Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:41, дипломная работа
Актуальность темы предопределена тем что, с одной стороны, существует необходимость управления конфликтами в трудовых коллективах, а, с другой стороны, отсутствуют эффективные технологии для их разрешения, адекватные уровню профессиональной компетентности руководителей среднего звена. Выпускная квалификационная работа cтруктурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении отмечены цель и задачи ВКР, предмет исследования, теоретические и методологические проблемы дипломной работы.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ……………………………………………………….6
1.1 Конфликты как научно-теоретическая и практическая проблема……….…..6
1.2 Система управления конфликтами в трудовом коллективе …………………20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
НА ПРИМЕРЕ ООО «Ресторанный дом «Флёр»…………………..…….29
2.1 Краткая характеристика ООО «Ресторанный дом «Флёр»………………….29
2.2 Способы урегулирования конфликтных ситуаций в трудовом
коллективе…………………………………………………..……………………….38
2.3 Анализ межличностных отношений и методов управления
конфликтами в ООО «Ресторанный дом «Флёр» ………………………...………46
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «Ресторанный дом «Флёр»…………………..53
3.1 Профилактика конфликтных ситуаций в ООО «Ресторанный дом
«Флёр»…………………………………………………………………..…….…….53
3.2 Совершенствование методов управления конфликтами на примере ООО «Ресторанный дом «Флёр» ………………………………………………………...59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………….77
В работе персонала ресторана существует нормы выработки и имеется ежедневный табель учета выработки. Если работник не выполняет план, то это влечет за собой лишение некоторых привилегий (того же отпуска в нужное время), неоднократное невыполнение плана – увольнение. Поэтому работники, чтобы не быть уволенными стараются всеми методами выполнять план, «переступая через головы», поступая некорректно по отношению к своим коллегам. В ООО «Ресторанный дом «Флёр» имеются свои традиции и «кодексы чести», работники, работающие не первый год постепенно внедряют более молодых коллег в его принципы.
3. Между личностью и группой.
Коллектив устанавливает нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой. В ООО «Ресторанный дом «Флёр» для официантов существует неписаный закон: «Мой клиент – это мой клиент». Ни под каким предлогом другой официант не должен его нарушать. Иначе группа его не примет. В процессе адаптации каждый работник сам для себя выбирает стиль своего поведения и способы разрешения и предупреждения конфликта.
Очень часто, на собрании, обсуждая возможности увеличение объема продаж, большинство считает, что этого можно добиться путем снижения цены на блюда, а кто-то один, твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что меню, предлагаемое во «Флёре» по качеству ниже, чем у конкурентов. Сотрудника, мнение которого отличается от мнения коллектива, можно рассматривать, как источник конфликта, потому, что он или она идет против мнения группы. Руководство, в основном, прислушивается к мнению большинства, но предложения меньшинства всегда принимаются к рассмотрению. Инициативность поощряется морально и материально.
4. Между подразделениями организации
ООО «Ресторанный дом «Флёр» состоит из нескольких подразделений, два из них находятся в постоянной конфронтации: кухня и зал. Официанты принимают заказы. Заказы выполняются поварами. Заработная плата официантов на несколько порядков ниже, чем у поваров. Официанты считают это большой несправедливостью, так как уверены, что без их работы, не было бы зарплаты у поваров. Повара же, наоборот, уверены, что без их работы у фирмы вообще бы не было клиентов (вкусная еда) и денег. Эта конфликтная ситуация существует со времени основания ресорана, и очень мешает нормальной работе, но директор старается никогда не вмешиваться в нее. На фоне этого конфликта происходит текучесть кадров.
Управление конфликтными ситуациями ООО «Ресторанный дом «Флёр» осуществляют генеральный директор и менеджер по персоналу. В силу того, что они осуществляют управляющее воздействие на персонал, они являются субъектом управления конфликтами. Их управляющее воздействие направлено на работников, входящих в различные социальные группы, являющиеся объектом управления конфликтами.
