Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:37, курсовая работа
Цель данной работы заключается в раскрытии классификации групп клиентов туристскими организациями и их особенностей обслуживания. Особое внимание уделено вопросам организации обслуживания клиентов. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: - раскрыть модель покупательского поведения; - охарактеризовать типологию туристов (приложение А); - проанализировать классы обслуживания и особенности отношений менеджеров к клиентам; - представить программу обслуживания; - выделить основные принципы обслуживания; - раскрыть классификацию групп клиентов турфирм и особенности их обслуживания;
Введение
1. Потребительский рынок и потребительское поведение в туризме
1.1 Модели поведения покупателя
1.2 Типология туриста
2. Технология обслуживания
2.1Методы продажи
2.2 Место встречи продавца и покупателя
2.3 Характер контакта
2.4 Документальное оформление взаимоотношений турфирмы с клиентом
2.5 Стратегия обслуживания
2.6 Классы обслуживания клиентов турфирмы
3. Практическая часть
3.1 Общая характеристика туристической Сети S7 TOUR
Заключение
Список литературы
Приложение А
1.2 Типология туристов
В мире наблюдается динамичное
увеличение как числа туристов, так
и количества стран и мест, ставших
популярными туристскими
Как правило, основная часть туристов
во время путешествия испытывает необходимость
в наличии чего-либо "знакомого",
распространенного в месте их проживания.
"Знакомыми" могут быть, например,
национальная кухня или спутник, говорящий
на одном языке. Российский турист, путешествуя
за рубежом, испытывает особое чувство,
обнаружив ресторанчик с русской национальной
кухней, а встреча с земляком вызывает
у него такой восторг, какого он никогда
не испытает на родине.
Большое значение в адаптации туриста
к "новому" имеют его индивидуальные
качества. Условный подбор типичных комбинаций
соотношения "нового" и "знакомого",
составляющих определенную типологию
туристов, позволяет выделить четыре туристские
роли:
1. Организованный массовый турист. Туристский
маршрут для него формируется заранее.
Организованный массовый турист приобретает
пэкидж-тур, воспринимая и расценивая
его как очередной товар, предлагаемый
для массовой реализации; во время поездки
не принимает почти никаких решений. Соотношение
между "новым" и "знакомым" -
максимум "знакомого", минимум "нового".
2. Индивидуальный турист. Маршрут для
него также планируется заранее, но не
полностью, и в этом состоит главное отличие
индивидуального туриста от организованного
массового туриста. Индивидуальный турист
частично участвует в формировании тура,
контролирует время поездки и маршрут,
не ограничен рамками группы, все услуги
получает исключительно от туристских
организаций. Доминантой является "знакомое",
но уже в меньшей степени.
3. Турист-исследователь. Организует поездку
самостоятельно, избегает избитых туристских
маршрутов, но предпочитает комфорт, свойственный
массовому туризму, при размещении, перевозке
и т. п. Турист-исследователь пытается
сблизиться с местным населением. Активнее,
чем организованный массовый и индивидуальный
туристы, отрывается от "знакомого",
но при определенных обстоятельствах
всегда готов вернуться к нему. "Новое"
доминирует, но существует небольшая приверженность
к "знакомому".
4. Турист-бродяга. Активно уходит от "знакомого",
отвергает любые формы связи с туристскими
организациями, считает общепринятый
туризм "пресным", лишенным привлекательности.
Турист-бродяга склонен все выполнять
самостоятельно и рассчитывает только
на себя. У него нет фиксированного маршрута,
графика передвижения, четкой цели путешествия.
Он полностью погружается в культуру местности,
по которой путешествует. "Новое"
полностью доминирует над "знакомым".
Таким образом, основной переменной, на
базе которой сформирована типология
туристских ролей, является соотношение
"нового" и "знакомого". Каждая
туристская роль характеризуется особой
формой потребительского поведения, мотивами
путешествия и выбором туристского продукта.
Как потребителей туристского продукта туристов можно разделить на отдельные категории. В зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии туристов. Так, исходя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта, их можно разделить на четыре категории:
¨ «экономные» покупатели туристского продукта, которых отличает высокая чувствительность к цене, качеству и ассортименту услуг;
¨ «персонифицированные» покупатели туристского продукта, для которых важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является решающим фактором;
¨ «этичные» покупатели туристского продукта, склонные платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг, туризма;
¨ «апатичные» покупатели туристского продукта, для которых важно качество услуг туризма, а цена на них не играет роли.
В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:
¨ люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
¨ люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т. п.);
¨ люди с покупательским поведением (покупательское поведение туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу).
