Проблема текучести кадров и пути ее снижения (на примере цеха 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
4. Проанализировать текучесть кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
5. Выявить причины текучести кадров.
6. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.
7. Дать оценку экономической эффективности от внедрения мероприятий по снижению текучести кадров

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 419.98 Кб (Скачать файл)

  4. Невозможность использовать какие-либо  навыки сотрудника, которые он  сам ценит. Наиболее типичные  примеры - хорошее знание иностранного  языка сотрудника или навыков программирования. Желание найти применение всем своим талантам может спровоцировать специалиста искать такое место работы, где эти навыки будут востребованы.

  5. Игнорирование идей и инициативы  очень тяжело переносится как  узкими специалистами, так и  руководителями. Ведь они руководствуются  самыми добрыми побуждениями  и хотят, чтобы компания работала  лучше.

  6. Отсутствие признания достижений  и результатов со стороны руководства  и коллег демотивирует сотрудника.

  Депривация таких потребностей, как внимание, уважение, признание, не заставит себя долго ждать. Работа исключительно ради денег быстро превращается в каторгу. Даже отрицательная обратная связь воспринимается легче и «с благодарностью», нежели отношение к сотруднику и его достижениям как к пустому месту [28].

  Таким образом, причин, порождающих текучесть  персонала, довольно много. Сами работники  наиболее часто называют такие:

  - отсутствие возможности профессионального  роста;

  - невостребованность работы высшим руководством;

  - отсутствие у компании средств  на персонал;

  - снижение уровня заработной платы  вследствие инфляции;

  - социальная незащищенность;

  - проблемы с корпоративной дисциплиной;

  - отсутствие перспектив карьерного  роста;

  - оторванность руководства от  рядовых работников;

  - отсутствие прозрачной, понятной, эффективной  системы мотивации;

  - деление людей на «старых»  и «новых», «своих» и «остальных»;

  - установление зарплат не по  вкладу, а по приближенности к  руководству;

  - отсутствие заинтересованности  у руководства в сохранении  персонала;

  - несоответствие профессионального  уровня выполняемым должностным  обязанностям;

  - несложившиеся отношения в коллективе, с руководством;

  - увольнение «за компанию» с  коллегами по работе [21].

  Таким образом, менеджеру по персоналу  следует анализировать истинные причины увольнения работников, выявлять общие тенденции и учитывать  их при формировании кадровой политики – это позволит, снизит уровень  текучести кадров до приемлемого  уровня.

1.3 Управление процессом  текучести кадров  и методы снижения  ее уровня

  Увольнение  работников с их последующей заменой  может быть удивительно дорогостоящим  мероприятием для организации, поэтому  текучестью кадров необходимо управлять, снижая ее до приемлемого уровня.

  Стоимость текучести кадров увеличивается, когда  работники являются более узкоспециализированными, когда их труднее найти и они  требуют более тщательной подготовки.

  По  мнению Р. Беннетта, стоимость текучести кадров складывается из следующих компонентов:

  - более низкий уровень производства  в период обучения новичков;

  - упущенный объем производства  во время замены работника;

  - оплата сверхурочной работы других  работников, вынужденных выполнять  работу в период замены работника;

  - возможное использование на более  простой работе более квалифицированных  работников в ожидании замены;

  - стоимость брака и отходов  в период освоения новичком  работы;

  - стоимость привлечения, отбора  и медицинского освидетельствования;

  - затраты на обучение;

  - административные расходы, связанные  с удалением из платежной ведомости  уволившегося и включением в  нее новичка [5].

  Текучесть кадров наносит компании немалый  ущерб. Сегодня, по оценкам отечественных  и зарубежных специалистов, затраты  на замену рабочего составляют 7-20% его  годовой заработной платы, специалиста - 18-30%, управленца - 70-100%.

  По  исследованиям И. Григорьевой, затраты  составляют:

  - на замену рабочих 7-12% их годовой  заработной платы,

  - специалистов - 18-30%,

  - управляющих - 20-100%.

  Другая  сторона, которая в итоге отражается на издержках, - потеря времени. На поиск  подходящей замены ушедшему затрачивается до 2 месяцев и месяц на оформление нового сотрудника на работу, переподготовку и адаптацию.

  Таким образом, при высоком значении уровня текучести организация может  понести существенные расходы, которые  не всегда очевидны на первый взгляд.

  Поэтому основой управления движением персонала  является установление закономерностей  процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей делает возможным  определение наиболее эффективных  управленческих воздействий.

  Зависимость интенсивности текучести кадров от социально-демографических характеристик  настолько существенна, что пренебречь ею нельзя.

  Знания  закономерностей влияния личностных характеристик работника на его  склонность к перемещениям позволяет:

  - во-первых, прогнозировать количество  увольнений,

  - во-вторых, находить пути смягчения  отрицательного воздействия названных  факторов.

  Известен, к примеру, опыт определения будущего уровня текучести кадров в зависимости  от времени пребывания работников на предприятии.

  Подробное изучение текучести кадров осуществляется с помощью специальных обследований в двух направлениях:

  1) для создания общего портрета  увольняющихся (на основе сведений  о поле, возрасте, семейном положении,  числе детей, общем и профессиональном образовании, стаже, тарифном разряде, инвалидности, заработанной плате за последние несколько месяцев);

  2) для изучения причин ухода,  в качестве которых могут выступать  неиспользование по специальности,  неудовлетворенность работой, условиями  и режимом труда, заработком, невозможность  учиться, плохие отношения с  администрацией и с коллегами,  рождение ребенка, отсутствие  мест в детских учреждениях,  длительные поездки. В крупных  организациях данные о текучести  целесообразно анализировать по  профессиям, подразделениям, должностям, причинам, возрастным группам уволившихся.  Углубленный анализ можно проводить  раз в год, а количественную  оценку по подразделениям - ежемесячно. Это позволяет уточнить причины  и своевременно предусмотреть  мероприятия по закреплению кадров.

  Поэтапно  приведение уровня текучести к приемлемому  значению можно представить в  частности через возможность  планирования предстоящих увольнений, увязки процессов увольнения с процессами найма, помощи увольняемым работникам. Для решения этих и других вопросов необходимо исходить из конкретной ситуации на предприятии [36].

  Рассматриваемая ниже методика предполагает упорядоченную  поэтапную деятельность, осуществление  которой следует возложить непосредственно  на кадровую службу предприятия.

  Вся деятельность по управлению текучестью кадров в рамках общего управления персоналом можно представить в  виде следующих последовательных стадий, представленных на Рис. 5: 

    

  Рис. 5. Этапы управления текучестью кадров

  1 ЭТАП. Определение уровня текучести  кадров. На этой стадии необходимо  ответить на главный вопрос - является  ли уровень текучести настолько высоким, что приводит к необоснованным экономическим потерям, недополучению прибыли предприятием.

  2 ЭТАП. Определение уровня экономических  потерь, вызванных текучестью кадров. Это очень важный этап и  в то же время один из  наиболее трудоемких, поскольку для его проведения необходимы специальные данные.

  Дело  в том, что с началом проведения в стране экономических реформ одним  из первых управленческих аспектов, которым  стали пренебрегать предприятия, стало  нормирование труда, изначально призванное выявлять резервы производительности труда. Предприятий, на которых ведется  учет затрат рабочего времени, разрабатываются, соблюдаются и регулярно пересматриваются трудовые нормы, на сегодняшний момент можно назвать единицы.

  Провести  экономическую оценку текучести  персонала организации можно, используя  следующие расчетные формулы:

  1. Потери, вызванные перерывами в  работе, определяются как произведение  трех показателей: среднедневной  выработки, приходящейся на одного  работника, средней продолжительности  перерывов в работе, вызванных  текучестью, и числа работников, выбывших по причине текучести:

  Ппер = В * Т * Чт,                                                                                     (12)

  где: Ппер - потери, вызванные перерывами в работе;

  В - среднедневная выработка на одного человека;

  Т - средняя продолжительность перерыва, вызванного текучестью;

  Чт - число выбывших по причине текучести.

  2. Потери, обусловленные необходимостью  обучения и переобучения новых  работников. Исчисляются как произведение  затрат на обучение, доли текучести  в общем числе выбывших, деленное  на коэффициент изменения численности  работников в отчетном году  по сравнению с базовым:

  По = (Зо * Дтек) / Кизм,                                                                       (13)

  где: По - потери, вызванные необходимостью обучения и переобучения сотрудников;

  Зо - затраты на обучение и переобучение;

  Дтек - доля излишнего оборота, текучести в общем объеме движения персонала;

  Кизм - коэффициент изменения численности работников, равный отношению численности на конец периода к численности на начало периода.

  3. Потери, вызванные снижением производительности  труда у рабочих перед увольнением,  т.е. стоимость не дополученной  продукции. Определяются как произведение  коэффициента снижения производительности  труда, ее среднедневного уровня, числа дней перед увольнением  работников, выбывших по причине  текучести:

  Ппр = Срв * Ксп * Чу,                                                                         (14)

  где: Ппр - потери, вызванные снижением производительности труда у рабочих перед увольнением, т.е. стоимость недополученной продукции;

  Срв - средняя дневная выработка;

  Ксп - коэффициент снижения производительности труда перед увольнением;

  Чу - число дней перед увольнением, когда наблюдается падение производительности труда.

  4. Потери, вызванные недостаточным  уровнем производительности труда  вновь принятых рабочих. Определяются  как произведение числа работников, выбывших по причине текучести,  суммы произведений показателей  среднедневной выработки рабочего  в каждом месяце периода адаптации,  помесячных коэффициентов снижения  производительности труда и числа  дней в соответствующем месяце:

  Ппр/нов = Срва * Км * Чм,                                                                    (15)

  где: Ппр/нов - потери, вызванные недостаточным уровнем производительности труда вновь принятых рабочих;

  Срва - среднедневная выработка рабочего в каждом месяце периода адаптации;

  Км - помесячный коэффициент снижения производительности труда за период адаптации;

  Чм - число дней в соответствующем месяце.

  5. Затраты по проведению набора  персонала в результате текучести.  Определяются как произведение  затрат на набор и доли текучести  в общем числе уволившихся,  деленное на коэффициент изменения  численности работников:

Информация о работе Проблема текучести кадров и пути ее снижения (на примере цеха 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»)