Проект формирования модели социальной ответственности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотрение корпоративной социальной ответственности в системе управления развитием предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы формирования социальной ответственности на предприятии………………………………………………………………………6
1.1 Сущность, принципы и роль социальной ответственности на предприятии…………………………………………………………………..6
1.2 Основные модели социальной ответственности на предприятии………..13
1.3 Зарубежные концепции социальной ответственности……………………17
2. Исследование социальной ответственности (на примере ООО «Агротех - Гарант»)……………………………………………………………………………22
2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………………...22
2.2 Типы и уровни социальной ответственности на ООО «Агротех Гарант»………………………………………………………………………24
2.3 Особенности формирования системы социальной ответственности на ООО «Агротех Гарант»……………………………………………………..28
3. Разработка рекомендаций по усовершенствованию проекта социальной ответственности………………………………………………………………….32
3.1 Общие направления улучшения социальной ответственности…………..32
3.2 Наиболее подходящие направления для данного предприятия………..36
3.3 Рекомендации по устранению сопротивлений персонала организации…41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая орг.поведение).docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

Анализ зарубежных моделей корпоративной социальной политики показывает, что участие предприятий в жизни общества либо жестко регламентируется на уровне законодательства, либо реализуется компаниями самостоятельно под воздействием специально созданной системы льгот. В первом случае государство устанавливает нормы взаимодействия предпринимательства и общества, в котором государственные структуры наравне с гражданскими организациями создают необходимые условия для участия предприятий в решении социальных проблем. Вo втором случае государство под давлением гражданских инициатив создает эффективную систему стимулирования предприятий для осуществления вклада в социальное развитие. Таким образом, достигается эффективная модель управления корпоративной социальной политикой, в которой четко закреплены функции отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.

 

 

 

1.3 Зарубежные концепции социальной ответственности

Концепция социальной ответственности  в части соцзащиты работников основывается на нескольких моделях  социально-трудовых отношений, выработанных на базе взаимодействия органов государственной  власти, работодателей и профсоюзов как представителей работников. В  различных странах концепции  социального партнерства разнятся по степени участия профсоюзов в  трудовых отношениях на конкретных предприятиях, по характеристикам представительства  наемных работников в переговорных процессах, по политической ориентации систем социального партнерства.

Первая модель, характерная для  стран Северной Европы (Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Финляндии, Швеции), предполагает активное участие государства в  регулировании социально-трудовых отношений, происходящем на трех уровнях: общенациональном, отраслевом и на уровне отдельного предприятия.

Вторая модель, применяемая в  основном в США, Канаде, Японии, в странах Латинской Америки, а так же англоязычных странах Африки, характерна регулированием социально-трудовых отношений на уровне предприятия и в значительно меньшей степени на уровне отрасли или региона. Воздействие государства осуществляется путем принятия законодательных и нормативных актов, рекомендаций и требований. В странах Северной Америки объединение предпринимателей предпочитает не вмешиваться в процесс социально-трудовых отношений на предприятии, однако активно участвуют в законотворческой и политической деятельности.

Третья модель, распространенная в  странах Центральной Европы (Австрии, Германии, Франции) и частично в Великобритании, является соединением двух предыдущих моделей, являющихся как бы крайностями  для центральноевропейской конструкции. Например, согласно немецкой концепции  социального рыночного хозяйства, основоположником которой был Л. Эрхард, государство вмешивается  в социально-трудовые отношения, но при этом предприниматели и профсоюзы  сохраняют автономию.

Развитие социально-трудовых отношений и социального партнерства характеризуется вполне конкретными результатами. Так, в развитых странах приняты и на протяжении многих десятилетий успешно функционируют общенациональные системы социального обеспечения, включающие обязательное социальное страхование. Одним из крупнейших достижений представителей работников и государства стало сокращение рабочего дня и увеличение временных ресурсов для образования работников.

