Проблема текучести кадров и пути ее снижения (на примере цеха 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
4. Проанализировать текучесть кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
5. Выявить причины текучести кадров.
6. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.
7. Дать оценку экономической эффективности от внедрения мероприятий по снижению текучести кадров

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 419.98 Кб (Скачать файл)

  Развитие  персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение  квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации.

  Цель  развития персонала - обеспечение организации  хорошо подготовленными работниками  для эффективной работы и реализации стратегического развития предприятия.

  Управление  развитием персонала реализуется  в рамках двух основных направлений: обучение, планирование и развитие карьеры.

  Следует различать три вида обучения:

  1. Подготовка кадров - планомерное  и организованное обучение и  выпуск квалифицированных кадров  для всех областей человеческой  деятельности, владеющих совокупностью  специальных знаний, умений, навыков  и способами общения.

  2. Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования  знаний, умений, навыков и способов  общения в связи с ростом  требований к профессии или  повышением в должности.

  3. Переподготовка кадров - обучение  кадров с целью освоения новых  знаний, умений, навыков и способов  общения в связи с овладением  новой профессией или изменившимися  требованиями к содержанию и  результатам труда.

  Необходимость проведения подготовки или повышения  квалификации персонала внутри фирмы  могут обусловливаться следующими причинами: нехватка квалифицированных  кадров на национальном уровне, давление конкурентов, создающее условия  для более эффективного использования  труда собственных работников, технологические  изменения, связанные с научно-техническим  прогрессом, подготовка к более высокой  должности, развитие потенциала работников, рост объемов производства, рост социальной ответственности фирмы за ее работников, т. е. создание фирмой условий для развития работников.

  Цели  повышения квалификации, подготовки и переподготовки:

  -       удержание работника в организации, сохранение его для фирмы;

  -       продвижение по служебной лестнице (создание резерва на управленческие должности);

  -       повышение производительности и качества труда, а также качества продукции;

  -       предотвращение профессиональной деградации специалистов;

  -       нахождение сотрудниками тех видов работ, которые соответствуют их темпераменту, запросам и характеру специальности.

  На  предприятии «ЦСКБ-Прогресс» в целом и в цехе 2422 постоянно присутствуют профессиональная подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка.

  Для осуществления деятельности по подготовке и переподготовке кадров на предприятии  существует отдел развития и подготовки кадров.

  На  основе текущих и перспективных  планов предприятия, а также заявок подразделений отдел составляет план повышения квалификации руководителей, специалистов и служащих, подготовки рабочих кадров.

  В отделе совместно с линейными  руководителями определяется вид необходимого обучения или повышения квалификации, число сотрудников, которые должны пройти обучение или повысить свою квалификацию.

  На  основе этих данных определяются необходимые  затраты. Далее разрабатывается  порядок и режим обучения работников и осуществляется контроль за качеством учебного процесса.

  Характеристика  видов обучения представлена в табл. 6.

  Таблица 6

  Характеристика  видов обучения

Виды  обучения Характеристика  вида обучения
Профессиональная  подготовка кадров Приобретение  знаний, умений и навыков. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления  конкретной деятельности
Повышение квалификации (профессиональное совершенствование) Расширение  знаний, умений, навыков и способов с целью приведения их в соответствие с требованиями производства, а также  для стимулирования профессионального  роста.
Профессиональная  переподготовка Получение знаний, умений, навыков и овладение способами  обучения для освоения новой профессии  и качественно другой профессиональной деятельности.

  На  предприятии «ЦСКБ-Прогресс» и в том числе в цехе 2422, число работников повышающих свою квалификацию или проходящих переподготовку достаточно большое. На предприятии принята программа, что каждый работник должен пройти обучение один раз в три года.

  Анализ  показал, что число обучившихся  работников на предприятии достаточно велико, их число за три года увеличилось  на 71 человека, доля выросла на 8,32 %. Достаточно большое число рабочих  прошедших обучение.

  Система служебно-профессионального продвижения - совокупность средств и методов  должностного продвижения персонала. В практике управления различают  два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение  руководителя.

  Рабочие должности не предполагают значительного  продвижения по служебной лестнице. В основном рабочие повышают свой квалификационный разряд. В цехе 2422 велика доля рабочих, она составила  в 2008 году 80,7 % (151 чел.).

  По  уровню образования персонал рабочих  специальностей распределен, как представлено на диаграмме Рис. 12.

  

  Рис. 12. Распределение рабочих цеха 2422 по уровню образования

  Данные  диаграммы, показывают, у рабочих  достаточно высокий уровень образования  – 44,37 % рабочих имеют образование  выше среднего. Рабочие, имеющие высокую  квалификацию, образование и пользующиеся уважением, могут быть назначены  мастерами.   

  Важный  момент, который должен решаться на предприятии - мотивация труда. Для  этого необходимы знания в области  психологии работы трудовых коллективов [17]. Работник, приходящий каждый день на работу и выполняющий определенные функции, - многогранная личность, его  нельзя рассматривать только как  рабочую силу.

