Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:32, дипломная работа

Описание работы

Для ознакомления с любой организацией необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и её финансовое состояние.
Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, в том числе и направляемых на содержание образовательных учреждений. При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макроэкономическим и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством учреждения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие об анализе хозяйственной деятельности, история его становления и развития 6
1.2 Основные методики анализа хозяйственной деятельности предприятия 16
1.3 Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении предприятием и повышении эффективности его деятельности 24
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МБОУ «СОШ№18» 33
2.1 Основные технико-экономические показатели работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ №18» 33
2.3 Уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия 46
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБОУ «СОШ №18» 53
3.1 Мероприятия по совершенствованию хозяйственной деятельности в МБОУ «СОШ№18» 53
3.2 Эффективность мероприятий по совершенствованию хозяйственной деятельности в МБОУ «СОШ№18» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Дипломный Проект. Головин А.О..docx

— 119.01 Кб (Скачать файл)

Ретроспективный анализ, в  свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Его цель – оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять нежелательные отклонения и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Он должен проводиться в течение того отрезка времени в котором возникли и продолжают действовать причины, порождающие эти отклонения.

Итоговый анализ изучает  результаты работы за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Оперативный и итоговый анализ взаимосвязаны и дополняют друг  друга. Они дают возможность руководству предприятия не только  оперативно выявлять и ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

Перспективный анализ в зависимости  от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный (стратегический). Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, долгосрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса.

По периодичности проведения анализ делится на периодический  и разовый. Периодический анализ делается регулярно за соответствующие отрезки времени (смену, день, месяц, квартал, год). Разовый анализ проводится в связи с разными обстоятельствами единовременного характера (переход на новую технологию, изменение структуры производства и т.д.).

По субъектам (пользователям  анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний (управленческий) анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, партнерами по бизнесу.

По степени охвата изучаемых  объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе  выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при  выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

По содержанию программы  анализ может быть комплексным и  тематическим. При комплексном анализе  деятельность предприятия изучается  всесторонне, а при тематическом исследуются только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.

 Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит  из нескольких подсистем: операционной (техника, технология, организация производства), финансовой, инвестиционной, маркетинговой, социальной, природоохранной, институциональной и т.д. В связи с этим по аспектам исследования выделяют финансовый, технико-экономический, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический, институциональный и другие виды анализа.

Важное место среди  всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс исследования финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования.

Технико-экономический анализ ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности операционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ предприятия. Предметом его изучения являются причинно-следственные связи технических и экономических явлений, их влияние друг на. друга и на конечные финансовые результаты. Проводят его совместно технические и экономические службы предприятия.

Социально-экономический  анализ изучает причинно-следственную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования. Его цель - выявление возможностей дальнейшего развития социальной сферы, улучшения условий труда и повышения уровня его мотивации, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвестиционного проекта.

В последние годы все более  широкое применение находит логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта на принципах «точно вовремя». Логистика становится условием успеха, важным стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

В ходе институционального анализа оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучаются нормативная база, отношения с местными властями, партнерами и контрагентами по бизнесу и вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними, что также способствует повышению эффективности функционирования предприятия.

По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, ситуационный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ, SWOТ-анализ, АВС-анализ и т.д.

Ситуационный анализ можно охарактеризовать как процесс подготовки информации для управления конкретной ситуацией в изменяющейся среде. Он позволяет исходя из глубокого понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать более обоснованные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния. Для его проведения требуются системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение генерировать и анализировать альтернативные варианты решений в условиях полной или частичной неопределенности. Возможность проанализировать ситуацию, заранее предвидеть ожидаемые ее изменения и принять соответствующие корректирующие меры по минимизации отрицательных последствий ситуации позволяет избежать значительных потерь.