Еще одним результатом эволюции социально-трудовых отношений можно  считать повышение минимальных  размеров оплаты труда, что позволило  продвинуться на пути повышения платежеспособного спроса населения этих стран. Социально-трудовые отношения и социальное партнерство привели западные общества к пониманию необходимости постоянного совершенствования отношений в сфере труда и расширению взаимодействия предприятий с окружающим сообществом.[6]

Корпоративную социальную ответственность  можно охарактеризовать, как комплексное  отношение корпораций к своим  сотрудникам и окружающему сообществу: это ответственность компании как  работодателя, делового партнера, «гражданина», члена сообщества (пределы сообщества определяются географией деятельности компании – на уровне района, города, страны, мира); часть постоянной стратегии  компании по увеличению своего присутствия  в обществе и развитию своего бизнеса; возможность оказать позитивное влияние на сообщество, в котором  работает компания. Несмотря на общую  схожесть определений корпоративной  социальной ответственности, в мире существуют различные подходы к  технологии ее реализации.

Считается, что американская модель корпоративной социальной ответственности  наиболее богата своими традициями. Британская и континентальная системы получили в своем развитии наибольший импульс  в последние 20-25 лет благодаря  отдельным внешним побудителям. Американская же доктрина, в отличие  от британской и континентальной, не подвергалась значительным трансформациям в последние 100 лет, плавно дрейфуя  в унисон с развитием американского  общества. Британское деловое сообщество более чувствительно к идеям  социальной ответственности, чем континентальный бизнес.

Следуя модели корпоративной социальной ответственности, рассматривающей  экономическую, юридическую, этическую  ответственность компаний и их благотворительную  деятельность, мы можем выделить следующие  отличия континентальной модели корпоративной социальной ответственности  от американской:

  1. Экономическая ответственность в основном фокусируется на аспекте прибыльности бизнеса и на ответственности компании перед ее акционерами (типично американский подход). Европейцы в данную группу отношений также относят ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами.
  2. Юридическая ответственность является базой для любой формы социальной ответственности в Европе. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, в то время как в Штатах подобное государственное регулирование воспринимается скорее как вмешательство в вопросы личной свободы.
  3. Большинство социальных проблем относятся европейскими компаниями к сфере этической ответственности. Европейцы вообще не очень склонны доверять частному сектору. Именно этим объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны общественности в Европе, чем в каких-либо других странах. К примеру, вопросы атомной энергетики, испытания мед. препаратов на животных, генная инженерия не сходят с повестки дня европейцев.
  4. Благотворительность не так популярна в Европе, как в США. Последнее объясняется уровнем налогового бремени, значительно превышающим американские аналоги. Как следствие, европейские компании принимают участие в филантропических акциях преимущественно через юридически закрепленные механизмы.

Британская модель корпоративной  социальной ответственности. КСО в  Великобритании сочетает в себе элементы американской и континентальной  моделей. Общей чертой с Континентом  является, прежде всего, активная поддержка  бизнеса со стороны государства. Великобритания славится хорошо разработанной  государственной системой социального  обеспечение и здравоохранения. Одновременно присутствуют и американские элементы корпоративной социальной ответственности, которые особенно четко проявились после реформ Маргарет Тэтчер.

В целом, для британской модели характерны следующие  признаки:

  1. Широкое развитие сектора независимого консалтинга в области социальной ответственности.
  2. Пристальное внимание финансового сектора к проектам в области корпоративной социальной ответственности (тенденция роста количества социально ответственных инвестиционных фондов).
  3. Система бизнес-образования Великобритании однозначно превосходит континентальную Европу по количеству и разнообразию учебных курсов в области корпоративной социальной ответственности.
  4. Участие правительства в развитии корпоративной социальной ответственности. Это проявляется в создании партнерств с частными предприятиями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области корпоративной социальной ответственности через софинансирование проектов, налоговые льготы, продвижение инициатив по соответствию национальных стандартов принятым международно. О важности корпоративной социальной ответственности для государства говорит и тот факт, что при нынешнем премьер-министре создана должность Министра по корпоративной социальной ответственности.

Общей тенденцией, как для британской, так и континентальной модели корпоративной социальной ответственности  является их очевидная скрытая форма  с постепенным движением в сторону открытой модели.

Несмотря на всплеск российских публикаций по тематике национальной корпоративной социальной ответственности за последние 2-3 года, еще недостаточно исследований по аналогии с теми, что регулярно проводятся на Западе. Соответственно, все выводы и заключения делались на основании имеющегося материала и не претендуют на абсолютную истину.[5] В отличие от американской и европейских моделей и, видимо, в силу наличия элементов командной системы, унаследованной с советских времен, роль государства как двигателя корпоративной социальной ответственности в России трудно переоценить.

