Проектирование структуры управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Широкий диапазон структур простирается от стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений современных организаций.

Содержание работы

1. Введение
2. Выбор варианта проекта
3. Определение типа структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная и др.)
4. Обоснование типа организационной структуры управления.
5. Формирование функциональной структуры системы управления.
6. Формирование структуры управления функциональными службами.
7. Распределение обязанностей между отделами
8. Определение расчетной численности управленческого персонала.
9. Определение количества работников
10. Положение о структурном подразделении отдела по закупкам и логистики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа алексеева!!!!.doc

— 726.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Донской государственный  технический университет

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Проектирование структуры  управления организацией»

по  курсу «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог

2012 г.

Содержание  курсовой работы

 

  1. Введение
  2. Выбор варианта проекта
  3. Определение типа структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная и др.)
  4. Обоснование типа организационной структуры управления.
  5. Формирование функциональной структуры системы управления.
  6. Формирование структуры управления  функциональными службами.
  7. Распределение обязанностей между отделами
  8. Определение  расчетной численности управленческого персонала.
  9. Определение количества работников

10. Положение о структурном подразделении  отдела по закупкам и логистики.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Широкий диапазон структур простирается от стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений современных организаций.

 

Разнообразие структур связано с различиями в области  деятельности, в характере и сложности выпускаемых продуктов, в размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятий. Так, структура небольшой торговой организации или ремонтной мастерской не может иметь ничего общего со структурой крупного машиностроительного предприятия, выпускающего широкую номенклатуру машин и оборудования. В свою очередь, с ней не сравнима организационная структура транснациональной корпорации и финансово-промышленной группы. На малых предприятий не возникает сколько-нибудь сложных проблем с организационной структурой. Если функции на таком предприятии осуществляются надлежащим образом (без излишнего числа служб и не вызываемых необходимостью иерархических построений), то их выполнение требует такого ограниченного числа работников, что проблемы структуры отходят на задний план перед проблемами, связанными с личными особенностями руководителей ( их знаниями, опытом, стилем работы, организационными способностями, ответственным исполнением служебного долга).

 

Вместе с тем проблемы организационной структуры возникают не только на крупных предприятиях. Организация вертикальных и горизонтальных связей, проектного управления необходима и на средних по размеру предприятий. Это имеет прямое отношение ко всем случаям, когда между высшим руководством организации и персоналом, выполняющим непосредственную работу, существует промежуточный руководящий состав, а также когда вообще имеется возможность осуществить определенное разделение труда. При всех условиях возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватного реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов.

 

Теоретическая часть.

 

Управление и менеджмент. Значение менеджмента для современной России.

 

Менеджмент (англ. management – управление, заведование, организация) – это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности деятельности и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.

 

 Понятие «менеджмент»  прочно вошло в нашу обыденную  жизнь и стало привычным для российской деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

 

 В связи с этим  следует более подробно остановиться  на значении термина «менеджмент». Русское слово «управление» и английское «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

 

 Таким образом,  термин «менеджмент» употребляется  применительно к управлению хозяйственной  деятельностью, тогда как для  других целей используются иные  термины, например: government administration – государственное управление и public administration – общественное управление. В наших условиях следует употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.

 

 С учетом изложенного  в работе термин «управление»  в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и «менеджмент».

 

 Для того чтобы  определить понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

 

 Так, целью менеджмента  как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного объекта.

 

 В то же время  конечной целью менеджмента как  практики эффективного управления является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности предприятия или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы предприятия.

 

 Цели и задачи  менеджмента непрерывно усложняются  по мере роста масштабов и  развития производства и коммерции.  Выполненные задачи и достигнутые  намеченные цели оцениваются на рынке.

 

 Развитие теории  управления, разработка экономико-математических  методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

 

 В современном менеджменте  существуют различные способы  решения задач: конкретные методы решения задач управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое обеспечение принятия решений и др. В России теоретическая и прикладная статистика, экономико-математические модели решения задач, инженерных расчетов и т.п. разработаны достаточно хорошо. Менее развита автоматизация процессов обработки информации, управления производством, принятия решений. Однако эффективность управления зависит не только от способов решения задач, но в огромной степени и от хозяйственного механизма и системы государственного регулирования. Поэтому многие модели управления (стратегического и оперативного), успешно используемые за рубежом, не всегда могут быть эффективно применены в России, что объясняется разной степенью зрелости рыночных отношений.

