-чистая продукция в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам
Пу = Пр - МЗ
Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
2. Планирование объема производства продукции.
План производства и реализации продукции предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.
Производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.
Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по месяцам.
Типовая методика формирования программы включает в себя следующие этап ы:
• разработка мер по реализации программы.
Рассмотрим содержание основных этапов.
Анализ выполнения плана производства в предплановом периоде.
Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по ассортименту базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться:
Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени.
Коэффициент аритмичности — показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффициент аритмичности (в пределах от 0 до 1).
Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции, которая основывается на показателях:
Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации.
Формирование портфеля заказов. Осуществляется на стадии планирования продаж, которое проводится в рамках маркетинговых исследований.
Порядок формирования портфеля заказов и планирования продаж изложен в теме «Планирование продаж»
Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом обоснования производственной программы.
Под производственной мощностью предприятия (цеха, участка) понимается максимально возможный годовой объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте на основе прогрессивных норм использования оборудования и производственных площадей, внедрения новейшей техники, технологии, оптимальных режимов работы, научной организации производства, труда и управления.
Рассмотрим методику расчета производственной мощности предприятия. Для расчета необходимо иметь следующие исходные данные: плановый фонд рабочего времени одного станка; количество станков; производительность оборудования; трудоемкость производственной программы; достигнутый процент выполнения нормы выработки.
Расчет производственной мощности предприятия должен проводиться в следующей последовательности: мощность
1) агрегатов и групп технологичес
2) производственных участков, цехов (корпусов, производства);
3) предприятия в целом.
В непрерывных производствах мощность агрегатов, участков и цехов рассчитывается, как правило, по производительности оборудования, а в дискретных производствах — по трудоемкости изготовления продукции.
Производственная мощность агрегата (Ма) определяется как произведение годового планового полезного фонда времени работы (Фп) и его производительности в единицу времени (П):
Производственная мощность участка, цеха (Mу) оснащенного однотипным оборудованием, определяется умножением нормативной годовой производительности одной машины, агрегата (Ма) с учетом среднего коэффициента перевыполнения нормы выработки (К в н) на среднегодовой парк этого вида оборудования
или
где — норма времени на изготовление единицы продукции, ч.
Производственная мощность — величина не постоянная. Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить входную мощность, выходную мощность, среднегодовую мощность, показатели степени освоения мощности
Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода.
Выходная мощность — это мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.
Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности , рассчитываемой по формуле
где — производственная мощность на начало планируемого периода (года);
Мв — уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.
Необходимо различать фактическую и проектную мощность. Их соответствие характеризуется степенью освоения.
Уровень освоения — это устойчиво достигнутый на определенную Дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции в определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточной, месячной, годовой) проектной мощности.
Коэффициент использования среднегодовой и вводимой производственной мощности определяется отношением фактического или планового годового выпуска продукции соответственно к фактической или плановой среднегодовой мощности данного года, включая мощность, занимаемую в период подготовки производства новой продукции.
Планирование выпуска продукции. Установленное в производственной программе задание по объему производства продукции может быть выполнено при условии обеспечения необходимым количеством ресурсов.
Алгоритм расчета производственной программы (плана производства продукции) в упрощенном виде может быть сведен к следующим процедурам.
4. На данном этапе
планируется увеличение
5. Определяется возможный выпуск продукции на основе действующих производственных мощностей с учетом запланированного коэффициента использования мощности.
6. Проект производственной программы сравнивается с производственной мощностью по каждому изделию-представителю и выясняется, достаточно ли в наличии мощностей для выполнения объема продаж на плановый год.
Если план продаж превышает производственную мощность, то с целью сохранения покупателей и клиентов необходимо провести комплекс мероприятий по расшивке узких мест и увеличению производственной мощности либо по размещению части заказов на условиях кооперированных поставок на других предприятиях.
С целью более полной увязки проекта производственной программы и производственной мощности предприятия разрабатывается баланс производственных мощностей. В нем отражаются входная, выходная и среднегодовая мощность, а также ввод и выбытие мощностей.
После достижения баланса между производственной мощностью и проектом программы дается экономическая оценка проекта плана производства. В процессе обоснования производственной программы необходимо проверить, находится ли планируемый объем производства в пределах точек безубыточности.
Разработка мер по реализации программы. После всестороннего анализа проект производственной программы утверждается и доводится до структурных подразделений предприятия.
Предметом планирования выполнения производственной программы являются метод изготовления и тип производства. Основная задача данного этапа состоит в том, чтобы задания производственной программы предприятия довести до всех структурных подразделений (корпусов, цехов, участков, рабочих мест) и организовать их выполнение. Эта задача решается средствами оперативно-календарного планирования, которое является неотъемлемой частью тактического планирования предприятия.