Работает в основном молодой коллектив от 20 до 35 лет. Сейчас в кафе работает 80 человек, в том числе 43 работника основного производства: в том числе 4 шеф-повара и его замов, 14 поваров 3,4,5 разряда, 4 бармена, 4 администратора, 14 официантов. Образование у производственного персонала среднее – специальное, у шеф-повара и его замов – высшее.
Качественный состав производственного персонала остается практически неизменным за последние 5 лет:
Обучение и повышение
квалификации рабочих полностью
закрывает потребность
Качество подготовки работников ООО «Ресторанный дом «Флёр»:
Эти данные позволяют сделать вывод о достаточном уровне профессиональной подготовки рабочих, специалистов и руководящего состава для решения производственных задач.
Персонал ООО «Ресторанный дом «Флёр», обладающий необходимыми навыками и выполняющий производственный процесс, является необходимым человеческим ресурсом производства и управления, в том числе управления конфликтами.
К физическим ресурсам, необходимым человеку для работы можно отнести информационные ресурсы. Информационные ресурсы изложены в методических и нормативных материалах по организации труда всех категорий работников ресторана. В них отражены особенности организации труда работников с учетом требований научной организации коллективного труда, психофизиологических факторов и условий труда, а также передового отечественного и зарубежного опыта организации труда.
Определение и
обеспечение ресурсами –
Организационное воздействие, оказываемое на персонал, способствует высокому уровню регламентации управления конфликтными ситуациями. В этом меня убедило наличие на данном предприятии внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала ресторана:
В ООО «Ресторанный дом «Флёр» применяются эффективные виды распорядительных воздействий. Основанием для такого вывода послужило наличие четких приказов директора кафе, с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов и ответственных;
Однако в
процессе анализа воздействия
На мой взгляд, в ООО «Ресторанный дом «Флёр» недостаточно развита кадровая политика. Основные инструментарии в работе с персоналом – социально-психологические методы - используются не в полной мере:
Совершенно не используются
такие социально-
Необходимо отметить, что в настоящее время в ресторане имеет место нервозность и психологический дискомфорт в коллективе, несмотря на привыкание к некоторым конфликтным ситуациям. Прежде всего, это обусловлено тем, что на предприятии очень мало значения придается социально-психологическим методам, значительно больше значения придается экономическим методам.
Для того, чтобы выяснить степень конфликтности работников предприятия, стратегию поведения в конфликте, я применила такой метод исследований, как тестирование (см. Приложение 4-6) группы работников ООО «Ресторанный дом «Флёр» [2, с. 212].
Таблица 3.1 - Характеристика тестируемых работников
Должность |
Возраст |
Стаж работы на занимаемой должности |
Оклад |
Директор |
39 |
13 |
20 000 |
Повар |
37 |
9 |
17 000 |
Официант |
27 |
3 |
13000 + 2% от инд. прибыли |
Администратор |
38 |
4 |
16 000 |
Бармен |
22 |
1 |
13000 + 2,5% от инд. прибыли |
Результаты тестирования показали, что в среднем коллектив неконфликтный, стиль поведения в конфликтных ситуациях предпочитают такой, как сотрудничество.
3.2. Совершенствование методов управления конфликтами на примере ООО «Ресторанный дом «Флёр»
Предупреждать конфликт можно двумя формами поведения: влияя на свое поведение и воздействуя на психику оппонента. Для этого нужно уметь оценивать ситуацию как предконфликтную. С этой целью составляется карта потенциального конфликта, т.е. карта, отражающая устремления сторон в конфликтной ситуации. Эта же карта позволяет и структурировать существующий уже конфликт для того, чтобы определить эффективность той или иной стратегии в конфликте:
Рисунок 3.1 - Карта потенциального конфликта
После такого анализа необходимо принять решение о принципиальном участии или неучастии в конфликте. Необходимо следовать следующим принципам:
Информация о работе Психологические основы управления конфликтами в трудовом коллективе