Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:36, отчет по практике
Целью практики является решение конкретных задач дипломного проектирования в соответствии с выбранной темой на основе применения теоретических знаний, полученных в период обучения в колледже, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практики.
Основные задачи практики:
1 Закрепление студентами практических навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации;
2 Углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации – базы практики;
Вводный инструктаж………………………………………………………….4
История развития организации ОАО «РЖД»………………………………5
Раздел 1. Система работы с персоналом
Тема 1.Концепция управления персоналом и кадровая политика:
1.1. Произвести классификацию персонала по категориям………………8
1.2. Проанализировать взаимосвязь подсистем работы с персоналом….13
1.3. Изучить кадровую политику организации……………………………14
Тема 2. Служба по управлению персоналом:
2.1. Изучить структуру ,функции службы персонала……………………...15
2.2 сформулировать задачи, права и обязанности менеджеров по персоналу и сотрудников кадровых служб…………………………………………………17
Тема 3. Потребность в персонале. Определение потребности в качестве персонала:
3.1. Рассчитать потребность в персонале. Разработать модель рабочего места. Разработать анкету для проведения собеседова-ния………………………24
Тема 4. Прием персонала. Маркетинг персонала:
4.1. Обосновать необходимость приема сотрудника и подготовить заявку..28
4.2. Исследовать внутренний и внешний рынки труда……………………..28
4.3. Разработать способы внутреннего привлечения персонала с использованием следующих способов: внутриорганизационный конкурс, перевод, сверхурочные работы………………………………………………………….36
Тема 5.Отбор персонала:
5.1. Изучить тесты способностей…………………………………………….37
5.2. Разработать трудовой договор………………………………………….39
Тема 6. Оценка персонала:
6.1. Проанализировать методы оценки персонала в организации……….40
6.2. Разработать критерии оценки персонала………………………………..40
6.3. Предложить методику комплексной аттестации персонала……………43
Тема 7. Развитие персонала:
7.1. Предложить формы развития персонала в организации………………46
7.2. Выбрать уровень профессионального обучения………………………48
Раздел 2. Мотивация, оплата труда и эффективность
Тема 8. Оплата персонала:
8.1. Провести анализ оплаты труда в системе мотивации кадров………….49
8.2. Разработать методику определения заработной платы………………..51
8.3. Предложить систему дополнительных вознаграждений ………………53
Тема 9. Информационный менеджмент персонала:
9.1. Проанализировать способы защиты секретной и конфиденциальной информации о персонале………………………………………………………….55
Тема 10. Трудовые отношения:
10.1. Подготовить порядок разработки и заключения коллективного догово-ра…………………………………………………………………………………55
10.2. Проанализировать порядок рассмотрения трудовых споров и трудовых конфликтов и их разрешения………………………………………………….56
Тема 11. Юридические отношения в управлении персоналом:
11.1.Разработать и принять решения о применении материальной и дисци-плинарной ответственно-сти………………………………………………………60
Исследовать проявление волевых качеств в конфликтных ситуациях в организации ОАО «РЖД»……………………………………………………………
Тема 7. Развитие персонала.
7.1. Предложить формы развития персонала в ОАО « РЖД».
Развитие персонала может быть общим и профессиональным.
Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека.
Оно требует значительных усилий со стороны кандидата, поэтому невозможно без заинтересованности с его стороны. Мотивами здесь могут быть желание поскорее освоить новую работу, сохранить прежнюю или получить более высокую должность, обеспечить гарантию стабильности или роста доходов; приобрести знания; расширить контакты, стать более независимым от работодателей и конкурентоспособным на рынке труда.
В российском трудовом законодательстве предусмотрены следующие виды профессионального обучения работников: подготовка новых работников; переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации.
Существует две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом от производства — в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и проч.). Для начинающих рабочих возможна такая комбинированная форма, как ученичество, сочетающее в себе подготовку на рабочем месте и вне его.
Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. . Ученики пользуются всеми правами работников, и на них в полном объеме распространяются законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные акты.
Основными формами обучения новых работников на производстве согласно российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая подготовка. При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в бригаду, где с ним занимается бригадир или другой член бригады — рабочий высокой квалификации.
Групповая (бригадная) форма обучения предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации.
Курсовая форма подготовки применяется для обучения работника сложным профессиям и осуществляется в два этапа: сначала в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината, а затем на рабочих места у предприятия в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника — инструктора производственного обучения.
Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы но имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. По расчетам затраты на переподготовку инженера в три раза ниже, чем на поиск и прием на работу нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше.
Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации осуществляется с целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий.
Повышение квалификации — это обучение после получения работниками основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление, повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков. Для этого организуются производственно-экономические курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда и проч.
