Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель работы – разработать и обосновать предложения по совершенствованию механизма управления качеством продукции сельскохозяйственного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение следующих задач:
- сформулировать определение категории «качество продукции»;
- уточнить систему показателей, характеризующих уровень качества продукции и экономические результаты его повышения;
- обобщить теоретические основы организации систем управления качеством;
- дать оценку современного состояния организации управления качеством сельскохозяйственной продукции в ООО «АПК «Сельхоз-Контракт» Приморско-Ахтарского района;
Введение…………………………………………………………………………
1.Теоретические основы управления качеством………………………………
1.1 История развития систем управления качеством………………………….
1.2 Качество продукции в агропромышленном комплексе…………………..
1.3 Показатели качества и стандартизация продуктов
сельского хозяйства………………………………………………………. …..
1.4 Основные направления управления качеством
сельскохозяйственной продукции…………………………………………….
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..
Организационно-производственная структура управления предприятием ООО «АПК «Сельхоз-Контракт»……………………………………….
Основные экономические показатели деятельности предприятия……
3 Пути повышения качества продукции на предприятии…………………...
3.1 Характеристика существующей системы качества продукции в ООО
«АПК «Сельхоз-Контракт»……………………………………………………
3.2 Разработка проекта комплексной системы управления качеством продукции……………………………………………………………………..
3.3 Экономическая эффективность внедрения проекта системы управления качеством продукции………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы управления качеством………………………………
1.1 История развития систем управления качеством………………………….
1.2 Качество продукции в агропромышленном комплексе…………………..
1.3 Показатели качества и стандартизация продуктов
сельского хозяйства………………………………………………………
1.4 Основные направления управления качеством
сельскохозяйственной продукции…………………………………………….
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..
3 Пути повышения качества продукции на предприятии…………………...
3.1 Характеристика существующей системы качества продукции в ООО
«АПК «Сельхоз-Контракт»…………………
3.2 Разработка проекта комплексной
системы управления качеством продукции………………………………………………………
3.3 Экономическая
эффективность внедрения проекта системы управления
качеством продукции………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Реферат
Курсовая работа 45 с., 3 раздела, 8 табл., 8 рис., 21 источник, прил.
КАЧЕСТВО, ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, КОМПЛЕКСНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ, УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Контракт» Приморско-Ахтарского района.
Цель работы – разработать и обосновать предложения по совершенствованию механизма управления качеством продукции сельскохозяйственного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение следующих задач:
- сформулировать определение категории «качество продукции»;
- уточнить систему
показателей, характеризующих
- обобщить теоретические
основы организации систем
- дать оценку современного состояния организации управления качеством сельскохозяйственной продукции в ООО «АПК «Сельхоз-Контракт» Приморско-Ахтарского района;
-предложить
проект совершенствования
- обосновать
экономическую эффективность
Методы исследования – монографический, экономико-статистический, графический, расчетно-конструктивный.
В процессе исследования
проведен обзор литературных источников по теме
работы, изучены основные показатели деятельности
организации, рассмотрена организационно-
Рекомендовано
применять разработанную
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях перехода к рыночной экономике успешное развитие производства зависит от потребительского спроса. Поэтому продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, а значит качественной. Наличие конкурентной среды обязывает каждое предприятие уделять все большее внимание проблемам качества.
Опыт показывает, что невозможно обеспечить конкурентоспособность и выход продукции на мировой рынок без применения международных стандартов на системы качества. Именно наличие стандарта на систему качества является одним из решающих факторов конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Повышение конкурентоспособности
отечественных продуктов
Однако достигнутые научно-практические изыскания в области управления качеством сельскохозяйственной продукции сегодня еще не отвечают требованиям общественного производства, характеризующегося усилением интеграции производства и потребления, экономических интересов производителей и потребителей. Продукция отечественных предприятий АПК должна стать конкурентоспособной в сравнении с импортными аналогами.
В этой связи
появляется потребность в разработке
рекомендаций по управлению процессом
обеспечения и повышения
Качество — не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг -разработка — производство — потребление - утилизация), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.
Японский специалист К. Исикава утверждал также, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением себестоимости и цены. К. Исикава утверждал также, что о повышении цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планировать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик — изготовитель — потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности страны.
Как показывает зарубежная и отечественная практика, успех любой сферы деятельности существенно зависит от умных и энергичных руководителей, которые хотят и умеют видеть в лице каждого сотрудника заинтересованного и активного партнера. Такие руководители четко понимают три золотые истины: первая — невежество стоит денег и очень дорого обходится; вторая — качество приносит деньги (т. к. связано с резким снижением издержек) и создает устойчивую экономическую стабильность и авторитет; третья — главное достояние — это люди как внутри предприятия, так и за его пределами. Именно поэтому в стандартах ИСО делается акцент на ответственность руководителей, снижение издержек и кадровую политику.
Разработка и внедрение системы управления качеством — одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Качество — это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является разработка и обоснование предложений по совершенствованию механизма управления качеством продукции сельскохозяйственного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение следующих задач:
► сформулировать определение категории «качество продукции»;
► уточнить систему показателей, характеризующих уровень качества продукции и экономические результаты его повышения;
►обобщить теоретические основы организации систем управления качеством;
► дать оценку современного состояния организации управления качеством сельскохозяйственной продукции в ООО «АПК «Сельхоз-Контракт» Приморско-Ахтарского района;
►предложить проект совершенствования системы в управлении качеством сельскохозяйственной продукции данного хозяйства;
►обосновать экономическую эффективность предлагаемого проекта в управлении качеством продукции предприятия.
Предмет исследования. Предметом исследования является организационно-экономический механизм управления качеством сельскохозяйственной продукции.
