Политический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.

Файлы: 1 файл

Менеджмент Пушкарева Г.doc

— 787.00 Кб (Скачать файл)

Для политических технологов данный вывод имеет необычайно важное значение, постольку поскольку  им приходится решать задачи, требующие  вовлечения в управленческих процесс  значительной массы населения. Работая  с массой, невозможно дойти до каждого человека в отдельности, изучить особенности его убеждений и взглядов. Однако, зная о его принадлежности к определенной группе, можно прибегнуть к актуализации установок, возникших "под структурным давлением" и, следовательно, свойственных группе в целом. Как пишет П.Бурдье, "если вы хотите создать политическое течение или ассоциацию, у вас будет больше шансов объединить людей, находящихся в одном секторе социального пространства". (Там же, с.189)

В зависимости  от ситуации человек даже в течение одного дня может последовательно выполнять различные роли - матери, учительницы, покупателя, гражданина, в соответствии с семейным достатком вести образ жизни обеспеченного или бедного человека и т.д. Все перечисленные роли требуют специфических навыков, все они по-своему важны для нормальной повседневной жизни, и все они дают свой особый ракурс восприятия человеком окружающего мира.

Многообразие  статусных позиций, которые может  занимать один и тот же индивид, ведет  подчас к противоречивому "структурному давлению", когда при оценке происходящих событий сталкиваются установки, рожденные разными структурами. Как гражданин, он может быть убежден, что отечество должно надежно защищаться армией, как отец, он не хотел бы, чтобы его сын служил в регулярных войсках, как фермер, он стремился бы продать свою продукцию подороже, как покупатель, он желал бы приобрести товары подешевле и т.д.

Каждый человек  стремится к преодолению когнитивного диссонанса, возникающего под воздействием различных социальных структур, используя для этого внутренние психологические механизмы, например, минимизируя значения одних факторов и усиливая роль других.. Однако в масштабных политических кампаниях у субъекта управления нет возможности вникать в тонкости психологической борьбы, происходящей внутри сознания каждого индивида, ему нужно определиться с тактикой завоевания симпатий масс. А для этого необходимо четко представлять, какие социальные структуры оказывают определяющее воздействие на большие массивы населения, определяют стиль их жизни, образ мысли, сближают их убеждения, влияют на ценностные ориентации.

Обычно для  решения этой задачи пользуются методом  топологического анализа. В основе этого метода лежит допущение, что  для описания сложной картины  взаимного положения индивидов в системе социальных отношений можно использовать категорию “социального пространства”. Социальное пространство отличается от физического параметрами соотнесения положения двух и более индивидов. Такими параметрами являются принадлежности к различным статусным группам. Например, люди, принадлежащие к одной этнической группе отделены в социальном пространстве от тех, кто принадлежит к иным этническим группам. Между ними нередко встает стена непонимания и отчуждения, даже если они живут в одной местности.

Социальное  пространство является многомерным, так  как в обществе всегда представлены множество общностей, существует дифференцированная институциональная система и  многообразие верований и идеологий. И, следовательно, соотнесение положения  индивидов в социальном пространстве может осуществляться по различным социальным признакам: по профессиональному статусу, по уровню благосостояния, по полу, по национальности, по возрасту, по религиозным взглядам, по месту в политической иерархии и т.д.

В науке неоднократно предпринимались попытки выделить наиболее значимые параметры, определяющие положение индивида в социальном пространстве. Так, американский социолог П.Блау считает, что можно говорить о номинальных, т.е. дифференцирующих, параметрах, таких как: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык; и о ранговых, т.е. указывающих на неравенство индивидов, таких как: образование, доход (заработная плата), богатство (наследство или накопление), престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллигентность. (цит. по С.С.Фролов. Социология. М.,1996, с.241)

Многообразие  социальных параметров неизбежно ставит исследователя перед выбором  наиболее значимых, важных, влияющих на реальное поведение больших массивов населения. П.Бурдье, например, анализируя электоральные предпочтения французов, пришел к выводу, что наиболее важными параметрами, позволяющими выделить устойчивые типы политического поведения являются следующие: а)“объем капитала”, т.е. совокупность определенных статусных, символических, экономических, политических, культурных и других ресурсов, которыми обладает индивид; б) “структура капитала”, т.е. относительный объем различных видов капитала, среди которых он особо выделяет экономический и культурный капиталы.

