Политический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.

Файлы: 1 файл

Менеджмент Пушкарева Г.doc

— 787.00 Кб (Скачать файл)

В скоротечных  политических кампаниях (например, избирательных) такой вид управления мотивацией нередко становится основным. Причина  этого, во-первых, в отсутствии времени на кропотливую работу, связанную с формированием устойчивых политических установок, а, во-вторых, в необходимости вовлечь в политико-технологический процесс как можно большее число людей, в том числе тех, кто считает себя далеким от политики. Повседневная жизнь такого человека, профессионально не связанного с политикой, заполнена заботами семейной жизни, хлопотами на работе, желанием хорошо провести свободное время. Политические установки, даже если они у него сформировались, обычно вытеснены на периферию сознания личности. В этом случае даже убежденный сторонник либеральных взглядов, будучи увлеченным своими повседневными делами, может воздержаться от поддержки на выборах партии соответствующей идеологической ориентации. Активист политического движения может не принимать участия в акциях этого движения, если на каком-то этапе задачи личной карьеры, заработка для него будут стоять на первом плане. Националист в ходе публичной дискуссии может воздержаться от демонстрации своих взглядов, если сочтет, что такая демонстрация не отвечает ожиданиям окружающих его людей.

Чтобы вовлечь  людей, потенциально готовых к участию  в политических акциях, в реальные события, инициируемые субъектом политического  управления, необходимо сделать так, чтобы в конкретное время мотив участия в политической акции оказался для человека более сильным, чем все остальные. Это может произойти, как мы отмечали выше, в случае такой субъективной интерпретации ситуации, когда индивидам начинается казаться, что включение в политическую акцию отвечает их интересам. Иными словами, речь идет о том, чтобы подтолкнуть человека, придерживающегося определенных идеологических взглядов, к действиям в защиту этих взглядов, человека, симпатизирующего какому-либо политическому лидеру, – голосовать за него на выборах и т.д.

Задача актуализации мотива, способного подтолкнуть человека к действиям, в которых заинтересован  субъект управления, может решаться не только путем обращения к ранее  сложившимся в мотивационной  сфере политических установок. В основе некоторых политических действий могут лежать совершенно иные причины. Например, человек может принять участие в политическом митинге, потому что ему хотелось провести время в компании своих друзей. Человек может проголосовать за какого-то кандидата не в силу политических убеждений, а потому что за него голосует его близкий друг или потому что он боится утратить что-то важное в своей повседневной жизни, хорошую работу, достаток в семье, уверенность в завтрашнем дне и т.п. Человек может вступить в политический спор, но не потому, что он разделяет воззрения одной из сторон, а просто потому, что ему не нравится , как ведут себя в ходе дискуссии отдельные ее участники. Иными словами, не сформировавшиеся идеологические взгляды, отсутствие политических пристрастий не являются гарантией исключения людей из политической деятельности. Этих людей можно подтолкнуть к участию в политической акции, актуализировав мотив, который не является в строгом смысле политической установкой. Субъект политико-технологического управления должен уметь пользоваться такой возможностью вовлечения людей в предполагаемые политические акции.

Данный способ вовлечения людей в политические акции имеет свои ограничения. Таким  образом можно побудить обычно к  единовременному участию. Однако в некоторых случаях от объекта управления требуется участие именно в единичных акциях, например, в митинге, чтобы подчеркнуть его массовый характер. Вместе с тем, спонтанное включение в политические действия может стать началом формирования необходимых субъекту управления политических установок. Вот почему данный способ воздействия на мотивацию широко применяется в политико-управленческом процессе.

Эффективность воздействия на индивидуальную интерпретацию  ситуации зависит от знания субъектом управления ментальных психических процессов, протекающих на уровне сознания и подсознания. Раскрывая содержание когнитивной модели мотивации политического действия, мы уже останавливались на их характеристике. Теперь укажем на своеобразные точки приложения управленческих усилий. Воздействуя на эти «болевые точки» индивидуальных ментальных процессов, можно влить на процесс формирования нужных субъекту управления мотивов.

1.        Порог внимания. Информация, в распространении которой заинтересован субъект управления должна быть яркой «выпуклой», отвечающей ожиданиям людей. И наоборот: если есть информация, которая может нанести вред политической организации. Лидеру, то следует нейтрализовать интерес к ней со стороны объекта управления.

2.        Процессы категоризации. Субъект управления должен в приемлемой форме «подсказать» массам нужную категорию, навесить свой «ярлычок», чтобы направить осуществляемую индивидом категоризацию в нужное субъекту управления русло.