Таким образом, по источникам регулирования, практике и драйверам российский вариант корпоративной социальной ответственности представляет собой  смесь британской модели (добровольное инициирование бизнесом) и континентальной  схемы (желание предприятий получить от государства четкие законодательные  рамки корпоративной социальной ответственности). В силу начальной  стадии развития корпоративной социальной ответственности в стране имеет  место недопонимание ее целостной  концепции, апробированных практик  и полезности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование  социальной ответственности (на  примере ООО «Агротех  - Гарант»)

2.1 Краткая характеристика объекта исследования

Компания «Агротех Гарант» была создана в апреле 1997 года. Идея основания принадлежит преподавателям Воронежского Государственного Аграрного Университета имени К.Д. Глинки, людям ищущим и активным. Их целью являлось развитие организации, которая может гарантировать партнерам честность, надежность и совместный успех в освоении современных технологий интенсивного сельскохозяйственного производства. Компания была одной из первых не только в Центральном Черноземье, но и в России, кто в буквальном смысле начинал работать «с чистого листа» в этой сфере бизнеса. Немногие могут вспомнить, сколько времени и сил пришлось потратить на то, чтобы убедить руководителей сельскохозяйственных организаций освоить новые подходы в растениеводстве для получения достойных урожаев.

 Сегодня можно с уверенностью  сказать, что гарантии компании, действительно, проверены временем и тысячами партнеров по всей России. Группа компаний «Агротех Гарант» объединяет 18 самостоятельных юридических организаций, в которых трудится более 2000 сотрудников и работает по основным направлениям:

  • средства защиты растений, в том числе для ЛПХ;
  • семенной материал;
  • техника для защиты растений;
  • сельскохозяйственное производство.

ООО «Агротех Гарант» является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства РФ. Оно имеет в собственности обособленное имущество, которое учитывается на его самостоятельном балансе. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Общество осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности, а также может участвовать и создавать на территории РФ и за ее пределами коммерческие организации. ООО «Агротех Гарант» может на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, а также быть членом других некоммерческих организаций, как на территории РФ, так и за ее пределами.[22]

Стратегия ООО «Агротех Гарант» включает следующие направления:

  • лидерство руководства предприятия, нацеленность на общий результат, осуществление деятельности, направленное на постоянное совершенствование рабочих процессов;
  • распределение ответственности и полномочий между руководителями и сотрудниками всех уровней;
  • ориентация на долговременный успех, сохранение достигнутых результатов, освоение новых рынков сбыта, увеличение числа потребителей за счёт непрерывного улучшения качества продукции, услуг;
  • повышение качества и конкурентоспособности продукции ООО «Агротех Гарант» за счёт постоянного улучшения деятельности, поддержания репутации надёжного поставщика и перспективного партнёра на отечественном и международном рынках, развития взаимодействия с поставщиками.

Целями ООО «Агротех Гарант» являются:

  • обеспечение финансовой стабильности предприятия;
  • поддержание высокой рыночной репутации на освоенных и вновь осваиваемых сегментах рынка;
  • сохранение занимаемой ниши на рынке среди конкурентов и выход на новые рынки;
  • выпуск конкурентоспособной продукции;
  • установление и развитие взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества с партнёрами.

Для достижения поставленных целей перед ООО «Агротех Гарант» встает ряд задач. К задачам функционирования предприятия можно отнести следующие:

  • оказание услуг в обусловленные сроки и на достойном уровне;
  • предотвращение условий, приводящих к возникновению дефектов и браки при производстве продукции и оказании услуг;
  • ввод нового оборудования, позволяющего увеличивать объемы производства с наименьшими затратами и потерями;
  • увеличение объёмов внутренних и экспортных поставок;
  • улучшение экономического положения каждого работника и предприятия в целом.[22]

 

 

2.2 Типы и уровни социальной ответственности на ООО «Агротех Гарант»

Реализовывать программы социальной ответственности предприятие может  на разных уровнях:

Информация о работе Проект формирования модели социальной ответственности предприятия