Проект формирования модели социальной ответственности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотрение корпоративной социальной ответственности в системе управления развитием предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы формирования социальной ответственности на предприятии………………………………………………………………………6
1.1 Сущность, принципы и роль социальной ответственности на предприятии…………………………………………………………………..6
1.2 Основные модели социальной ответственности на предприятии………..13
1.3 Зарубежные концепции социальной ответственности……………………17
2. Исследование социальной ответственности (на примере ООО «Агротех - Гарант»)……………………………………………………………………………22
2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………………...22
2.2 Типы и уровни социальной ответственности на ООО «Агротех Гарант»………………………………………………………………………24
2.3 Особенности формирования системы социальной ответственности на ООО «Агротех Гарант»……………………………………………………..28
3. Разработка рекомендаций по усовершенствованию проекта социальной ответственности………………………………………………………………….32
3.1 Общие направления улучшения социальной ответственности…………..32
3.2 Наиболее подходящие направления для данного предприятия………..36
3.3 Рекомендации по устранению сопротивлений персонала организации…41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая орг.поведение).docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

Корпоративная социальная ответственность  сегодня становится современным  стилем деловой активности, который  оказывает значимое влияние на процесс  принятия управленческих решений с  учетом интересов всех заинтересованных сторон. Генри Форд - человек, славившийся трезвым умом и здравым смыслом, сомневался в целесообразности благотворительности, считая более оправданным социальным вкладом бизнеса его расширение, а значит, создание и увеличение рабочих мест.

Некоторые виды ответственности выражены и закреплены в законах, т.е. носят  правовой характер. Некоторые имеют  моральный характер, но от этого  не становятся менее жесткими - например, контроль со стороны общественных организаций и СМИ.

В этом расширенном понимании корпоративной  социальной ответственности обращает на себя внимание то обстоятельство, что  большинство отмеченных направлений  деятельности бизнеса содержит экономические  принципы предпринимательской деятельности, этические и юридические нормы  ведения бизнеса. Социальная составляющая представлена здесь через инвестиции в развитие человеческого потенциала и вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы  и проекты развития местного сообщества.[3]

Корпоративная социальная ответственность - это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций. Социальные инвестиции бизнеса - это  материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению  руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и  внешних заинтересованных сторон, в  предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект.

С точки зрения М.И. Либоракина самые  значимые признаки социально ответственного поведения - это: производство качественных товаров по разумной цене (79%); защита здоровья и обеспечение безопасности сотрудников (76%); защита окружающей среды (72%); вклад в российскую экономику (62%); борьба с бедностью (58%); оказание помощи при стихийных бедствиях  и катастрофах (57%); и, что очень  важно, - непричастность к любым формам взяточничества и коррупции (53%). Для  этой группы менее значимыми оказались  такие действия бизнеса как: предоставление индивидуальной адресной социальной помощи (43%); поддержка благотворительных  организаций (40%); поддержка искусства  и культуры (34%) . Программ, обращающихся к этой категории граждан, у бизнеса  пока немного, это, например, программы  для социально ответственных потребителей.

Принципы корпоративной социальной ответственности определяют основные положения, выражающие природу и  сущность организации и деятельности по реализации корпоративной социальной ответственности в компании. Если считать, что принцип - это основное, отражающее сущность корпоративной социальной ответственности правило, то можно сделать вывод о том, что несоблюдение требований одного принципа корпоративной социальной ответственности искажает сущность данного понятия.

Важнейшими  принципами являются [6]:

  1. Системность, обеспечивающая эффективность реализации функций и направлений социальной ответственности в системе корпоративного управления.
  2. Комплексность, направленная на координацию деятельности компании по трем направлениям устойчивого развития.
  3. Социальность, т. е. общественная значимость.
  4. Открытость всех действий компании в данной области и ее нефинансовой отчетности.
  5. Подотчетность перед заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и обществом в целом, а также соответствие принятым на себя обязательствам и применяемым стандартам.
  6. Инновационность мероприятий и технологий корпоративной социальной ответственности внутри и вне компании.
  7. Интегрированность в основную деятельность компании.
  8. Взаимодействие со стейкхолдерами на регулярной, открытой и диалоговой основе.
  9. Существенность мероприятий и технологий корпоративной социальной ответственности, имеющих реальное значение для стейкхолдеров компании, местных сообществ и общества в целом.
  10. Реагирование на оценки, критические замечания и ожидания стейкхолдеров по всем направлениям социальной ответственности.

Принципы социальной ответственности  формируются за счёт общественных ожиданий. В последнее время общественные ожидания, адресованные бизнесу, значительно  изменились. Обществу стало не безразлично, как компания ведет свою деятельность, чем она при этом руководствуется  и как она распоряжается своими доходами. Таким образом, встала необходимость  разработки принципов деятельности компаний в рамках корпоративной социальной ответственности.[20]

Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и  внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и  связанность с миссией и стратегией развития компании.[21]

Социально ответственный бизнес носит многоуровневый характер:

  1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
  2. Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Именно этот уровень условно носит название «корпоративной социальной ответственности».
  3. Третий уровень (высший) предполагает благотворительную деятельность [3].

Таким образом, в настоящее время  корпоративная социальная ответственность  является основной формой благотворительности  в России. Благотворительная деятельность в целом достаточно высока, основной объём пожертвований приходится на долю крупного бизнеса. Наибольшую корпоративную социальную ответственность  проявляют крупные компании, а  наименьшую - малый и средний бизнес. Это представляется вполне понятным. Так как малый бизнес развит в  России крайне недостаточно и не имеет  необходимой финансовой базы даже для  собственного развития. При любом  отношении к корпоративной социальной ответственности следует отметить, что развитие корпоративной социальной ответственности создает более  благоприятные условия для улучшения  социального климата в российском обществе и служит делу повышения  качества жизни населения.