3.        Процессы атрибуции. Нельзя пускать процессы объяснения индивидами причин событий, действий политических лидеров на самотек. Необходимо своевременно и в понятной форме предлагать, распространять свои версии событий, способные повлиять на отношение масс к политическим целям субъекта управления.

4.        Эмоциональные процессы. Эмоциональное возбуждение может активизировать внимание, категоризацию и атрибуцию, а может и тормозить их проявление. Следовательно, необходимо учитывать эмоциональную составляющую ментальных процессов, направленно воздействовать на нее, пробуждать у населения чувства, способные стать катализатором формирования мотива, побуждающего массы к нужным субъекту управления действиям.

5.        Память. Для решения большинства политических задач необходимо закрепление в памяти людей созданных субъектом управления образов, т.е. перевод ментальных конструктов из оперативной в долговременную память. Для этого необходимо их ненавязчивое повторение. Способствуя процессу запоминания субъект управления начинает решать задачи формирования аффективно-когнитивных структур, о значении которых мы говорили выше.

Для воздействия  на каждую из перечисленных «болевых точек» в практике политического  управления придуманы многочисленные техники, приемы. Ниже мы будем с  некоторыми из них знакомиться. Однако следует помнить, что искусство политического технолога заключается не столько в умении пользоваться апробированными приемами, сколько постоянно придумывать что-то новое. Вместе с тем полет фантазии может дать результат только, если политический технолог знает теоретические истоки каждого такого приема.

Выделение «болевых точек» не означает, что воздействовать нужно на каждую в отдельности. Необходим  комплексный подход к управлению мотивацией т.е. любое действие субъекта управления должно стать одновременным ударом по нескольким «болевым точкам». Например, рекламный плакат должен быть одновременно ярким, выделяющимся, необычным (преодоление порога внимания), передавать смысл послания (подсказка категории), быть исполненным в такой цветовой гамме, чтобы вызвать соответствующие смыслу послания чувства (эмоциональное подкрепление). Требование комплексности относится и ко всем другим управленческим действиям субъекта (организация теледебатов, общение с избирателями, публикации в прессе и т.д.).

Однако комплексность, выражающаяся в подготовке какой-либо целостной пропагандистской акции, не должна мешать политическому технологу видеть основные составляющие управленческого воздействия. Только знание нюансов каждой «болевой точки» может обеспечить управленческому воздействию наибольший эффект, так как позволяет учитывать все нюансы возможной интерпретации информации объектом управления.

§ 5. Управление мотивацией и манипуляция.

Управление  мотивацией связано с таким воздействием на мотивационную сферу человека, когда последний далеко не всегда может оценить степень и характер этого воздействия. Субъект управления как бы вторгается в сознание и подсознание человека, влияет на внутренние ментальные процессы, подчиняя их своим интересам. Вот почему часто управление мотивацией называют манипулированием или манипуляцией (от фр. – manipulation, происходящего от лат. – manus – рука).

Однако полное отождествление этих понятий вряд ли оправдано. Скорее следует говорить о соотношении этих понятий. Управление мотивацией – это общий процесс, включающий в себя все способы воздействия субъекта политического управления на мотивационную сферу человека. Манипуляция составляет часть общего процесса управления мотивацией. При этом удельный вес манипуляции в управлении мотивацией в политических технологиях может быть различным. Не исключены случаи, когда манипуляция становится основным средством воздействия субъекта политического управления на массы. Что же позволяет выделить манипуляции из общего процесса управления мотивации? Каковы отличительные признаки манипуляционного воздействия?

По своим  целям, задачам управление мотивацией политического действия и манипулирование  не отличаются друг от друга. И субъект  управления, и манипулятор решают задачи формирования/внедрения в  сознание людей определенных политических ценностей и установок, побуждение индивидов или масс к определенным действиям. Однако манипулятор склонен скрывать свои истинные цели. Он не объявляет открыто, за кого он призывает избирателей голосовать; он не объясняет, что раскрывая преимущества того или иного законопроекта, он лоббирует интересы определенной олигархической группы. Фактически, манипулятор дезориентирует тех, на кого направлено воздействие.

Управление  мотивацией всегда является процессом  социального влияния, воздействия на психику, сознание человека. Однако это воздействие может осуществляться как открыто, так и скрытно. В первом случае индивид имеет возможность критически оценивать действия субъекта управления, соглашаться или не соглашаться с его доводами. Манипулятор всегда прибегает к скрытому воздействию, лишая тем самым человека возможности критически воспринимать информацию, самостоятельно рассуждать и принимать решения.