SWOT-анализ (strengths - сила, weaknesses - слабость, opportunities - возможности, threats - угрозы) используется в стратегическом планировании. Его назначение - установить потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса:

    • Потенциальные внутренние сильные стороны - это наличие необходимых финансовых ресурсов для развития бизнеса, позитивный имидж у потребителей, позиция признанного лидерства на рынке, умение избежать сильного давления со стороны конкурентов, преимущество в затратах, эффективные рекламные мероприятия, совершенные технологии, большие возможности производства и т.д.
    • Потенциальные внутренние слабые стороны - это устаревшее оборудование, низкая прибыльность, низкий профессиональный уровень управленческого и производственного персонала, низкий имидж на рынке, плохо отработанная стратегия развития предприятия, плохая организация маркетинговой деятельности, слабая сбытовая сеть, высокая себестоимость продукции, отсутствие ресурсов на финансирование необходимых изменений в стратегии и т.д.
    • Потенциальные внешние возможности - это способность обслуживать дополнительные группы потребителей, возможность выхода на новые рынки, расширения ассортимента продукции, быстрого развития при внезапном повышении спроса на рынке, появлении новых технологий и т.д.
    • Потенциальные внешние угрозы - это выход на рынок иностранных конкурентов с более низкой себестоимостью продукции, медленный рост рынка, неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или таможенной и законодательной политики правительств  других стран, смена потребностей и вкусов потребителей, увеличение спроса на товары-заменители и т.д.

Экспертная оценка данных индикаторов и весомости каждого  из них позволит взвесить сильные  и слабые стороны предприятия  и учесть их при выработке стратегической политики развития бизнеса.

ABC-анализ - важный инструмент, используемый на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов.

Анализ АВС, состоит в разделении объектов по трем классификационным группам: к группе А относится 20% наиболее ценных объектов, обеспечивающих 80 % результатов, к группе В – 30 % объектов, от которых зависит 15 % результатов, к группе С – оставшиеся 50 % наименее ценных объектов, на них приходится лишь 5 % результатов.

Цель применения анализа АВС – сконцентрировать внимание менеджеров и ресурсы компании на той небольшой группе объектов, от которой зависит основной результат. АВС - метод позволяет выстроить логистику закупок, продаж в торговом зале и логистику управления товарными запасами.

Таким образом, история становления и развития микроэкономического анализа непосредственно связана с историческим развитием общества, его производительных сил и производственных отношений. Перспективы развития АХД в теоретическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, и в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др. В экономической литературе АХД классифицируется по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

1.2 Основные методики анализа  хозяйственной деятельности предприятия

Для анализе хозяйственной  деятельности (АХД) используется много  различных способов. Среди них  можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и  в других дисциплинах для обработки  и изучения информации (сравнения, графический, балансовый и др.), также такие  способы, как факторный анализ, стохастический факторный анализ и способ оптимизации  показателей. (рисунок 1.2.1)

Применение тех или  иных способов зависит от цели и  глубины анализа объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов.

В данной работе в основном применяются сравнительный и  факторный методы анализа хозяйственной  деятельности.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2.1 Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия.

 

Сравнительный анализ. Этот прием используется наиболее полно  и имеет важное значение при оценке работы предприятия. Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении  с другим. Обязательным правилом применения приема сравнения являются сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования. Практически любое  сравнение дает возможность более  глубоко и всесторонне разобраться  с положением дел анализируемого предприятия. В экономическом анализе  выделяют следующие виды сравнительного анализа:

  • горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • одномерный сравнительный анализ – сопоставление по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по единому показателю;
  • многомерный сравнительный анализ – сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью  детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный  анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные  части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения  суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного  за счет отдельных факторов;

Основными методами анализа  финансового состояния являются горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения  величин различных статей баланса  за определенный период. Цель вертикального  анализа – вычисление удельного  веса отдельных статей в итоге  баланса, т.е. выяснение структуры  активов и пассивов на определенную дату. Трендовый анализ заключается  в сопоставлении величин балансовых статей за ряд лет (или других смежных  отчетных периодов) для выявления  тенденций, доминирующих в динамике показателей. Коэффициентный анализ сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового  состояния, рассчитываемых как отношения  величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффициентов  их значения сравниваются с базисными  величинами, а также изучается  их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов. В  качестве базисных величин используются:

Информация о работе Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия