Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:58, дипломная работа
Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
4. Проанализировать текучесть кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
5. Выявить причины текучести кадров.
6. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.
7. Дать оценку экономической эффективности от внедрения мероприятий по снижению текучести кадров
Введение
1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
Заключение
Библиографический список
Приложения
4.
Невозможность использовать
5.
Игнорирование идей и
6.
Отсутствие признания
Депривация таких потребностей, как внимание, уважение, признание, не заставит себя долго ждать. Работа исключительно ради денег быстро превращается в каторгу. Даже отрицательная обратная связь воспринимается легче и «с благодарностью», нежели отношение к сотруднику и его достижениям как к пустому месту [28].
Таким образом, причин, порождающих текучесть персонала, довольно много. Сами работники наиболее часто называют такие:
-
отсутствие возможности
- невостребованность работы высшим руководством;
- отсутствие у компании средств на персонал;
-
снижение уровня заработной
- социальная незащищенность;
-
проблемы с корпоративной
-
отсутствие перспектив
- оторванность руководства от рядовых работников;
- отсутствие прозрачной, понятной, эффективной системы мотивации;
-
деление людей на «старых»
и «новых», «своих» и «
- установление зарплат не по вкладу, а по приближенности к руководству;
- отсутствие заинтересованности у руководства в сохранении персонала;
-
несоответствие
- несложившиеся отношения в коллективе, с руководством;
- увольнение «за компанию» с коллегами по работе [21].
Таким образом, менеджеру по персоналу следует анализировать истинные причины увольнения работников, выявлять общие тенденции и учитывать их при формировании кадровой политики – это позволит, снизит уровень текучести кадров до приемлемого уровня.
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
Увольнение работников с их последующей заменой может быть удивительно дорогостоящим мероприятием для организации, поэтому текучестью кадров необходимо управлять, снижая ее до приемлемого уровня.
Стоимость текучести кадров увеличивается, когда работники являются более узкоспециализированными, когда их труднее найти и они требуют более тщательной подготовки.
По мнению Р. Беннетта, стоимость текучести кадров складывается из следующих компонентов:
-
более низкий уровень
- упущенный объем производства во время замены работника;
-
оплата сверхурочной работы
-
возможное использование на
- стоимость брака и отходов в период освоения новичком работы;
-
стоимость привлечения, отбора
и медицинского
- затраты на обучение;
-
административные расходы,
Текучесть кадров наносит компании немалый ущерб. Сегодня, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, затраты на замену рабочего составляют 7-20% его годовой заработной платы, специалиста - 18-30%, управленца - 70-100%.
По исследованиям И. Григорьевой, затраты составляют:
- на замену рабочих 7-12% их годовой заработной платы,
- специалистов - 18-30%,
- управляющих - 20-100%.
Другая сторона, которая в итоге отражается на издержках, - потеря времени. На поиск подходящей замены ушедшему затрачивается до 2 месяцев и месяц на оформление нового сотрудника на работу, переподготовку и адаптацию.
Таким образом, при высоком значении уровня текучести организация может понести существенные расходы, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
Поэтому основой управления движением персонала является установление закономерностей процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей делает возможным определение наиболее эффективных управленческих воздействий.
Зависимость
интенсивности текучести кадров
от социально-демографических
Знания
закономерностей влияния
- во-первых, прогнозировать количество увольнений,
-
во-вторых, находить пути смягчения
отрицательного воздействия
Известен, к примеру, опыт определения будущего уровня текучести кадров в зависимости от времени пребывания работников на предприятии.
Подробное
изучение текучести кадров осуществляется
с помощью специальных
1)
для создания общего портрета
увольняющихся (на основе
2)
для изучения причин ухода,
в качестве которых могут
Поэтапно приведение уровня текучести к приемлемому значению можно представить в частности через возможность планирования предстоящих увольнений, увязки процессов увольнения с процессами найма, помощи увольняемым работникам. Для решения этих и других вопросов необходимо исходить из конкретной ситуации на предприятии [36].
Рассматриваемая
ниже методика предполагает упорядоченную
поэтапную деятельность, осуществление
которой следует возложить
Вся
деятельность по управлению текучестью
кадров в рамках общего управления
персоналом можно представить в
виде следующих последовательных стадий,
представленных на Рис. 5:
Рис. 5. Этапы управления текучестью кадров
1 ЭТАП. Определение уровня текучести кадров. На этой стадии необходимо ответить на главный вопрос - является ли уровень текучести настолько высоким, что приводит к необоснованным экономическим потерям, недополучению прибыли предприятием.
2
ЭТАП. Определение уровня
Дело
в том, что с началом проведения
в стране экономических реформ одним
из первых управленческих аспектов, которым
стали пренебрегать предприятия, стало
нормирование труда, изначально призванное
выявлять резервы производительности
труда. Предприятий, на которых ведется
учет затрат рабочего времени, разрабатываются,
соблюдаются и регулярно
Провести экономическую оценку текучести персонала организации можно, используя следующие расчетные формулы:
1.
Потери, вызванные перерывами в
работе, определяются как произведение
трех показателей:
Ппер =
В * Т * Чт,
где: Ппер - потери, вызванные перерывами в работе;
В - среднедневная выработка на одного человека;
Т
- средняя продолжительность
Чт - число выбывших по причине текучести.
2.
Потери, обусловленные необходимостью
обучения и переобучения новых
работников. Исчисляются как произведение
затрат на обучение, доли текучести
в общем числе выбывших, деленное
на коэффициент изменения
По =
(Зо * Дтек) / Кизм,
где: По - потери, вызванные необходимостью обучения и переобучения сотрудников;
Зо - затраты на обучение и переобучение;
Дтек - доля излишнего оборота, текучести в общем объеме движения персонала;
Кизм - коэффициент изменения численности работников, равный отношению численности на конец периода к численности на начало периода.
3.
Потери, вызванные снижением
Ппр =
Срв * Ксп * Чу,
где: Ппр - потери, вызванные снижением производительности труда у рабочих перед увольнением, т.е. стоимость недополученной продукции;
Срв - средняя дневная выработка;
Ксп - коэффициент снижения производительности труда перед увольнением;
Чу - число дней перед увольнением, когда наблюдается падение производительности труда.
4.
Потери, вызванные недостаточным
уровнем производительности
Ппр/нов =
Срва * Км * Чм,
где: Ппр/нов - потери, вызванные недостаточным уровнем производительности труда вновь принятых рабочих;
Срва - среднедневная выработка рабочего в каждом месяце периода адаптации;
Км - помесячный коэффициент снижения производительности труда за период адаптации;
Чм - число дней в соответствующем месяце.
5.
Затраты по проведению набора
персонала в результате