Объект исследования. Объектом исследования выступило Общество с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Контракт» Приморско-Ахтарского района.
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления качеством труда и продукции в аграрном секторе, периодические издания, стандарты ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 на системы качества.
Структура работы. Курсовая работа состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 Теоретические основы управления качеством в растениеводстве
1.1. История развития систем управления качества
В истории развития систем качества можно выделить пять этапов, которые иногда представляют в виде пяти звезд качества (рис. 1). Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять. Эта система устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков и вводила определенные шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков — проходные и непроходные калибры. Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества — инспекторы (в России — технические контролеры). Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). Отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия (детали). Второй этап. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица). Однако продукция - это результат осуществления производственных процессов, и вскоре стало ясно, что управлять надо процессами. В 1924 г. в «Bell Telephone Laboratories» (ныне корпорация AT&T) была создана группа под руководством Р.Л. Джонса, заложившая основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом, ставшие началом статистических методов управления качеством, которые в последствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране. Деминг выдвигает идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы, т. к. по его мнению, они создают атмосферу страха, способствуют краткосрочному вкладу в работу, игнорируя долгосрочные задачи, и разрушают работу в командах. Опираясь на точку зрения Э. Деминга и развивая ее, Д. Джуран ввел термин качества в духе «соответствия требованиям потребителя», в значительной степени ориентированный на требования потребителей, («Fitness for use»). Он показал ответственность менеджмента за хронические последствия несоответствий и дополнил статистические методы контроля качества систематическими методами решения проблем качества. В прил. 1 и 2 приведены известные 14 принципов повышения качеством Деминга и 10 этапов повышения качества по Джурану. В то время, как в работах Деминга основное внимание уделяется улучшению качества применительно прежде всего к процессам, системам и статистике, Джуран подчеркивает необходимость для каждого менеджера непосредственно заниматься деятельностью, приводящей к повышению качества. Он является сторонником подхода, который предусматривает вовлеченность всего персонала организации в процедуры, обеспечивающие повышение качества и решение производственных проблем. Системы качества усложнились, т. к. в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились и задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, понимающими, что такое вариации и изменчивость, а также знающими, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность — инженер по качеству, который должен анализировать качество и причины дефектов изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем определения причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими. Более сложной стала мотивация труда, т. к. теперь учитывалась точность настроенности процесса, анализ тех или иных контрольных карт, карт регулирования и контроля. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы и статистический приемочный контроль. Третий этап. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) контроля качества - TQC (Total Quality Control). Ее автор, американский ученый А. Фейгенбаум, который опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством». К главным задачам TQC относятся прогнозированное устранение потенциальных несоответствий в продукции на стадии конструкторской разработки, проверка качества поставляемой продукции, комплектующих и материалов, а также управление производством, развитие службы сервисного обслуживания и надзор за соблюдением соответствия заданным требованиям к качеству. Фейгенбаум призвал обратить внимание на вопросы изучения причин несоответствий и первым указал на значение системы учета затрат на качество. Поскольку на качество влияет множество факторов, то идея этого подхода заключается в выделении основных из них. Кроме того, нужно также учитывать взаимосвязь факторов, чтобы воздействуя на один из них, предвидеть реакцию других. Для обеспечения комплексности контроля и управления качеством необходимо учитывать все этапы производства, четкую взаимосвязь подразделений, участвующих в решении проблем качества. Например, для рассмотрения претензий потребителей заранее должны быть установлены исполнители, порядок и сроки рассмотрения и удовлетворения этих претензий. В Японии идеи TQC были встречены с восторгом и получили дальнейшее развитие в работах профессора К. Исикавы, который рассматривал качество как задачу менеджмента; требовал участия всех сотрудников в мероприятиях по его улучшению и ввел термин «отношения потребитель - поставщик». В отличие от американских концепций, он говорил об «управлении качеством в масштабе компании» («Company Wide Quality Control»). Филип Б. Кросби (Германия) является одним из известнейших приверженцев всеобщей концепции качества. В начале 60-х гг. ХХ в. он подробно изложил свою программу «ноль дефектов», вызвавшую в Германии острые дискуссии. Кросби сконцентрировал внимание на задачах в области управления предприятием, предложил внедрять предпринимательскую культуру, в основе которой лежит осознание значения качества и образ мышления, ориентированный на достижение «нуля дефектов». В прил. 3 приведен 14-этапный план Кросби по повышению качества и достижения «нуля дефектов». Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где буква S означала Statistical (статистический). На этом этапе появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, а моральное увеличивалось. Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание должностей коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи. Все большее внимание уделяется учебе. В Японии и Южной Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя в том числе и самообучение. Конечно, внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялось неравномерно. Явным лидером стала Япония, хотя все основные идеи TQC были разработаны в США и в странах Европы. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев, однако это обучение сопровождалось и нововведениями.
Рисунок 1- Пять звезд качества.
В странах Европы большое внимание стали уделять документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Системы взаимоотношений «поставщик — потребитель» также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству исходных материалов в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.
Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза - было рождено много отечественных систем. Среди них: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий»
(КАНАРСПИ).
В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность за качество изготовленной продукции.
Система НОРМ предусматривала планомерный, систематический контроль моторесурса двигателей и циклическое его увеличение на основе повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Для НОТПУ характерно комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого рабочего места и для предприятия в целом. Предусматривалась количественная оценка уровня организации груда, производства и управления в рамках предприятия, цехов, участков.
Одна из лучших — система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:
▪ комплексность задач обеспечения качества продукции;
▪поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия; ▪организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;
Информация о работе Пути повышения качества продукции на предприятии ООО «АПК «Сельхоз-Контракт»