Изучение статистического  материала позволило П.Бурдье построить  схему (см. Рис.1), на которой показаны локусы политических предпочтений французов  и видна их связь с основными  структурирующими параметрами социального пространства французского общества (См.:. П.Бурдье. Социология политики. М.:Socio-Logos,1993, с.141. Схема дана в упрощенном варианте). Цифрами на схеме обозначены следующие группы:

1.        промышленники

2.        крупные коммерсанты

3.        кадры частных фирм

4.        свободные профессии

5.        мелкие коммерсанты

6.        ремесленники

7.        земледельцы

8.        мастера

9.        техники

10.     кадры высшего звена

11.     кадры среднего звена

12.     преподаватели университетов

13.     новая мелкая буржуазия

14.     мелкие служащие

15.     учителя средних школ

16.     артисты

17.     интеллектуалы

18.     учителя начальных школ

19.     шахтеры

20.     рабочие специалисты

21.     квалифицированные рабочие

22.     работники ручного труда.

Рис.2. Социальные группы и политические движения в  социальном пространстве (по П.Бурдье)

 

Составление подобных схем позволяет политическому технологу наглядно увидеть степень близости/удаленности групп в социальном пространстве. Так, по расчетам П.Бурдье, во французском обществе коммерсанты (3) и ремесленники (6) очень близки друг к другу в социальном пространстве и одновременно далеки от артистов (16) и интеллектуалов (17). А это означает, что экономические, социальные интересы первых двух групп будут серьезно отличаться от соответствующих интересов двух других. Следовательно, по отношению к ним нужно проводить различные информационные стратегии, делать акценты на различные темы и проблемы.

На схеме  П.Бурдье показана также зависимость  политико-идеологических взглядов группы от ее места в социальном пространстве. Так, преобладание экономического капитала ведет к тому, что в соответствующих группах доминирующими становятся право-либеральные взгляды, а увеличение культурного капитала способствует распространению в сознании людей социалистических идей. Данное обстоятельство обусловливает и избирательный подход членов социальных групп к прессе. Право-либеральные издания (Фигаро, Пуэн) предпочитают читать коммерсанты, промышленники, кадры частных фирм, а прессу левой ориентации (Нувель Обсерватер, Юманите) - мелкие служащие, учителя средних школ, рабочие специалисты. Для политического технолога отсюда следует важный вывод, связанный с выбором печатных изданий или канала трансляции информации, предназначенной для определенных социальных групп.

Схема, моделирующая социальное пространство российского  общества или отдельного региона, конечно, будет отличаться от французского варианта. Более того, в ее основу могут быть положены другие переменные, ведь социальное пространство многомерно. Однако важен сам методологический подход, позволяющий на основе выбора значимых параметров и определенных расчетов сконструировать схему расположения групп в социальном пространстве. Такая схема дает возможность субъекту ПТП более четко и грамотно определить свою политику в отношении различных слоев населения.

Сделаем выводы. Первое: люди живут в структурированном социальном пространстве, они находятся под «структурным давлением». Второе: социальные структуры делают взаимодействия людей упорядоченными, определенными, в значительное степени предсказуемыми. Третье: чтобы лучше понимать действия людей, необходимо знать характер испытываемого ими «структурного давления». Четвертое: для выработки субъектом ПТП оптимальной стратегии работы с различными социальными группами целесообразно обратиться к методологии топологического анализа, к моделированию социального пространства. Пятое: чтобы управлять людьми надо не только использовать в своих интересах уже сложившиеся структуры, но и уметь создавать новые, способные изменить поведение этих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Основные задачи управления процессами структуризации. 

 

Многие виды управления в обществе строятся на легитимном праве субъекта управления опираться при решении управленческих задач на сложившиеся в социуме  социальные структуры. Например, менеджеры  в организации наделены правом осуществлять в рамках своей компетенции управление этой организацией. Государственные учреждения обладают правом принимать управленческие решения в соответствующей сфере.

