Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:26, курсовая работа
Цель исследования реализуется путем решения следующих задач:
1. Анализ литературных данных о качестве в сестринском деле в Российской федерации и пути совершенствования качества сестринского дела.
2. Анализ общественного мнения о качестве сестринской медицинской помощи по данным отечественной литературы.
3.Комплексный анализ деятельности ГАУЗ «Детской городской больницы с перинатальным центром» города Нижнекамска.
Введение
Проблема системного подхода в описании качественного содержания медицинской помощи, удовлетворяющей запросам, ожиданиям и нуждам потребителей, в терминах и показателях, понятных последним, не имеет рационального решения. Это обусловлено тем, что медицинская деятельность не может быть сведена к традиционному производству и, соответственно, обычные критерии качества товаров, работ и услуг не применимы в полной мере к здравоохранению.
До недавнего времени приоритет в вопросах повышения качества медицинской помощи отдавался только врачебным службам, как наиболее самостоятельным и достаточно квалифицированным.
Существующее до недавнего времени мнение, что сестринская деятельность является только придаточной к врачебной, не позволяло в должной мере определить степень сестринского участия в системе оказания медицинской помощи, которая во многом определяет качества медицинской помощи в целом.
Предоставление сестринским службам определенной степени самостоятельности дает возможность руководителям сестринских служб вырабатывать собственные стратегические направления в системе обеспечения качества сестринской помощи [20].
Согласно современной концепции развития сестринского дела медицинская сестра должна быть высококвалифицированным специалистом - партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в рамках единой лечебной бригады[20].
Роль и функции сестринского дела в обществе требуют, чтобы каждая медицинская сестра брала на себя ответственность за непосредственное предоставление сестринской помощи и располагала бы требуемыми полномочиями для этого.
Целью программ улучшения
качества сестринской помощи является
развитие профессионального сестринского
дела посредством тщательного
Улучшение качества и повышение
эффективности сестринской
В связи с актуальностью проблемы цель работы - обосновать критерии качества в сестринском деле.
Цель исследования реализуется путем решения следующих задач:
1. Анализ литературных данных о качестве в сестринском деле в Российской федерации и пути совершенствования качества сестринского дела.
2. Анализ общественного мнения о качестве сестринской медицинской помощи по данным отечественной литературы.
3.Комплексный анализ
4. Научное обоснование
критериев качества
Курсовая работа изложена на 81 страницах машинописного текста, иллюстрирована 9 таблицами.
Работа состоит из введения и трех глав, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы и 10 приложений.
Список литературы содержит 24 источника.
1. Современные подходы к оценке качества сестринской помощи на основе литературных источников
1.1 Причины необходимости повышения качества сестринской помощи
Качество жизни населения в целом и каждого человека в частности в первую очередь определяется состоянием здоровья, зависящим от очень многих факторов: наследственности, экологии внешней среды, образа жизни, материальных возможностей, объема и содержания доступной медицинской помощи. Результаты анализа демографической ситуации в стране и показателей здоровья населения конца 1990-х - начала 2000-х годов послужили отправной точкой при разработке Национального проекта «Здоровье», в котором повышение качества медицинской помощи провозглашается приоритетным направлением модернизации здравоохранения. Повышение качества медицинской помощи способно привести к повышению качества жизни населения в целом, как пациентов, так и медицинского персонала[15].
Огромная роль в реализации
мероприятий по оздоровлению нации
принадлежит медицинским
Прежде чем приступать к решению проблем качества сестринской помощи, необходимо ознакомиться с сутью понятия «качество». Трактовка понятия «качество» встречается во всех философских течениях. Аристотель в III веке до нашей эры определял качество как дифференциацию между предметами по признаку «хороший - плохой». В китайской версии качество, состоит из двух элементов: равновесия и денег. Понятие «качество» тождественно понятию «высококлассный», «дорогой». С течением времени в структуре понятия «качество» совершенно явственно выделяются два аспекта: объективный и субъективный. Это явление получило отражение в определениях качества, дошедших до наших дней[14].
В 1931 г. У.Э. Шухарт дает свое определение: качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону: насколько вещь хороша. Дж. М. Джуран (1979) описывает качество, с одной стороны, как свойство, соответствующее назначению предмета, с другой стороны, как степень удовлетворения потребителя данным предметом[15].
Согласно Международному
стандарту ИСО 8402-86, качество - это
совокупность свойств и
В формулировке А. Донабедиана: «Качество медицинской помощи определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей выгодой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. Уровень качества, таким образом, - это степень достижения баланса выгоды и риска для здоровья» [14].
Определение Всемирной организации здравоохранения: «Каждый пациент должен получить такую медицинскую помощь, которая привела бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение; при этом должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи максимальными» [15].
Определение, разработанное Центральным Научно-исследовательским институтоморганизации информатизации здравоохранения Минздрава Российской Федерации: «Качество медицинской помощи это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии».
Все варианты определений
«качества медицинской помощи»
Доступность. Для понимания значимости сестринского ухода в процессе повышения эффективности медицинской помощи легче оперировать следующими характеристиками качества сестринской помощи.
Профессиональная компетенция.
Подразумевает наличие
Доступность сестринской помощи. Означает обеспечение возможности получения сестринской помощи независимо от географических, экономических, социальных, культурных, религиозных, организационных или языковых барьеров.
Результативность сестринского вмешательства складывается из целого ряда факторов:
Межличностные взаимоотношения. Под межличностными взаимоотношениями прежде всего подразумеваются внутренний психологический климат коллектива и умение работать в команде, взаимодействие пациента в системе организационного окружения:
Эффективность рассматривается
как отношение затраченных
Эффективность сестринского ухода тем выше, чем четче согласованы сроки обследования и подготовка к ним, чем раньше и целенаправленнее организована профилактика развития возможных осложнений, чем активнее роль пациента и его родственников в организации и выполнении мероприятий по уходу.
Непрерывность. Эта характеристика
означает последовательность и преемственность
в получении сестринской
Безопасность. Означает обеспечение
безопасной больничной среды: инфекционной
безопасности пациента и персонала,
профилактику травматизма и конфликтных
ситуаций, контроль соблюдения лечебно-охранительного
режима и лечебного питания, контроль
возникновения побочных явлений
и осложнений лекарственной терапии,
а также своевременное
Таким образом, безопасность означает сведение к минимуму риска побочных эффектов пребывания в лечебно-профилактическом учреждении, диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за пациентом.
Удобство. Под этой характеристикой
подразумевают не только комфорт
и чистоту, но и условия, обеспечивающие
максимально возможную
Удовлетворенность пациентов. Для пациентов в конкретном медицинском учреждении качества медицинской помощи определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и является своевременной. С целью определения уровня удовлетворенности пациентов и их родственников результатом и процессом сестринской помощи необходимо проводить анкетирование последних с обязательным анализом ответов. Данные анализа результатов опроса окажут несомненную роль в корректировке работы сестринской службы. Кроме того, важное значение в оценке удовлетворенности пациентов результатами сестринской помощи могут играть публикации в средствах массовой информации, выступления в программах телевидения и радио. Однако необходимо учитывать, что пациенты не всегда в состоянии адекватно оценить оказанную им сестринскую помощь и профессиональную компетентность персонала