 

1.2 Основные модели социальной ответственности на предприятии

 

Известно, что различаются, как минимум, четыре модели корпоративной социальной ответственности:

  1. Манипулятивная модель - манипуляция общественным мнением, его однонаправленная обработка для достижения коммерческих целей фирмы. На ранних стадиях формирования рыночной экономики такая трактовка фактически неизбежна, что убедительно подтверждает практика современного российского бизнеса, компроматом и прочими спецоперациями. Однако по мере вызревания рыночных отношений, стабилизации экономики, социально-политической жизни, все более отчетливо проявляются не только ущербность и недальновидность такого подхода, но и его непосредственная опасность для долговременных интересов и целей фирмы.
  2. Модель информирования. Этой модели характерен переход от пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности в целях разъяснения намерений и возможностей фирмы для того, чтобы социальная среда фирмы правильно понимала и адекватно реагировала на действия фирмы, положительно относилась к ней и поддерживала ее.
  3. Модель взаимопонимания. В этом случае речь уже идет не только о стремлении быть правильно понятыми, но и понять других, их интересы.
  4. Модель социального партнерства. Наиболее зрелая модель, ориентированная на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом, установление взаимно-ответственных партнерских отношений, как с рыночной, так и социальной средой фирмы: органами власти, СМИ, общественными организациями, неорганизованной общественностью, собственным персоналом.[4]

Каждая  из этих моделей может быть адекватной или неадекватной состоянию общества, в котором действует бизнес.

Модели корпоративной социальной ответственности в США и Европе совсем недавно были определены как  открытые и скрытые формы корпоративной  социальной ответственности:

Открытая форма корпоративной  социальной ответственности обозначает линию поведения, которая приводит корпорацию к принятию на себя ответственности за решение тех вопросов, в которых заинтересовано общество. Открытая форма корпоративной социальной ответственности обычно затрагивает добровольные и самостоятельно определяемые линии поведения, программы и стратегии корпорации по вопросам, которые воспринимаются самой корпорацией или ее стейкхолдерами как часть их (корпорации или стейкхолдеров) ответственности перед обществом.

Скрытая форма корпоративной социальной ответственности обозначает официальные  и неофициальные институты страны, через которые ответственность  корпораций за общественные интересы согласована с корпорациями или  предписана им. Скрытая форма корпоративной  социальной ответственности обычно включает в себя те ценности, нормы  и правила, которые зачастую ведут  к обязательным требованиям в  отношении корпораций в вопросах, которые общественные, политические и экономические интересы (страны) рассматривают как надлежащие и  обоснованные обязанности юридических лиц.

Таким образом, по источникам регулирования, практике и драйверам российский вариант корпоративной социальной ответственности представляет собой смесь добровольного инициирования бизнеса и желания предприятий получить от государства четкие законодательные рамки корпоративной социальной ответственности. В силу начальной стадии развития корпоративной социальной ответственности в стране имеет место недопонимание ее целостной концепции, апробированных практик и полезности.

Модель  «традиционный конфликт» заключает в себе разногласия в отношениях производства и окружающей среды. Решения таких компаний создают их отрицательный облик и требуют, чтобы государственная политика или другие регулирующие рынок вмешательства восстановили социально-оптимальное равновесие. В рамках модели «социально-ответственные инвестиции» экологическая целостность и здоровые сообщества рассматриваются как средства достижения большей прибыли. Модель «социальные достижения» объясняет идеологию фирм, которые приняли обязательства по отношению к экологическим и социальным целям без свидетельства, что корпоративное гражданство приводит к материальной финансовой прибыли.[23]

Формирование оптимальной модели корпоративной социальной политики для современной России должно основываться на учете особенностей и позитивного  опыта дореволюционной и советской  моделей социальной политики российских предприятий.

К характерным чертам дореволюционной  российской модели корпоративной социальной политики относятся:

  • ориентация на развитие долгосрочных проектов (приоритетные направления: культурные проекты, финансирование культурных учреждений, социальных центров, больниц, школ, университетов);
  • борьба с коррупцией (формирование атмосферы честного, ответственного перед государством предпринимательства, стремление отказаться от многолетней практики сращивания чиновничьей и предпринимательской среды);
  • бессистемность социальной политики (предпринимательство как организованная сила никогда до революции не было инициатором улучшения положения рабочих – то, что создавалось в области социального обеспечения, делалось отдельными промышленниками и фабрикантами);
  • отсутствие норм корпоративной социальной политики (в стране не было предпринимательских союзов и объединений, которые могли бы формировать единые инициативы в области благотворительности или в области социальных гарантий).

К характерным  особенностям советской модели корпоративной  социальной политики можно отнести:

  • идеологическую направленность (соотнесение целей социальной политики конкретного предприятия и государства, лозунги о единстве интересов работников предприятия и общества в целом);
  • патернализм (проявления опеки, заботы предприятия о своих работниках, особенно в сфере распределения социальных благ, патронат социальных учреждений, шефство над школами, детскими садами и т.п.);
  • тесное сращивание индустрии и социума (крупное советское предприятие зачастую становилось центром городской жизни, формируя вокруг себя особый социум, особое социальное поле; возникновение моногородов).

По источникам регулирования и  практике российский вариант корпоративной  социальной политики характеризуется преимущественным участием крупных компаний, использованием социальных программ в качестве инструмента формирования социальной репутации, отсутствием системных механизмов ее регулирования, использованием советского опыта реализации предприятиями социальных программ и проектов.

Информация о работе Проект формирования модели социальной ответственности предприятия