Немецкий исследователь Г. Ган выделяет следующие типы туристов:
¨ S-mun (нем. Sonne, Sand, See — солнце, песчаный пляж, море) — типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт. Избегает суеты, но приветствует контакты с приятными людьми;
¨ F-mun (нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber — отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) — этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений. Он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит. Кредо такого туриста — общество, удовольствие, смена впечатлений;
¨ W 1-mun (нем. Wald und Wanderorientiert — любитель лесных прогулок и походов) — отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т. п. Его кредо — физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;
¨ W2-mun — скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует критерий «наличие условий для занятия хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, альпинист и т. д.);
¨ А-тип (нем. Abentener — приключение) — любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность — вот то, что определяет выбор цели путешествия у туриста данного типа;
¨ В-тип (нем. Bildung und Besichtigung — образование и осмотр достопримечательностей) — любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три группы: «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; «эмоциональные любители культуры и природы»; «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т. д.
В зависимости от активности туристов во время отдыха выделяют шесть групп :
¨ любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей, их привлекают солнце, песок и море;
¨ любители удовольствий. Очень предприимчивые туристы, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу;
¨ любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
¨ любители спортивного отдыха. Все внимание туристов-спортсменов сконцентрировано на соревнованиях. Как хобби спорт для них очень важен. Они не страшатся физических нагрузок.
¨ отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. В данном типе выделяются три подгруппы: П1, П2 и П3- Туристы типа П1посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу; для него на передний план выдвигаются чувства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.
¨ любители приключений. К этому типу относятся искатели необычных впечатлений, любители острых ощущений, странствий в одиночку, подвергающие себя при этом действительно серьезному риску. Для таких туристов риск — это возможность испытать себя.
Классификация в зависимости от стиля жизни туристов предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолировано, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и явлениям. В основу такой классификации положен не какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Следует иметь в виду, что выделенные классификационные группы постоянно изменяются и границы между ними расплывчаты. В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов:
любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.
тенденциозные туристы. Для таких туристов отдых — это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса «люкс». Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения регионов.
семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.
всецело отдыхающие. Важнейшим
условием для туристов этого
типа является возможность отдохнуть.
В данную группу входят сравнительно пассивные
туристы, которые проводят свой отпуск
традиционным способом: довольствуются
тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно
поесть, совершают короткие прогулки или
недальние поездки.
2.Технология обслуживания клиентов
2.1 Методы продажи
Процесс продажи туристского продукта включает:
-прием клиента и установление контакта с ним;
-установление мотивации выбора турпродукта;
-предложение туров;
-оформление правоотношений и расчет с клиентом;
-информационное обеспечение покупателя.
Обслуживание клиента не ограничивается элементами продажи. Накануне путешествия работники фирмы по телефону напоминают туристу о предстоящей поездке.
После окончания тура следует выяснить мнение туриста о путешествии, определить негативные моменты и т.д. Все недочеты, зависящие от вас, постараться устранить, а недочеты, не зависящие от вашей работы, принять к сведению и учесть на будущее.
На уровень обслуживания клиентов при покупке тура влияют различные факторы (наличие комфортабельного офиса и средств для качественного обслуживания, методы продажи, квалификация персонала, возможность формирования туруслуг по желанию клиента, соблюдение условных правил продажи, степень использования средств рекламы и информации, внешний вид сотрудника и доброжелательность ). При этом взаимоотношения персонала с клиентом являются одними из значимых.
Впервые в отечественной
научно-технической практике туризма
предпринята попытка
Согласно этому документу, персонал, включая руководящий состав, должен иметь профессиональную подготовку и квалификацию, в том числе теоретические знания и умение применять их на практике. При этом требуется наличие специального образования (основного либо дополнительного), полученного в учебном заведении, имеющем лицензию на право ведения учебной деятельности в области основного или дополнительного образования в сфере туризма с выдачей документов государственного образца (диплома, свидетельства, удостоверения).
Персонал должен знать:
1. законодательные акты и нормативные документы в сфере туризма;
2. формальности международных норм в сфере туризма, а также правила оформления документов на выезд из России (въезд в Россию) - для персонала, занятого выездным/въездным туризмом;
3. иностранный язык в объеме, соответствующем выполняемой работе (для персонала, занимающегося международным туризмом).
Персонал должен:
1. уметь дать четкий, точный ответ на поставленный посетителем вопрос;
2. владеть информацией, необходимой для потребителя и постоянно ее актуализировать;
3. повышать свою квалификацию (на курсах, семинарах и др.) не реже одного раза в год;
Этика поведения с
1. персонал должен быть приветливым и доброжелательным:
2. начинать диалог с приветствия;
3. приветливо улыбаться;
4. быть терпеливым и вежливым;
5. проявлять уважение к посетителю;
6. обслуживание посетителя должно быть первоочередным по сравнению с другими служебными обязанностями;
7. иметь располагающий внешний вид;
8. в присутствии посетителя не вести личных телефонных разговоров, не принимать пищу и/или напитки;