Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:26, курсовая работа
Цель исследования реализуется путем решения следующих задач:
1. Анализ литературных данных о качестве в сестринском деле в Российской федерации и пути совершенствования качества сестринского дела.
2. Анализ общественного мнения о качестве сестринской медицинской помощи по данным отечественной литературы.
3.Комплексный анализ деятельности ГАУЗ «Детской городской больницы с перинатальным центром» города Нижнекамска.
Удовлетворенность медицинских
работников определяется теми условиями,
в которых организовано сестринское
вмешательство, наличием средств организации
ухода, эргономических пособий, средств
и методов обеспечения
1.2 Проблемы в управлении качеством сестринской помощи и возможные пути их решения
Управление качеством сестринской помощи на сегодняшний день без сомнения является очень важной и актуальной проблемой. В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и самое главное, профилактике заболеваний и осложнений, которые невозможны без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению технологий и манипуляций, работе с родственниками и самими пациентами по обучению навыкам выполнения простейших манипуляций, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи и т.п. Вот как раз этой четкости в оценке сестринской деятельности, конкретных критериев в оценке результата, простоты использования формул и расчетов пока не прослеживается. Полностью исключены из уровней оценки качества сами специалисты сестринского дела, все опять отдано в руки врачей[4].
На сегодняшний день изданы приказы № 209 от 25.06.02 и № 267 от 16.08.02 о внесении дополнения в приказ Минздрава России №337 «О номенклатуре специальностей в учреждения здравоохранения Российской Федерации», где введена специальность 040601 «Управление сестринской деятельностью», а так же перечень соответствия специальности «Управления сестринской деятельностью» должностей специалистов с высшим сестринским образованием по специальности «Сестринское дело», разработана Отраслевая программа «Управление качеством вздравоохранении на 2003-2010 годы»[10].
Однако, к сожалению, несмотря на нормативные акты руководители ЛПУ, не используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом его профессиональной компетенции. Медицинская сестра должна в большей степени соответствовать нуждам населения, а непотребностям системы здравоохранения. Она должна трансформироваться в хорошо образованного профессионала, равного партнера, самостоятельно работать с населением, способствуя укреплению здоровья общества. Именно медицинской сестре сейчас отводится ключевая роль в медико-социальной помощи людям пожилого возраста, пациентам с инкурабельными заболеваниями, санитарном просвещении, организации образовательных программ, пропаганде здорового образа жизни. Поступательное движение среднего медицинского звена вперед явно ощущается с 1992 года, после I научно-практической конференции в Галицино. На ней сформулировано новое определение сестринского дела;… «это часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды», и определены функции сестринского дела:
Помимо традиционного
ухода за больными у медицинской
сестры 21 века появляются новые направления
деятельности, она должна принять
на себя множество разнообразных
функций. С распространением высшего
сестринского образования появилась
возможность самостоятельно проводить
научные исследования, результаты которых
специалисты сестринского дела в
состоянии реализовать
Среди первых шагов в данном направлении следует отметить организацию учебно-методического кабинета, где разрабатываются и внедряются специализированные программы обучения без отрыва от основного места работы медицинских сестер различной степени подготовки, разных профессиональных групп, а постоянное обучение медсестер способствует повышению качества медицинского обслуживания пациентов. Следующий этап - ежегодное обучение молодых медсестер в «школе молодой медсестры» со сдачей дифференцированного зачета по окончанию обучения. Далее для всех практикующих средних медработников по вопросамОсобо опасные инфекции: трансфузиологии, инфекционному контролю, ВИЧ-инфекции проводятся зачеты I раз в год. Одной из форм профессионального обучения средних медработников является ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций и мастер-классов на экспериментальных площадках по внедрению элементов сестринского процесса. Положительным результатом этого является и возрастающий интерес медсестер к повышению своего профессионального уровня, а также их активное участие в преподавательской и научно-исследовательской работе, обеспечение доступа к современной информации, улучшение качества своей деятельности. Управлять качеством сестринской помощи, можно лишь тогда, когда деятельность сестер изучена, структурирована, нормирована, а значит, может быть оценена в соответствии со стандартом. Разработка и применение общепринятых стандартов является ключевым компонентом каждой из основных функций сестры, необходимым условием ответственности за свои действия. Важно, чтобы медицинская сестра была способна логически обосновать свои действия. Следствием понимания важности стандартов будет проведенная Советом медицинских сестер работа по их созданию и внедрению. Применение стандартов облегчает работу медсестер, сокращает неоправданные расходы средств, времени, обеспечивает преемственность, улучшает качество обслуживания пациентов и результаты лечения. Если разработать стандарты и протоколы деятельности медсестер по основным номенклатурам специальностей, унифицировать учетно-отчетную документацию по работе с пациентами и их семьями, обеспечить преемственность в работе медицинской бригады (палатная м/с, процедурная м/с, участковая м/с, семейная м/с, старшая м/с, социальная м/с), внедрить единые подходы к выполнению манипуляций, подготовке к исследованиям, оказанию неотложной до врачебной помощи, ведению протоколов наблюдения за пациентом и решением его проблем общими усилиями, то это позволит существенно улучшить качество оказания медицинской помощи, даже не меняя организационную структуру сестринской деятельности.
