Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:58, дипломная работа
Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
4. Проанализировать текучесть кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
5. Выявить причины текучести кадров.
6. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.
7. Дать оценку экономической эффективности от внедрения мероприятий по снижению текучести кадров
Введение
1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
Заключение
Библиографический список
Приложения
Анкетирование, определившее удовлетворенность работников трудом, показал, что значительное число работников испытывают неудовлетворенность отношениями между сотрудниками (2,83 балла). Именно поэтому при приеме на работу нового сотрудника первым шагом в рамках мотивационной работы должно быть его ознакомление с компанией, историей ее создания, основными сферами деятельности, структурами, целями и задачами, принципами существования, кодексом поведения и организационной культурой предприятия.
Кроме
того, каждый сотрудник должен регулярно
получать информацию о ситуации на
предприятии и всех происходящих
изменениях. Анкетирование показало,
что этим мотивирующим фактором удовлетворены
далеко не все рабочие (2,86 баллов). А
ведь этот фактор служит удовлетворению
таких важнейших потребностей человека,
как потребности в
Таким образом, анализ выявил как достоинства, так и недостатки действующей системы управления персоналом, которые оказывают существенное влияние на уровень текучести. При отлаженной системе набора и отбора персонала, слабым участком работы кадровой службы является адаптация работников и особенно рабочих.
Анализ текучести кадров в цехе 2422, представленный во второй главе дипломного проекта, позволяет сделать следующие выводы:
1.
Являясь самостоятельным
2.
Производственная деятельность
цеха заключается в
3.
Заработная плата работников, не
имеющих опыта работы, невысокая.
Поэтому многие молодые
3.
Но на предприятии имеется
определенный состав
4.
В цехе 2422 текучесть кадров достаточно
высокая и наиболее
5.
В цех 2422 набор работников идет
постоянно, что связано с
6.
В настоящее время в цехе 2422
текучесть составляет около 22,
7.
Анкетирование, проведенное
8. В тройку приоритетов факторов, влияющих на принятие решения об увольнении работников цеха 2422, попадают:
-
недостатки в материальном
-
отсутствие карьерного
-
неудовлетворительность
3.
Пути снижения
текучести кадров
в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
Анализ системы управления персоналом ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» цеха 2422 показал ряд недостатков, которые снижают удовлетворенность работников работой и часто являются причиной их принятия решения об увольнении.
Цех 2422 отличается достаточно высокой текучестью кадров и особенно она высокая среди молодых рабочих.
Вопросы
кадрового планирования, отбора, оценки,
профессиональной ориентации и адаптации
на предприятия решаются не в полном
объеме. Также не уделяется внимания
процессу формирования коллектива, причиной
этого являются частые конфликты
в организации. Опрос, определявший
удовлетворенность работников трудом,
показал, что значительное число
работников испытывают неудовлетворенность
отношениями между
Исследования показали, что кроме удовлетворения его собственных потребностей не существует какой-либо иной движущей силы, которая заставляла и побуждала бы действовать человека так, а не иначе.
Потребности
побуждают людей выбирать способ
их удовлетворения в соответствии с
критерием эффективности, это - максимальное
удовлетворение при минимальных
затратах. С этих позиций работник
подходит к выбору сферы своей
трудовой деятельности, того предприятия,
на котором ему предстоит
Именно поэтому при приеме на работу нового сотрудника первым шагом в рамках мотивационной работы должно быть его ознакомление с ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», историей его создания, основными сферами деятельности, структурами, целями и задачами, принципами существования, кодексом поведения и организационной культурой предприятия. Кроме того, каждый сотрудник должен регулярно получать информацию о ситуации на предприятии и всех происходящих изменениях. Это служит удовлетворению таких важнейших потребностей человека, как потребности в безопасности, сопричастности, информации и соучастии.
В цех 2422 набор работников идет постоянно, что связано с расширением производства, увольнением работников или другими причинами. На предприятии в основном нанимают работников со стороны, что часто приводит к ошибкам и является одной из причин значительной текучести кадров.
В
настоящее время в цехе 2422 она
составляет в среднем 22,2 %, что выше
среднего по предприятию. Среди рабочих
она еще выше. Достаточно высокий
уровень текучести рабочих
Для привлечения трудовых кадров на предприятии рекомендуется использовать кадровые агентства.
При наборе кандидату необходимо заполнять «Анкету претендента на должность» (Приложение 4).
После
этого отдел кадров должен ознакомиться
с анкетой претендента и если
он соответствует необходимым
Несмотря на отработанную систему материального стимулирования, достаточно высокий уровень заработной платы, текучесть кадров на рабочих должностях цехе 2422 высокая, и особенно значительна она среди молодых работников, имеющих небольшой стаж работы на предприятии.
Частично это вызвано незащищенностью, которую работник испытывает в первое время на новом месте, недостатком знаний применительно к данной работе, а также часто встречающимися несоответствием между представлениями о работе и самой работой. При подборе кадров предпочтение отдается знаниям, а факторам мотивации работника, его морально-психологическим качествам уделяется слабое внимание.
Новым работникам нужны знания о месте - функциональных обязанностях и требованиях к выполняемой работе, коллективе - то есть людях, окружающих работника, с которыми он будет вступать в контакт в повседневных делах, политике - то есть задачах компании и ожиданиях ее работников, и продукте - то есть товаре или комплексе услуг, с которыми компания выходит на рынок.
Следует сказать, что на предприятии «ЦСКБ-Прогресс» в целом и в цехе 2422 в частности наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Необходимо сделать процесс адаптации, приспособления вновь принятых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным.
Адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд [24].
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
-
уменьшение стартовых издержек,
так как пока новый работник
плохо знает свое рабочее
- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
- структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
- организации технологии процесса адаптации;
- организации информационного обеспечения процесса адаптации.
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
- выделение соответствующего подразделения в структуре системы управления персоналом. В настоящее время функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала;
- распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
- развитие наставничества, которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто.
Задача подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации являются:
-
организация курсов по
-
проведение индивидуальных
-
интенсивные краткосрочные
- специальные курсы подготовки наставников;
-
использование метода
-
выполнение разовых
- подготовка замены при ротации кадров;
-
проведение в коллективе
Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала.