Проект формирования модели социальной ответственности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотрение корпоративной социальной ответственности в системе управления развитием предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы формирования социальной ответственности на предприятии………………………………………………………………………6
1.1 Сущность, принципы и роль социальной ответственности на предприятии…………………………………………………………………..6
1.2 Основные модели социальной ответственности на предприятии………..13
1.3 Зарубежные концепции социальной ответственности……………………17
2. Исследование социальной ответственности (на примере ООО «Агротех - Гарант»)……………………………………………………………………………22
2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………………...22
2.2 Типы и уровни социальной ответственности на ООО «Агротех Гарант»………………………………………………………………………24
2.3 Особенности формирования системы социальной ответственности на ООО «Агротех Гарант»……………………………………………………..28
3. Разработка рекомендаций по усовершенствованию проекта социальной ответственности………………………………………………………………….32
3.1 Общие направления улучшения социальной ответственности…………..32
3.2 Наиболее подходящие направления для данного предприятия………..36
3.3 Рекомендации по устранению сопротивлений персонала организации…41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая орг.поведение).docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский Государственный Технический Университет

Кафедра экономики  и управления на предприятии машиностроения

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине «Организационное поведение и управление человеческими ресурсами»

На тему «Проект формирования модели социальной ответственности предприятия»

 

 

 

 

 

выполнила: студентка гр. МФ-111

 Перехода  И. А.

Проверил: Рыбкина  О. В.

 

 

Воронеж 2012

Замечания руководителя

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

  1. Теоретические основы формирования социальной ответственности на предприятии………………………………………………………………………6
    1. Сущность, принципы и роль социальной ответственности на предприятии…………………………………………………………………..6
    2. Основные модели социальной ответственности на предприятии………..13
    3. Зарубежные концепции социальной ответственности……………………17
  2. Исследование социальной ответственности (на примере ООО «Агротех  - Гарант»)……………………………………………………………………………22
    1. Краткая характеристика объекта исследования…………………………...22
    2. Типы и уровни социальной ответственности на ООО «Агротех Гарант»………………………………………………………………………24
    3. Особенности формирования системы социальной ответственности на ООО «Агротех Гарант»……………………………………………………..28
  3. Разработка рекомендаций по усовершенствованию проекта социальной ответственности………………………………………………………………….32
    1. Общие направления улучшения социальной ответственности…………..32
    2. Наиболее подходящие направления для данного предприятия………..36
    3. Рекомендации по устранению сопротивлений персонала организации…41

Заключение……………………………………………………………………………….45

Список  литературы……………………………………………………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда в них  сознательно и ответственно участвуют  наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических  субъектов, основанное на принципах  социального партнёрства, позволяет  обеспечить стабильное поступательное развитие государства. С повышением значимости нефинансовых факторов устойчивого  развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, актуализируются  практические и теоретические аспекты  социальной ответственности.

Актуальность исследования связана  также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и  в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять  такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими  достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют  международным нормам и принципам  в области устойчивого развития.

Цель курсовой работы: рассмотрение корпоративной социальной ответственности в системе управления развитием предприятия.

Объектом исследования является социальная стратегия развития ООО «Агротех Гарант».

Предметом исследования является стратегическое участие предприятия в общественном развитии через инструменты корпоративной социальной ответственности.

Глобализация рынка, превращение  его из национального в мировой, определяет для хозяйствующего субъекта необходимость внедрения нововведений в области техники, технологий, организации  труда и управления, основанных на использовании и применении достижений науки и передового опыта. В центре всех этих явлений лежит интеллектуальный капитал - качество рабочей силы и  мотивации работников. Недостаток комплексных  научных разработок в области  современных управленческих, социальных технологий усложняет процесс взаимодействия отечественных предприятий, государственной  власти и общества. Научно обоснованное решение управленческих задач позволяет  обеспечивать благоприятные социально-психологические  условия на предприятии, влиять на развитие отношений с заинтересованными  сторонами, своевременно предотвращать  социальную напряженность, не нарушая  принципов экономической эффективности. Социальная ответственность проявляется  и в выполнении обязательств, принятых на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством. Разработка процедур социальной политики, социальных программ, критериев результативности должна соответствовать нормам и  принципам государственных законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы формирования социальной  ответственности на предприятии

    1. Сущность, принципы и роль социальной ответственности на предприятии

Понятие «корпоративная социальная ответственность» сформировалось сравнительно недавно. До этого существовали разрозненные стандарты и кодексы в различных  областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений  с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды.

Ответственность – это отношение  зависимости человека от чего-то, воспринимаемого  им в качестве определяющего основания  для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности  могут быть другие люди, в том  числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность  – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к  обществу (человечеству в целом), которое  характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

   Социальная ответственность,  в отличие от юридической, подразумевает  определенный уровень добровольного  отклика на социальные проблемы  со стороны организации. Этот  отклик имеет место по отношению  к тому, что лежит вне определяемых  законом или регулирующими органами  требований или же сверх этих  требований.

   Социальная ответственность  - это контракт между бизнесменом  и обществом, в котором он  функционирует. Выделяют четыре  основных подхода к определению  ответственности бизнеса: 

  1) Любые действия в рамках  юридической законности считаются  социально ответственными - "В  бизнесе нет места этике". Так,  Ненси Рэнкен в своей работе "Мораль и бизнес" выдвигает  тезис о том, что бизнесмена  нельзя рассматривать в качестве  морального субъекта, поскольку  любой бизнесмен озабочен проблемами  выживания, роста и прибыли  и не способен к альтруистическим  поступкам. Тем самым она отвергает  так называемый "тезис о гармонии", согласно которому все, что  действительно полезно для бизнеса,  корректно с моральной точки  зрения. Сторонники этой позиции  убеждены, что бизнес играет в  обществе исключительно экономическую  роль, и долг менеджера - с помощью  производства конкурентоспособных  товаров и услуг обеспечить  акционеров наиболее высокими  прибылями от их инвестиций.

   При этом они считают,  что не несут каких-либо особых  этических обязательств и ответственности  за предотвращение чьего-либо  ущерба или за продвижение  тех, а не иных товаров и  услуг. Они не видят никакой  необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение  ущерба кому-либо. С точки зрения  сторонников этой позиции ответственность  предпринимателя отождествляется  с юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках  юридической законности считаются  социально ответственными.

  2) Другую позицию можно охарактеризовать  девизом: "Максимальная прибыль  - единственная обязанность бизнеса". Сторонники этой позиции утверждают, что они могут преступить закон,  чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение прибыли.

   Указанную позицию очень  ясно изложил Милтон Фридман: "В системе частной собственности... менеджер фактически является  служащим, работающим по найму  у владельцев бизнеса. Он ответственен  непосредственно перед своими  нанимателями, и ответственность  его заключается в том, чтобы  вести дело в соответствии  с их пожеланиями. Пожелания  же нанимателей, в общем, сводятся  к требованию делать как можно  больше денег, приспосабливаясь  к воплощенным в законах и  этических традициях базовым  нормам общества". Исходя из  этих позиций, менеджеры принимают  решение по поводу своей этической  ответственности блюсти интересы  хозяев, и именно это, а не  ответственность за предотвращение  чьего-либо ущерба или за продвижение  социально-ориентированных товаров  и услуг, определяет границы  их этической ответственности.  Таким образом, сторонники этого  направления сводят социальную  ответственность к профессиональной  ответственности, которая диктуется  нормами взаимодействия профессионала  и нанимателя. Любые действия  в рамках указанных норм считаются  социально ответственными.

  3) Сторонники третьей позиции  допускают, что в бизнесе есть  место социальной ответственности,  но понимают ее как инструмент  или условие, которое менеджеры  используют для достижения целей  корпорации в экономике. Социальная  ответственность должна вести  к успеху и сохранять успех.  А если она не выдерживает  этой проверки сейчас или когда-нибудь  в будущем, то она может быть  отброшена по прагматическим  соображениям. Таким образом, сторонники  этого направления признают, что  можно говорить о специфической  социальной ответственности предпринимателей  не только в рамках юридической  или профессиональной ответственности,  но и в более широком аспекте.  Но это возможно только в  том случае, если эта деятельность  ведет к успеху. Если этого  нет, то социальная ответственность  не приносит пользы, поэтому от  нее необходимо отказаться. Это  своего рода экономическая ответственность.

   4) Четвертая позиция представляет  социально ответственной ту организацию,  которая считает себя морально  ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так  и перед всеми, кто оказывается  под воздействием ее деятельности. Ответственность компании регулируется  морально-этическими нормами. В  центр ставится проблема достижения  и совмещения интересов всех  участников «жизнедеятельности»  организации. Это морально-этическая  ответственность

Социальная  ответственность бизнеса многогранна. Она включает в себя:

1. Имущественную ответственность  перед инвесторами, акционерами  и кредиторами за их собственность.

2. Перед потребителями и клиентами - ответственность за качество товаров и услуг.

3. Перед работниками  - ответственность за рабочие места, занятость, охрану труда.

4. Перед населением - за охрану и восстановление окружающей среды.

5. Перед государством  - за соблюдение законов, включая уплату налогов. [2] Важно понимать, что социальная ответственность бизнеса возможна только при ряде условий:

  1. возможность бизнеса принимать самостоятельные решения, ответственность не может быть обязанностью;
  2. ответственность - это и понимание последствий самостоятельно принятых решений  - следствий и результатов как непосредственных, так и последующих, опосредованных;
  3. способность видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;
  4. желание принимать решения, способствующие развитию общества.[1]

Корпоративная ответственность перед  обществом - это философия поведения  и концепция выстраивания деловым  сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей  деятельности с акцентом на следующие  ориентиры:

    • Производство качественной продукции и услуг для потребителей.
    • Создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала.
    • Неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.
    • Построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами.
    • Эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров.
    • Учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел.
    • Вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

Информация о работе Проект формирования модели социальной ответственности предприятия