Проблема качества сестринской помощи на примере ГАУЗ «Детской городской больницы с перинатальным центром» города Нижнекамска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования реализуется путем решения следующих задач:
1. Анализ литературных данных о качестве в сестринском деле в Российской федерации и пути совершенствования качества сестринского дела.
2. Анализ общественного мнения о качестве сестринской медицинской помощи по данным отечественной литературы.
3.Комплексный анализ деятельности ГАУЗ «Детской городской больницы с перинатальным центром» города Нижнекамска.

Файлы: 1 файл

работа.docx 2.docx

— 156.81 Кб (Скачать файл)

Введение

Проблема системного подхода  в описании качественного содержания медицинской помощи, удовлетворяющей  запросам, ожиданиям и нуждам потребителей, в терминах и показателях, понятных последним, не имеет рационального  решения. Это обусловлено тем, что  медицинская деятельность не может  быть сведена к традиционному  производству и, соответственно, обычные  критерии качества товаров, работ и  услуг не применимы в полной мере к здравоохранению.

До недавнего времени  приоритет в вопросах повышения  качества медицинской помощи отдавался  только врачебным службам, как наиболее самостоятельным и достаточно квалифицированным.

Существующее до недавнего  времени мнение, что сестринская  деятельность является только придаточной  к врачебной, не позволяло в должной  мере определить степень сестринского участия в системе оказания медицинской  помощи, которая во многом определяет качества медицинской помощи в целом.

Предоставление сестринским  службам определенной степени самостоятельности  дает возможность руководителям  сестринских служб вырабатывать собственные стратегические направления  в системе обеспечения качества сестринской помощи [20].

Согласно современной  концепции развития сестринского дела медицинская сестра должна быть высококвалифицированным  специалистом - партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в рамках единой лечебной бригады[20].

Роль и функции сестринского дела в обществе требуют, чтобы каждая медицинская сестра брала на себя ответственность за непосредственное предоставление сестринской помощи и располагала бы требуемыми полномочиями для этого.

Целью программ улучшения  качества сестринской помощи является развитие профессионального сестринского дела посредством тщательного изучения вопросов эффективности и продуктивности, достижения согласия в системе взглядов, ценностей, выявления критериев и стандартов в сестринской деятельности[14].

Улучшение качества и повышение  эффективности сестринской помощи, дальнейшее ее развитие возможно только через критический пересмотр  реального положения вещей, то есть анализа современного состояния  сестринского дела на всех этапах и  звеньях.

В связи с актуальностью  проблемы цель работы - обосновать критерии качества в сестринском деле.

Цель исследования реализуется  путем решения следующих задач:

1. Анализ литературных данных о качестве в сестринском деле в Российской федерации и пути совершенствования качества сестринского дела.

2. Анализ общественного  мнения о качестве сестринской  медицинской помощи по данным  отечественной литературы.

3.Комплексный анализ деятельности  ГАУЗ «Детской городской больницы с перинатальным центром» города Нижнекамска.

4. Научное обоснование  критериев качества сестринской  медицинской помощи медицинской  организации на примере ГАУЗ «Детской городской больницы с перинатальным центром» города Нижнекамска.

Курсовая работа  изложена на 81 страницах машинописного текста, иллюстрирована 9 таблицами.

Работа состоит из введения и трех глав, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы и 10 приложений.

Список  литературы содержит 24 источника.

 

 

 

 

 

1. Современные подходы к оценке качества сестринской помощи на основе литературных источников

 

1.1 Причины необходимости повышения качества сестринской помощи

Качество жизни населения  в целом и каждого человека в частности в первую очередь  определяется состоянием здоровья, зависящим  от очень многих факторов: наследственности, экологии внешней среды, образа жизни, материальных возможностей, объема и  содержания доступной медицинской  помощи. Результаты анализа демографической  ситуации в стране и показателей  здоровья населения конца 1990-х - начала 2000-х годов послужили отправной точкой при разработке Национального проекта «Здоровье», в котором повышение качества медицинской помощи провозглашается приоритетным направлением модернизации здравоохранения. Повышение качества медицинской помощи способно привести к повышению качества жизни населения в целом, как пациентов, так и медицинского персонала[15].

Огромная роль в реализации мероприятий по оздоровлению нации  принадлежит медицинским сестрам, образование и опыт которых позволяет  оказывать высококачественные сестринские  услуги.

Прежде чем приступать к решению проблем качества сестринской помощи, необходимо ознакомиться с сутью понятия «качество». Трактовка понятия «качество» встречается во всех философских течениях. Аристотель в III веке до нашей эры определял качество как дифференциацию между предметами по признаку «хороший - плохой». В китайской версии качество, состоит из двух элементов: равновесия и денег. Понятие «качество» тождественно понятию «высококлассный», «дорогой». С течением времени в структуре понятия «качество» совершенно явственно выделяются два аспекта: объективный и субъективный. Это явление получило отражение в определениях качества, дошедших до наших дней[14].

В 1931 г. У.Э. Шухарт дает свое определение: качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону: насколько вещь хороша. Дж. М. Джуран (1979) описывает качество, с одной стороны, как свойство, соответствующее назначению предмета, с другой стороны, как степень удовлетворения потребителя данным предметом[15].

 Согласно Международному  стандарту ИСО 8402-86, качество - это  совокупность свойств и характеристик  продукта (услуги), которые придают  ему способность удовлетворять  существующие или предполагаемые  потребности. 

В формулировке А. Донабедиана: «Качество медицинской помощи определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей выгодой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. Уровень качества, таким образом, - это степень достижения баланса выгоды и риска для здоровья» [14].

Определение Всемирной организации  здравоохранения: «Каждый пациент должен получить такую медицинскую помощь, которая привела бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение; при этом должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи максимальными» [15].

