Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:58, дипломная работа
Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
4. Проанализировать текучесть кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
5. Выявить причины текучести кадров.
6. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.
7. Дать оценку экономической эффективности от внедрения мероприятий по снижению текучести кадров
Введение
1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
Заключение
Библиографический список
Приложения
Таким образом, средняя зарплата сотрудников в цехе 2422 составляет 8032 рублей.
При этом около 70 % сотрудников имеют зарплату ниже 8 000 рублей.
Таблица 5 Распределение работников цеха по уровню заработной платы и уровню текучести
|
1.
Как было представлено в
Потери от текучести в 2008 году составили:
- рабочих: 7,44*12*0,20* 39 = 696,384 тыс. руб.
- вспомогательного персонала: 5,12*12*0,07*3 = 12,902 тыс. руб.
-
инженерно-технического
- управленческого персонала: 14,648*12*0,7*1 = 123,043 тыс. руб.
Таким образом, суммарные годовые потери от текучести персонала в цехе 2422 составили:
696,384 + 12,902 + 107,366 + 123,043 = 939,695 тыс. руб.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
на предприятии имеется
Проблема заключается в том, что вновь принятые работники не имеют достаточного опыта и квалификации, что требует их обучения, которое занимает значительное время и средства, негативно влияя на результаты деятельности. И эта проблема обостряется текучестью кадров.
Потери от текучести персонала в цехе 2422 в 2008 году составили 939,695 тыс. руб.
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Под кадровой политикой организации обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Она определяет генеральное направление на длительную перспективу, общие специфические требования к персоналу.
В
зависимости от ориентации организации
на собственный персонал или на внешний
персонал, степень открытости по отношению
к внешней среде при
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватная для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, а также, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов [16].
В современных организациях складывается комплексное понимание кадровой политики: с одной стороны - как обеспечение всех участков производства рабочей силой, а с другой стороны - как создание мотивации работников на высокопроизводительный и эффективный труд.
Кадровая политика может быть пассивной, превентивной и активной.
Пассивная кадровая политика проявляется в том, что у руководства фирмы отсутствует четкая программа действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных ситуаций, конфликтов, нарушений трудовой дисциплины и т.п.
Превентивная
кадровая политика проявляется в
том, что руководство фирмы
Активная кадровая политика предполагает, что кадровая служба разрабатывает и реализует кадровую стратегию, целенаправленно осуществляет программы подготовки и развития персонала.
Кадровая политика ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» и цеха 2422 является активной, так как на предприятии разработана и осуществляется кадровая стратегия, направленная на обеспечение предприятия кадрами высокой квалификации, формированию у работников чувства гордости и ответственности за предприятие.
Кадровую политику предприятия ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» и цеха 2422 нельзя назвать чисто открытой или закрытой. При наборе персонала достаточно большое количество работников набирается со стороны, как на низшие, так и на высшие должности. Преимущество имеют молодые работники, что не всегда оправдано. Обучение персонала проходит достаточно активно и осуществляется оно преимущественно на предприятии.
Кадровое
планирование, будучи составной частью
кадровой политики, является и частью
планирования деятельности предприятия.
Узловыми вопросами кадрового
Исходными
данными для определения
Выявленная
потребность сопоставляется с имеющимися
кадровыми ресурсами
Планирование кадровых расходов предполагает их деление на основные и дополнительные. К основным расходам относится оплата по результатам труда, это заработная плата, премия и отчисления в фонды социального страхования. К дополнительным - расходы на жилье, медицинское обслуживание, повышение квалификации.
На предприятии «ЦСКБ-Прогресс» главный энергетик определяет вакансии цеха 2422 и оформляет их в форме заявки, в которой дается описание должности, требуемая квалификация, разряд и другие характеристики работы (Приложение 4). Данная заявка рассматривается отделом кадров и Дирекцией по персоналу. Отдел кадров определяет способы заполнения вакансий. Это может быть набор работников со стороны или внутренний перевод.
Одно
из направлений управления персоналом
на предприятии – набор и отбор
персонала. Предприятие заинтересовано
в повышении
В
цех 2422 набор работников идет постоянно,
что связано с расширением
производства, увольнением работников
или другими причинами. На предприятии
в основном нанимают работников со
стороны, что часто приводит к
ошибкам и является одной из причин
значительной текучести кадров. В
настоящее время в цехе 2422 она
составляет около 22,2 %, что выше среднего
по предприятию (12%). Среди рабочих
она еще выше. Достаточно высокий
уровень текучести рабочих
Отдел кадров знакомится с анкетой претендента и если он соответствует необходимым требованиям, то он приглашается на собеседование, где получают дополнительные сведения о претенденте, о его способностях и моральных качествах. Если кандидат претендует на руководящую должность, то при беседе присутствует психолог.
Собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Если на работу принимается рабочий, то проводится квалификационное тестирование, которое позволяет определить уровень квалификации работника. Если кандидат претендует на руководящую должность, то его соответствие занимаемой должности определить гораздо сложнее. В этом случае на «ЦСКБ-Прогресс» проводится не только квалификационное тестирование, но и психологическое.
Прием на работу заканчивается подписанием трудового договора.
При приеме на работу претендент проходит испытательный срок от 1 до 3 месяцев, длительность которого зависит от занимаемой должности.
Одной
из проблем работы с персоналом в
организации при привлечении
кадров является управление трудовой
адаптацией. В ходе взаимодействия
работника и организации
Цех
2422 отличается достаточно высокой текучестью
кадров и особенно она высокая
среди молодых рабочих. В этих
условиях возрастает роль адаптации, при
этом повышенное внимание необходимо
уделять первичной адаптации
молодых работников. Данная категория
персонала нуждается в особой
работе со стороны администрации
организаций. Чаще всего профессиональная
адаптация рассматривается как
процесс приобщения человека к труду
в рамках определенной профессии, включения
его в производственную деятельность,
усвоения им условий и достижения
нормативов эффективности труда. Однако
адаптацию нельзя рассматривать
только как овладение специальностью.
Она предусматривает также
Следует сказать, что в цехе 2422 наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации и особенно молодых рабочих. В качестве наставников за ними закрепляются более опытные работники. Но при этом их материальное поощрение незначительно.
Поэтому
часто молодые работники
Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать.
Таким
образом, как для блага самой
организации, так и для личного
блага всего персонала