Вооружив медсестру подобными
знаниями, несмотря на кажущуюся дополнительную
нагрузку (ведение протоколов наблюдения,
сестринской истории болезни), мы
наоборот облегчим выполнение своих
обязанностей, так как, зная согласно
стандарту рамки своей
Легче ориентироваться в
состоянии пациентов при
1. Старшие медсестры отделений ежедневно, итоги фиксируют в тетрадях учета дефектов, проводят индивидуальную работу по их устранению.
2. Отдельно оцениваются аспекты сестринской работы (исполнительская дисциплина, соблюдение санитарно – эпидемического режима, контроль за использованием и хранением лекарственных средств).
3. Главная медсестра оценивает
качество работы старших
Очевидно, что, большинство людей сталкиваются с проблемой организации ухода за больными, только когда близкие попадают в больницу с тяжелыми заболеваниями. Отвечают за проведение подготовки в школах здоровья сестры, при необходимости к проведению приглашается врач. Важно отметить, что методические рекомендации для занятий в таких школах утверждаются и контролируются зав отделением, лечащим врачом. И все же при рассмотрении модели сестринского дела, необходимо исходить из реальных условий, в которых работают наши медсестры, стойкого, выработанного десятилетиями, стереотипа взаимоотношений врач - медицинская сестра - пациент. Но в то же время мы можем использовать уже накопленный мировой опыт, взяв из имеющихся моделей сестринского дела то, что нам ближе, понятнее и более реально в нынешних условиях [10].
Система контроля качества сестринской помощи может быть представлена уровнями:
I - текущая оценка качества приема и передачи дежурных смен;
II-периодическая оценка качества ведущим специалистом манипуляционной техники, ухода;
III- углубленная оценка качества сестринской помощи (два раза в год) по критериям;
IV-выявление проблем и коррекция, обсуждение в школе профессионального мастерства, обучение на семинарах.
Таким образом, мероприятиями, обеспечивающими качество сестринской помощи являются:
1. Подготовка кадров,
2. Ресурсное обеспечение деятельности медицинских сестер,
3. Внедрение стандартов сестринской помощи,
4. Использование современных сестринских технологий,
5. Экспертиза качества с последующей коррекцией.
В обеспечении системы
качества трудно переоценить роль ведущих
специалистов, школ профессионального
мастерства, преподавателей медицинских
колледжей и совета по качеству (если
он создан). Перспективы дальнейшего
развития системы управления обеспечением
качества сестринской помощи заключаются
в следующем: разработка стандартов
по всем номенклатурам специальностей
в сестринском деле; обучение сестринского
персонала методике коррекции и
предупреждения отклонений от стандартов;
привлечение пациентов и их родственников,
независимых экспертов для
1.3 Организация контроля качества сестринского ухода в учреждениях здравоохранения
Этапы организации контроля качества медицинской помощи(КМП), оказываемой средним медицинским персоналом в лечебно-профилактическом учреждении стационарного типа. В методическом плане управление КМП представляет собой циклический процесс, включающий в себя следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
Основные задачи определение
конкретных обязанностей, связанных
с контролем и оценкой КМП;
создание комиссии по
В некоторых случаях выгоднее
составлять общий план ухода сразу
по нескольким проблемам. Стандартные
планы обследования, наблюдения и
ухода за пациентами с различными
проблемами значительно облегчат работу
медсестер, позволят контролировать качество
ухода, могут послужить основой
при обучении родственников пациентов,
но слепо следовать им невозможно.
Сестринский процесс