Определение, разработанное Центральным Научно-исследовательским институтоморганизации информатизации здравоохранения Минздрава Российской Федерации: «Качество медицинской помощи  это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии».

Все варианты определений  «качества медицинской помощи»имеют значение не только для развития сестринского дела, но и для совершенствования  сестринской практики, так как  формулируют основные характеристики качества. С точки зрения пациента (семьи, общества), качество сестринской  помощи - такие свойства услуги, благодаря которым пациент остается доволен оказанием сестринской помощи в целом, результатом и процессом ее оказания. С точки зрения учреждения здравоохранения, качество сестринской помощи - выполнение функциональных обязанностей в строгом соответствии с нормативно-правовой документацией, что означает профессиональную компетентность медицинских сестер, умение работать в команде, создавать и поддерживать позитивную производственную среду и обеспечивать инфекционную безопасность. Таким образом, структура понятия «качество» включает внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая качества - характеристики, внутренне присущие услуге. Внешняя составляющая качества - соответствие потребности и восприятия услуги. Разные авторы предлагают различное число характеристик. Порой, различаясь по названию, они, по сути, отражают одни и те же свойства[15].

Доступность. Для понимания  значимости сестринского ухода в  процессе повышения эффективности  медицинской помощи легче оперировать  следующими характеристиками качества сестринской помощи.

Профессиональная компетенция. Подразумевает наличие профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых  для оказания сестринской помощи, умение их применить в конкретной ситуации, в том числе при использовании  в работе протоколов и стандартов сестринской деятельности, алгоритмов выполнения манипуляций. А также  наличие профессионально значимых личностных качеств: честности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, умения руководить и подчиняться  в зависимости от ситуации. При  этом в повседневной работе медицинской  сестры заложено противоречие: с одной  стороны, необходимо обеспечить индивидуальный подход к пациенту, с другой - во избежание ошибок и осложнений строго придерживаться стандартизированных принципов и правил.

Доступность сестринской  помощи. Означает обеспечение возможности  получения сестринской помощи независимо от географических, экономических, социальных, культурных, религиозных, организационных  или языковых барьеров.

Результативность сестринского вмешательства складывается из целого ряда факторов:

  • эффективность планирования рабочего времени,
  • использование технологий сестринского ухода,
  • взаимодействие в процессе ухода с пациентами и их родственниками,
  • контроль динамики проблем пациента,
  • обеспечение инфекционной безопасности,
  • лекарственная терапии,
  • сроки проведения обследований.

Межличностные взаимоотношения. Под межличностными взаимоотношениями прежде всего подразумеваются внутренний психологический климат коллектива и умение работать в команде, взаимодействие пациента в системе организационного окружения:

  • врач - медицинская сестра - пациент, медицинская сестра - медицинская сестра - пациент, медицинская сестра - пациент - родственники пациента;
  • ожидания и представления пациента об организационном кружении и собственной роли в нем;
  • ожидания медицинской сестры в отношении пациента и его роли в решении проблем;
  • адаптация пациента к заболеванию;
  • коррекция поведения пациента и формирование позитивной установки пациента на проводимое лечение;
  • роль медицинской сестры в процессе сознательного обучения поведению в сложившихся обстоятельствах.

Эффективность рассматривается  как отношение затраченных ресурсов к полученным результатам. Анализ эффективности  производится, как правило, для сравнения  альтернативных решений.

Эффективность сестринского ухода тем выше, чем четче согласованы  сроки обследования и подготовка к ним, чем раньше и целенаправленнее организована профилактика развития возможных осложнений, чем активнее роль пациента и его родственников в организации и выполнении мероприятий по уходу.

Непрерывность. Эта характеристика означает последовательность и преемственность  в получении сестринской помощи, соблюдение которых возможно только благодаря ведению сестринской  документации, причем не только фиксирующей  лекарственную терапию и дополнительные методы исследования, назначенные лечащим  врачом, но и динамику проблем пациента.

Безопасность. Означает обеспечение  безопасной больничной среды: инфекционной безопасности пациента и персонала, профилактику травматизма и конфликтных  ситуаций, контроль соблюдения лечебно-охранительного режима и лечебного питания, контроль возникновения побочных явлений  и осложнений лекарственной терапии, а также своевременное сообщение  выявленных фактов лечащему врачу [8].

Таким образом, безопасность означает сведение к минимуму риска  побочных эффектов пребывания в лечебно-профилактическом учреждении, диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за пациентом.

Удобство. Под этой характеристикой  подразумевают не только комфорт  и чистоту, но и условия, обеспечивающие максимально возможную самостоятельность  пациента в осуществлении физиологических  потребностей: удобная мебель, расположенная  в соответствии с требованиями эргономики, возможность осуществления санитарно-гигиенических  навыков, обеспечение в случае необходимости  цивилизованного вызова медицинской  сестры. Наличие холодильника, телевизора, библиотечки только усилит значение этой характеристики качества сестринского ухода.

Удовлетворенность пациентов. Для пациентов в конкретном медицинском  учреждении качества медицинской помощи определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и является своевременной. С целью определения уровня удовлетворенности пациентов и их родственников результатом и процессом сестринской помощи необходимо проводить анкетирование последних с обязательным анализом ответов. Данные анализа результатов опроса окажут несомненную роль в корректировке работы сестринской службы. Кроме того, важное значение в оценке удовлетворенности пациентов результатами сестринской помощи могут играть публикации в средствах массовой информации, выступления в программах телевидения и радио. Однако необходимо учитывать, что пациенты не всегда в состоянии адекватно оценить оказанную им сестринскую помощь и профессиональную компетентность персонала

Информация о работе Проблема качества сестринской помощи на примере ГАУЗ «Детской городской больницы с перинатальным центром» города Нижнекамска