В политико-технологическом  процессе субъект лишен статусных  ресурсов, которые он мог бы использовать для воздействия на массы. Он даже не может открыто играть роль управляющего и в соответствии с этой ролью ожидать или требовать от объекта управления выполнения указаний. Специфика политико-технологического управления заключается в использовании косвенных способов воздействия. У людей, в отношении которых осуществляется управление, должна поддерживаться вера, что они изменяют свое политическое поведение не в результате принуждения со стороны субъекта управления, а в результате сложившихся у них убеждений, желаний. Вот почему управление процессами структуризации в политико-технологическом процессе не идет по линии выстраивания отношений между субъектом и объектом управления в их классическом виде, как это происходит в любом ином управленческом процессе, где управляемые должные четко представлять характер своей зависимости от управляющего и последовательно, в том числе, под страхом применения санкций, исполнять, соответствующую статусу управляемого, роль.

Не имея возможности  воспользоваться статусным ресурсом управляющего открыто и прямо, субъект ПТП тем не менее имеет в своем арсенале различные приемы и способы, которые использует для переструктурирования политического пространства в своих интересах, для управления процессами структуризации.

Управление  процессами структуризации сводится к решению субъектом ПТП двух групп задач. Первая группа задач имеет отношение к процессам внешней структуризации. Речь идет о необходимости учитывать в управленческой практике социальной неоднородности объекта управления. Это направление деятельности принято называть сегментированием политического рынка и выделением адресных групп (Подробнее об этом см. следующий параграф).

Вторая группа задач связана с процессами внутренней структуризации. Речь идет об усилиях субъекта управления по приданию политико-технологическому процессу вида упорядоченного, структурированного отношения. Об этом и пойдет разговор в этом параграфе.

Смысл управления процессами внутренней структуризации заключается в действиях субъекта ПТП, направленных на то, чтобы побудить всех потенциальных участников политико-технологического процесса вступить во взаимосвязанные статусно-ролевые отношения. Прежде, чем говорить о путях достижения этой цели, выясним, какие виды статусно-ролевых отношений обычно пытаются использовать в своих интересах субъекты политического управления. Выбор статусно-ролевых отношений, которые должны составить каркас внутренних процессов структуризации, определяется целями субъекта управления. Если цель - повышение авторитета политического деятеля, то наиболее целесообразным становится обращение к сценарию, где главными действующими лицами становятся лидер и его последователи.

В любом обществе на основе предшествующего социального  опыта складываются определенные представления  о характере взаимодействия между  лидером и его последователями. Как правило, за лидером признается право на выдвижение целей, на предложение  какой-либо программы действий, на мобилизацию масс для достижения поставленных целей. От него ожидают публичных заявлений, выступлений, оценок, призывов и т.д. Последователи должны идти за лидером, оказывать ему поддержку, принимать его предложения, отдавать ему предпочтение. Модели лидерского поведения и поведения последователей транслируются в обществе при помощи процессов коммуникации и усваиваются населением в ходе социализации, поэтому можно сказать, что возможность возникновения подобной структуры взаимодействий достаточно высока, нужно только умело использовать эту потенциальную готовность людей к ее воспроизводству в своих действиях.

В политико-технологическом  управлении модель «лидер - последователи» - самая распространенная, но не единственная. При заключении политических соглашений используется модель «союзник – союзник», при разжигании конфликта – модель «друг – враг», при поиске выхода из конфликтной ситуации – модель «партнер – партнер» (как вариант: «старший партнер – младший партнер»), при лоббировании законодателям пытаются навязать роль «сторонников законопроекта».

При кажущейся  простоте выбор структурной модели для инициируемого политического  технологического процесса необычайно ответственное дело. В предыдущем параграфе мы указывали, какую силу над людьми имеют созданные ими структуры. Так, и в политическом технологическом процессе структурная модель закладывает алгоритм взаимодействия, определяет его рамки, указывает на характер взаимных ожиданий.

Обычно субъект  ПТП стремится к большей конкретизации  структурного взаимодействия. Например, в имиджмейкинге принято говорить о типаже лидера, т.е. какой-то системе характеристик, которые позволили бы населению выделить позиционируемого политика среди других. Такая конкретизация структурной модели в условиях жесткой конкуренции позволяет, с одной стороны, найти свою нишу в политическом пространстве, найти своих последователей, а с другой – облегчить конкретному политику «вхождение в образ».

Информация о работе Политический менеджмент