  Цель  предприятия - рост производительности труда, повышение качества продукции, рост эффективности производства и  цель работника как личности с  его многообразными потребностями  могут не совпадать и даже часто  не совпадают.

  Как отмечалось выше в цехе 2422 достаточно высокая текучесть кадров и, особенно среди вновь принятых молодых  работников. Также периодически возникают  конфликты, как между работниками, так и между работниками и  администрацией. Многие рабочие, с большим  трудом устроившись на предприятие, испытывают разочарование, отсюда частые нарушения дисциплины и увольнения.

  Определить  мотивационные составляющие производственного  процесса цеха 2422 можно путем их анкетирования. Проведение беседы целесообразно  как средство получения дополнительной информации или уточнения тех  или иных данных или моментов, полученных в результате анкетирования [16].

  В анкетировании участвовало 41% рабочих (62 чел.). Для анкетирования была выбрана  именно эта группа работников, так  как число проблем в ней  больше, чем в других группах работников цеха.

  Выборка - та часть генеральной совокупности, которую мы непосредственно наблюдаем. Посредством изучения эмпирических закономерностей по выборочным данным делаются выводы относительно всей генеральной  совокупности.

  Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность.

  В анкетировании участвовали рабочие  мужчины и женщины из различных  возрастных групп и имеющие разный уровень образования с учетом репрезентативности выборки.

  Женщины – 16 чел. (25,8%); мужчины - 46 чел. (74,2%).

  С учетом возрастных групп и уровня образования выборка имеет следующий  вид: 

  

  

  Рис.13. Выборка рабочих для анкетирования  с учетом возрастных групп и уровня образования (чел.)

  Для анкетирования использовалась анкета, приведенная в Приложении 3.

  Для исследования удовлетворенности трудом использовался опросник, представленный на сайте market-journal [22], который специализируется на материалах по управлению персоналом.

  Данный опросник позволяет оценить не только общую удовлетворенность персонала своим трудом, но и ее составляющие.

  Результаты  анкетирования в цехе 2422 приведены  в табл. 7.

  Таблица 7 Результаты анкетирования

Мотивирующие   факторы Средний уровень  оценки
Организация труда 2,99
Содержание  работы, которую приходится Вам выполнять 2,79
Санитарно-гигиенические  условия труда 2,74
Уровень заработной платы 2,64
Система премирования 2,76
Отношения в коллективе 2,83
Отношения с руководством 2,99
Отношения администрации к запросам работников 3,03
Перспективы роста 3,00
Объективность оценки работы руководством 2,87
Возможность обучения и повышения квалификации 3,64
Степень своей информированности о положении  дел в компании и перспективах его развития 2,86
Степень обеспеченности всем необходимым для  работы 2,83
Решение социальных вопросов 2,49

  5 - высокая оценка

  4 - хорошая оценка

  3 - средняя оценка

  2 - плохая оценка

  1 - очень плохая оценка

  Результаты  анкетирования работников показали, что практически по всем ответам  получены средние результаты. Результаты ответов варьируют от 3,64 до 2,49 баллов. Наиболее высоко оценили работники  возможность повышения своей  квалификации - средний балл 3,64 (Рис. 14). 

  

  Рис. 14. Распределение мотивирующих факторов по уровню значимости

  Наименьшее  удовлетворение рабочие испытывают от решения социальных вопросов (2,49 балла) и уровня заработной платы (2,64 балла), учитывая условия труда ее нельзя считать высокой.

  На  предприятии социальные проблемы решаются плохо, но это характерно не только для предприятия «ЦСКБ-Прогресс», но и почти для всех унитарных предприятий в России. Также не совсем устраивает работников система премирования и санитарно-гигиенические условия труда. По данным анкетирования средний бал по данным мотивирующим факторам составляет соответственно 2,74 и 2,76 баллов.

  Средний балл 2,83 свидетельствует, что рабочих  не устраивают отношения в коллективе, то есть администрация завода и в  том числе цеха 2422 основное внимание уделяет производственным вопросам, а не налаживанию межличностных  отношений, которые формируют социально-психологический  климат в коллективе. В коллективе часто возникают конфликты, которые  негативно влияют на процесс производства.

  В цехе 2422 хорошо налажена система обучения работников, почти 30 % работников производства в 2007 -2008 годах прошли обучение. Но при  этом в производстве отсутствует  ясная и отлаженная система продвижения  работников. По результатам анкетирования  такой мотивирующий фактор, как перспективы  карьерного роста получил всего 2,83 балла. Часто на руководящие должности  принимаются работники со стороны, а не выдвигаются среди работников предприятия, что негативно влияет на создание системы заинтересованности и снижает общие результаты деятельности, а также приводит к увеличению текучести кадров.

  Анализ  системы управления персоналом ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» цеха 2422 показал ряд недостатков, которые снижают удовлетворенность работников работой и часто являются причиной их принятия решения об увольнении. Вопросы кадрового планирования, отбора, оценки, профессиональной ориентации и адаптации на предприятия решаются не в полном объеме. Также не уделяется внимания процессу формирования коллектива, причиной этого являются частые конфликты в организации.

Информация о работе Проблема текучести кадров и пути ее снижения (на примере цеха 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»)