 

 Если рассматривать  способы менеджмента с позиций макроэкономики управления организациями, то можно заметить, что передовые методы управления наиболее активно внедряются в рамках действующего и изменяющегося хозяйственного механизма. Но если ориентироваться на решение задач менеджмента, необходимо учитывать существенные отличия российских организаций от зарубежных фирм. Пока в наших организациях управленческий аппарат решает в основном внутренние задачи, т.е. задачи технико-экономического и оперативно-календарного планирования, материально-технического снабжения и т.п. Анализ хозяйственной деятельности и функционально-стоимостный анализ проводятся с целью снижения издержек производства, его себестоимости, однако при этом еще в недостаточной степени учитываются требования потребителей.

 

 Таким образом, менеджмент как бы пронизывает всю организацию, затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды. Например, производственный менеджмент – это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

 

Финансовый менеджмент – это комплексная система  обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

 

Инновационный менеджмент – это комплексная система  управления инвестициями, вкладываемыми  собственниками в развитие всех видов  инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор  направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

 

 Помимо приведенных  видов специального менеджмента  в настоящее время разрабатываются другие виды: менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный, международный и др.

 

 Циклический характер  общественного развития, необходимость принятия решений в условиях кризиса явились серьезной мотивацией развития теории и практики менеджмента. Опыт передовых стран Запада показывает, что менеджмент выполняет поставленные задачи, и огромная роль в повышении его эффективности принадлежит использованию достижений научно-технического прогресса.

 

  В нашей стране  менеджмент, как совокупность принципов,  методов, средств и форм управления  фирмами на Западе, известен давно.  Однако еще 10 лет назад считалось, что основными его целями являются получение высокой прибыли и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций империализма и ведение экономической борьбы против социалистических государств. Такой взгляд в определенной мере соответствовал рамкам административно-командной системы хозяйствования, так как при централизованном порядке планирования и отсутствии рынка опыт управления в условиях действия рыночного механизма не мог быть полностью перенесен на нашу экономику. Тем не менее, и в тех условиях многие элементы менеджмента могли быть использованы у нас.

 

 Демократизация общественной  жизни страны позволила широким  слоям населения, практическим  работникам ознакомиться с накопленным  богатым мировым опытом теории  и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых государств. В связи с этим отношение к менеджменту в России в последние годы значительно изменилось. Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента. Началась активная подготовка современных управляющих-менеджеров. Учрежден Российский союз менеджеров.

Одно из   узких   мест   осуществления перестройки  экономики  в  нашей

стране - проблема управленческих кадров.

 

По   некоторым   оценкам,     "критическая    масса"     руководителей, специалистов   по   экономике  и  управлению,      способных   преобразовать облик     наших     предприятий    и     организаций     сообразно     новым требованиям,  должна  составить   не  менее  20%   от  их  общего  числа   в народном хозяйстве РФ.  А это не менее 3.0 млн. человек. Сформировать  такой    корпус  управленцев  нового  типа     -   задача исключительно   сложная. Сама   жизнь,   практика   рыночной      экономики, предпринимательства будет  способствовать  ее  решению,   помещая  тех, кто сегодня у руля предприятий,  и тех,  кто  входит  в  эту   новую   для  себя

 

роль,  в ситуацию естественно  протекающего социального  отбора.  Но  многое, конечно,  зависит и от целенаправленной   деятельности   по   подготовке   и переподготовке   кадров,     по  изучению  и  распространению     передового опыта  управления,    по  применению достижений   правленческой  науки    на практике.

 

Один из   очевидных  путей приспособления к  рынку состоит в освоении опыта стран,    живущих   в   его условиях   уже   не   одну   сотню лет.

 

Весьма ценным аспектом этого опыта в XX веке является сфера  деятельности  и область знаний,   охватываемая   емким  понятием    "менеджмент",    которое стало    уже  интернациональным.  При  этом,  когда  говорят  "менеджмент" подразумевают    и    людей-менеджеров,     профессионально   осуществляющих функцию управления. Многое зависит от того, как руководитель распоряжается своим рабочим временем.

 

Экономика и социология управления персоналом в формировании человеческого капитала.

 

Управление персоналом является сложной и многоплановой  работой. Персонал организации - это люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, наличие которых отличает их от вещественных факторов производства. Управление персоналом организации - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров:

Информация о работе Проектирование структуры управления организацией