Современные программы повышения квалификации имеют цель научить работников самостоятельно мыслить (в том числе и экономически), решать комплексные проблемы, осуществлять предпринимательский подход к делу, работать в команде. Они дают знания, выходящие за пределы должности, и побуждают желание учиться дальше. Однако перспектива повышения квалификации активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего потолка.
7.2.Выбрать
уровень профессионального
Обучение работников для
повышения своей квалификации
осуществляется в Московском Государственном
университете путей сообщения. МИИТ (Московский
государственный университет путей сообщения) в рейтингах российских вузов
на протяжении нескольких лет занимает
лидирующие позиции. МИИТ считается одним
из лучших высших учебных заведений в
России, благодаря качеству образования,
отличному преподавательскому составу
и гибкой ценовой политики института.
МИИТ включает в себя 7 институтов, 4 факультета,
52 инженерно-технических, инженерно-экономических
и гуманитарных специальности. Каждая
из специальностей, которые получает выпускники
МИИТа особенно актуальны и имеют важное
значение для железнодорожной и других
отраслей экономики.
В Московском государственном университете путей
сообщения создаются для студентов максимально
комфортные для обучения условия. Во время
поступления организуются подготовительные
курсы, принимаются результаты Единого
Государственного Экзамена. Во время обучения
иногородним студентам предоставляется
общежитие, молодым людям предоставляется
отсрочка от армии и возможность обучения
на военной кафедре. После окончания магистратуры
выпускники при желании могут продолжить
обучение в аспирантуре. (Приложение -
диплом работника).
Раздел 2. Мотивация, оплаты труда и эффективность.
Тема 8. Оплата персонала.
8.1. Провести анализ оплаты труда в системе мотивации кадров и менеджеров.
Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Выплата заработной платы обычно производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях). В соответствии с коллективным или трудовым договорам оплата труда может производиться в иных формах, не противоречащих российскому законодательству. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда каждого работника должна находиться в прямой зависимости от его личного трудового вклада и качества труда. Действующее законодательство предоставляет предприятиям и организациям право самостоятельно выбирать и устанавливать такие системы оплаты труда, которые являются наиболее целесообразными в конкретных условиях работы. Виды, формы и системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, система премирования фиксируются в коллективном договоре и других актах, издаваемых в организации.
При повременной системе оплаты оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. Заработок определяется умножением часовой или дневной тарифной ставки на количество отработанных часов или дней. При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные задания. Для выполнения отдельных функций и объемов работ могут быть установлены нормы обслуживания или нормы численности работников. Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате являются табели.
При простой повременной оплате труда заработок рабочего определяют, умножая часовую или дневную тарифную ставку его разряда на количество отработанных им часов или дней. При определении заработка других категорий работников необходимо соблюдать следующий порядок Если работник отработал все рабочие дни месяца, то оплату составит установленный для него оклад. Если в данном месяце отработано неполное число рабочих дней, то заработок определяется путем деления установленной ставки на календарное количество рабочих дней. Полученный результат умножается на количество оплачиваемых за счет предприятия рабочих дней.
При повременно-премиальной системе к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или к другому измерителю. Премии выплачиваются в соответствии с положениями о премировании, которые разрабатываются и утверждаются в организациях. В положениях предусматриваются конкретные показатели и условия премирования, при соблюдении которых у работника возникает право требовать соответствующую премии, у организации - обязанность уплатить эту премию. Именно такие премии являются составной частью повременно-премиальной и сдельно-премиальной системы оплаты труда. К условиям премирования относятся: выполнение производственных заданий, экономия сырья, материалов, энергии, рост производительности труда, повышение качества производимой продукции, освоение новой техники и технологии и др.
Специалисты и другие работники, относящиеся к служащим, получают заработную плату по установленным месячным должностным окладам и в зависимости от отработанного количества дней в отчетном месяце. Премирование производится за производственные показатели работы предприятия согласно установленной системе премирования с включением их сумм в себестоимость продукции.
8.2.Разработать
методику определения
При использовании метода
разрядов такая группировка производится
на более раннем этапе, в случае применения
более сложных методов - системы баллов,
рабочие места объединяются в разряды
по сумме баллов, в которые они были оценены.
Например, все должности, оцененные от
50 до 100 баллов, составляют первый разряд,
101 - 150 баллов - второй, 151 - 200 - третий и т.д.
Затем на основе графика заработной платы
организации определяется средняя точка
или величина средней заработной платы
для каждой категории. В продолжение приведенного
выше примера средняя точка будет составлять
для первого разряда - 1000 рублей, для второго
- 1500 рублей, для третьего - 2200 и т.д. После
определения средней точки устанавливается
вилка заработной платы для каждого из
разрядов, т.е. минимальная и максимальная
величины заработной платы, которую может
получать сотрудник, занимающий должность,
входящую в данный разряд. Как правило,
вилка устанавливается как определенный
одинаковый для всех разрядов процент
от серединной точки, например 20%, что означает,
что величина минимальной зарплаты составляет
80% от величины зарплаты серединной точки,
а максимальной - 120%. При вилке в 30% работники
первого разряда могут зарабатывать от
700 до 1,300 рублей в месяц, второго - от 1200
до 1800 рублей, третьего - от 1760 до 2860 рублей
и т.д. Использование вилок делает возможной
ситуацию, при которой работники низкого
разряда будут иметь зарплату выше, чем
работники более высокого разряда.