Грань между  скрытым и открытым воздействием очень условна. Например, если в рекламном политическом ролике кандидат приветливо общается с жизнерадостными детьми, то вполне возможно, что на кого-то этот ролик окажет скрытое воздействие в результате бессознательной фиксации позитивной ассоциативной связи, переноса доброго отношения к детям на позиционируемого кандидата. Но на других людей подобный рекламный трюк может не оказать влияния. Они либо знают о технике создания подобных рекламных уловок, либо заранее критично относятся ко всей информации, касающейся данного кандидата, либо их внимание в момент показа данного ролика было сконцентрировано на чем-то другом. Иными словами, их сознание препятствовало проникновению внешнего воздействия.

Отсюда следует, что манипулятор для повышения  эффективности своего воздействия  будет всегда стремиться к завоеванию внимания манипулируемых и к отключению их способности критически мыслить, рассуждать, т.е. к введению их в гипнотическое или полугипнотическое состояние. Существуют различные способы решения этих задач. Мы укажем только на использование технических средств для скрытого внедрения каких-либо образов в сознание людей.

Виктор Фершт, доктор психологических наук, один из руководителей международной  организации «Врачи за права человека»  в интервью газете «Известия» 8 февраля 2000 г. рассказал, как современные компьютерные технологии позволяют решать проблему создания позитивных ассоциаций и при этом избежать контроля со стороны сознания манипулируемых. «Предположим, говорил он, есть задача: превратить какого-то политика в любимца народа. Для этого надо, чтобы в подсознании людей он ассоциировался с чем-то красивым, приятным, сильным, радостным. Для женщин, это может быть цветок. Итак, положительный образ выбран, дальше начинается голая техника. Картинка цветка разбивается на множество фрагментов, их около 3000. Во время телепередачи в каждый кадр с изображением будущего любимца вставляется по одному фрагменту. Он столь мал, что глазом практически не виден. Но фиксируется мозгом. Вот эти 3000 «диверсантов» тайно проникают в подсознание, где и собираются в картинку цветка. Цель достигнута… Аналогично производится обратная операция – дискредитация противника. Его образ политические киллеры связывают в подсознании, например, с плачущим ребенком или с чем-то непристойным, отталкивающим.»

Отношение к  политической манипуляции в обществе, как правило, резко негативное. Осуждение вызывает сам факт отношения манипуляторов к человеку не как к личности, обладающей самоценностью, свободой выбора, а как к специфическому средству достижения политических целей. Но несмотря на возмущение общественности, негодующие статьи в прессе, политика без манипуляции не возможна. К услугам манипуляторов прибегают различные политические силы, оправдывая свои действия общественно значимыми целями.

Объектом политической манипуляции становятся, как правило, люди, не имеющие твердых политических взглядов, не обладающие склонностью к критическому мышлению, рациональному объяснению фактов. В основе осуществляемой ими категоризации политических объектов лежат обычно эмоционально воспринимаемые характеристики, а сама категоризация проводится по принципу «нравится – не нравится», «хороший – плохой». Чем больше таких людей в обществе, тем выше будет удельный вес манипулятивных технологий в процессе управления мотивацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава V. Управление процессами коммуникации

 

§ 1. Коммуникации в политико-технологическом процессе.  

 

Коммуникация - это процесс обмена информацией  в социуме. Коммуникация возникает  там и тогда, где есть информация, исходящая из какого-либо источника, определенная форма или способ ее передачи, а также получатель, интерпретирующий данную информацию. Коммуникация предполагает активность, с одной стороны, коммуникатора, заинтересованного в передаче определенной информации и предпринимающего для этого определенные усилия, а с другой - реципиента, затрачивающего психическую энергию на расшифровку информации.

Любой вид управления представляет собой коммуникацию, непрерывный  обмен информацией, где в качестве коммуникатора обычно выступает субъект управления. От его умения организовать движение потоков информации, превратить массы в активного реципиента распространяемой информации, свести к минимуму потери, возникающие в ходе трансляции информации, зависит успех решения поставленных им задач. В политико-технологическом управлении, где субъект лишен права опереться на насилие, на физическое принуждение, контроль над коммуникационными процессами обретает особую значимость. Чтобы лучше понять пути совершенствования управления информационными потоками, остановимся вначале на анализе элементарной модели коммуникативного взаимодействия.

Модель коммуникативного взаимодействия описывает процесс  передачи информации от источника информации к ее получателю. Термин взаимодействие указывает на то, что в ходе передачи информации оба участника и коммуникатор, и реципиент вовлекаются в процесс взаимного реагирования, ориентации друг на друга. Они оба активны, даже если эта активность проявляется на уровне психических процессов, связанных с обработкой поступившей информации. В самом общем виде модель коммуникативного взаимодействия может быть представлена в следующем виде: (См. Рис. 1)

Информация о работе Политический менеджмент