Наличие вилок заработной платы позволяет
персонализировать компенсацию, т.е. учитывать
индивидуальные особенности сотрудников
при установлении размеров оклада. В результате
работники, занимающие одинаковые или
схожие должности, могут получать разную
заработную плату в зависимости от стажа
работы, квалификации, производительности,
образовательного уровня.
Установление заработной
платы отдельному сотруднику. В организации
с традиционной системой компенсации
определение величины вознаграждения
отдельному работнику представляет собой
достаточно простой, во многом механический
процесс. Во-первых, специалист по компенсации
решает, к какому разряду относится занимаемая
сотрудником должность. Если эта должность
только что создана, проводится ее оценка
для последующего определения соответствующего
разряда. Во-вторых, специалист по компенсации
устанавливает размер заработной платы,
которую предполагается выплачивать сотруднику,
в соответствии с вилкой окладов данного
разряда и индивидуальными особенностями
работника - опытом и стажем работы, величиной
заработной платы на прежнем месте работы,
образованием и т.д. Подготовленное отделом
человеческих ресурсов предложение поступает
непосредственному руководителю сотрудника,
принимающему решение о размере заработной
платы. Это решение утверждается иерархией
согласно принятой в организации модели
(во многих корпорациях используется принцип
“двух уровней”, согласно которому решение
принимается непосредственным руководителем
и утверждается его начальником) и окончательно
согласовывается с отделом человеческих
ресурсов.
8.3. Предложить
систему дополнительных
Дополнительные выплаты
для работников - вознаграждения, помимо
заработной платы, которые получают работники
от своих работодателей:
-пенсии;
-пособия по медицинскому и стоматологическому
страхованию;
- оплата очередных отпусков и оплату отпусков
по болезни.
Медицинское страхование предоставляет работникам
возможность получать бесплатную медицинскую
помощь в тех странах, где государство
не гарантирует такого обслуживания всем
гражданам. Как правило, медицинское страхование
финансируется и работодателем, и работниками
(например, в соотношении 70:30 страхового
взноса, который является необлагаемой
налогом частью дохода). В последние годы
в связи с быстрым ростом цен на медицинское
обслуживание в ряде стран Запада, и в
первую очередь в США, руководители многих
организаций были вынуждены начать поиски
способов контроля и сокращения издержек
на медицинское страхование своих сотрудников.
Среди таких способов - изменение условий
получения медицинского обслуживания.
Так, при обращении за консультацией к
врачу, работника обязывают заплатить
определенный процент (например 10%) суммы
непосредственно из своего кармана, что
ведет к сокращению числа “лишних” визитов
и заставляет работников выбирать более
дешевых врачей. Еще один метод снижения
издержек - определение списка врачей
и медицинских учреждений, в которые могут
обращаться сотрудники организации (при
стандартной системе работник сам выбирает
врача, который затем выставляет счет
компании или страховому учреждению компании),
или заключение прямых договоров на комплексное
обслуживание с медицинскими учреждениями.
И, наконец, один из наиболее революционных
методов - выплата сотрудникам премии
по итогам года за неиспользование медицинской
страховки - премии за здоровый образ жизни.
Страхование жизни
позволяет работнику обеспечить определенный
доход для себя (своих наследников) в случае
потери трудоспособности (смерти), произошедшей
на рабочем месте или вне его. Величина
страховых выплат, как правило, пропорциональна
величине оклада работника (3 - 5 годовых
окладов в случае смерти). Компания вносит
основную часть страховых взносов, работник
выплачивает остальное. Страхование жизни
имеет особенно важное значение в тех
странах с рыночной экономикой, где государственная
поддержка малоимущих членов общества
не обеспечивает приемлемого уровня жизни.
Пенсионные
планы компаний получили наибольшее
распространение в странах, где государственная
система пенсионного обеспечения отсутствует
или не достаточно развита. Пенсионный
план представляет собой систему частного
пенсионного обеспечения, при которой
компания и сотрудник делают периодические
(в моменты выплаты заработной платы) отчисления
в специальный фонд, средства которого
в дальнейшем инвестируются с целью максимизации
дохода на вложенный капитал в долгосрочной
перспективе. Приносимый фондом доход
служит источником выплаты пенсий бывшим
сотрудникам компании. Обычно условиями
получения пенсии являются: