Пути повышения качества продукции на предприятии ООО «АПК «Сельхоз-Контракт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать и обосновать предложения по совершенствованию механизма управления качеством продукции сельскохозяйственного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение следующих задач:
- сформулировать определение категории «качество продукции»;
- уточнить систему показателей, характеризующих уровень качества продукции и экономические результаты его повышения;
- обобщить теоретические основы организации систем управления качеством;
- дать оценку современного состояния организации управления качеством сельскохозяйственной продукции в ООО «АПК «Сельхоз-Контракт» Приморско-Ахтарского района;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1.Теоретические основы управления качеством………………………………
1.1 История развития систем управления качеством………………………….
1.2 Качество продукции в агропромышленном комплексе…………………..
1.3 Показатели качества и стандартизация продуктов
сельского хозяйства………………………………………………………. …..
1.4 Основные направления управления качеством
сельскохозяйственной продукции…………………………………………….
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..
Организационно-производственная структура управления предприятием ООО «АПК «Сельхоз-Контракт»……………………………………….
Основные экономические показатели деятельности предприятия……
3 Пути повышения качества продукции на предприятии…………………...
3.1 Характеристика существующей системы качества продукции в ООО
«АПК «Сельхоз-Контракт»……………………………………………………
3.2 Разработка проекта комплексной системы управления качеством продукции……………………………………………………………………..
3.3 Экономическая эффективность внедрения проекта системы управления качеством продукции………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая — копия.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

▪интенсивное   использование   периода   подготовки   производства   для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;

 ▪проведение конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца;

▪активное участие предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;

▪универсальность, т.е. возможность применения в различных отраслях промышленности.

Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т.Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.

Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества -стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Специфика тотального управления качеством состоит в том, что если раньше на предприятиях принимались компромиссные решения по таким параметрам, как объем выпускаемой продукции, сроки поставки, затраты и качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и вся работа предприятия подчиняется этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия организуется исходя из интересов качества. Этот переход сравнивают с переходом от системы Птоломея к системе Коперника, имея в виду что не Солнце (потребитель) вращается вокруг Земли (производителя), а наоборот.

Если TQC — это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQМ — еще и управление целями и самими требованиями. В TQМ включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Система TQМ (рис. 1.4) является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQМ базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

Рисунок 2- Основные составляющие ТСХМ: TQC - всеобщий контроль качества; QPolicy - политика качества; QPlanning - планирование качества; QI - улучшение качества; QA - обеспечение качества.   .

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать дома. Появляется новый тип работников - трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными - используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Обучение превращается и в часть мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.

Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

 

1.2 Качество продукции в агропромышленном комплексе.

 

В обобщенном плане  качество – это категория, отражающая важные стороны объективной действительности. Мир не состоит из готовых, постоянно существующих вещей. Они на промежуточных стадиях развития материи имеют определенную форму существования, характеризующуюся отличительными признаками, которые делают мир разнообразным и отражают качественную сторону вещи.1

Качество не существует вне бытия объекта. По выражению Ф. Энгельса, «...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами».2

Качество – синтетический показатель, отражающий проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей мерилом результативности их экономической деятельности, экономического благополучия страны.

Качество –  это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания,

поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом

деятельности  для всего персонала, от руководителя до конкретного

исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).

Схема 1-Пирамида качества.

Продукты питания  и другие виды продукции агропромышленного  комплекса составляют важнейшую  группу товаров конечного потребления. От безопасности и качества этих товаров существенным образом зависят наша жизнь и здоровье, а также продовольственная безопасность России.

Данные о  структуре потребления основных продуктов питания населением в  последние годы свидетельствуют  о существенном ее ухудшении. В то же время значительные резервы заключены в расширении ассортимента и повышении качества товаров. Высокоразвитый агропромышленный комплекс, производящий продукцию в ассортименте и качестве, адекватно отражающих структуру и величину общественных потребностей, а также структуру платежеспособного спроса населения на конечные продукты продовольственного и непродовольственного назначения, будет способствовать обеспечению устойчивости рубля и прочности валютного баланса.3

Совершенствование качества продукции агропромышленного комплекса тесно связано со структурными изменениями. Уровень качества определяет требования к качеству материалов и технологий изготовления.

Открытие продовольственного рынка для импортных товаров  породило жесткую конкуренцию. В этих условиях качество продукции отечественного АПК становится важнейшим фактором, определяющим не только удовлетворенность потребителя, но и возможность существования предприятий отрасли. Высокое качество способствует увеличению спроса, росту прибыли.

Взаимосвязь производительности труда и качества средств производства в АПК выражается в том, что  совершенство конструкции техники, прочность материала, из которого она  изготовлена, прогрессивные технологии и т. д. непосредственно оказывают  влияние на затраты живого и общественного труда. Качество техники и биологических средств производства один из резервов экономии сырья и вспомогательных материалов в АПК.4

Низкое качество изделий повышает общественные издержки на их воспроизводство. Это прежде всего сказывается на увеличении затрат в процессе эксплуатации (ремонт, обслуживание и т. д.). Например, совокупные затраты на ремонт сельскохозяйственных машин при низкой их надежности и недолговечности в несколько раз выше первоначальной цены этих машин.

Основные концепции и методы управления качеством примени мы ко всем отраслям человеческой деятельности. В то же время следует учитывать и специфику различных отраслей.

В Общероссийском классификаторе продукции (ОКП 00593), продукция  пищевой промышленности идет под кодом 910000; мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической - 92 0000; растениеводства, сельского и лесного хозяйства - 97 0000; животноводства                98 0000.5

Продовольственные товары с учетом общности происхождения или химического состава, особенностей производства и способов использования делят на 9 групп, к каждой из которых предъявляются особые требования качества:

Схема 2 - Группы продовольственных товаров.

 

-зерномучные - зерно, мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия;

-мясные - мясо различных животных и птиц, продукты их переработки (колбасные изделия, мясокопчености, мясные консервы, полуфабрикаты и кулинарные изделия);

- рыбные - рыба свежая, соленая, вяленая, копченая, сушеная, рыбные 
консервы, рыбная икра, нерыбное сырье (раки, крабы, моллюски, водоросли

и др.);

- молочные - молоко и продукты его переработки (кисломолочные изделия, сметана, творог, сливки, масло, сыры и др.);

- пищевые жиры - растительные масла, животные жиры, маргарин, кулинарные, кондитерские и хлебопекарные жиры, майонез;

- яичные - яйца птиц и продукты их переработки (меланж, яичный порошок);

- сахар, мед, крахмал и крахмалопродукты, кондитерские изделия;

- плодоовощные - свежие плоды, овощи, грибы и продукты их переработки;

- вкусовые  алкогольные, слабоалкогольные и  безалкогольные напитки, чай,  кофе, пряности, соль, пищевые кислоты,  а также условно табак и  табачные изделия.

Формирование  и обеспечение высокого качества продукции в АПК имеют ряд особенностей, вытекающих из специфики комплекса. К ним, прежде всего, следует отнести необходимость:

- обеспечения параметрических свойств конечной продукции, которые соответствуют требованиям безопасности и здравоохранения, качества продуктов питания, их питательности, адаптированности к сезонному характеру производства основных отраслей АПК, повышенному влиянию фактора времени на осуществление циклов производства, переработки и реализации продукции;

- учета локализации агропромышленного производства в определенных географических зонах и микрозонах с различными природными условиями;

- учета действия тормозящих производство и зачастую неуправляемых факторов (засухи, наводнения, эпидемии, нашествие вредителей растений и т. д.).

Выход продукции  в сельском хозяйстве зависит от погоды и других природных условий, сезонности производства, длительности производственного цикла. Не всегда сразу можно оценить качество труда при выполнении отдельных операций (заделка семян, внесение удобрений и т. д. Брак в этой отрасли можно устранить только частично, так как иначе буду упущены оптимальные сроки, необходимые для нормальной вегетации растений. Это касается и животноводства (плохое качество кормов, воды, недостаточный уход трудно восполнимы). Особое место в системе стандартов сельскохозяйственных предприятий занимают специальные (технологические стандарты). Они определяют типовую технологию механизированного возделывания культур и типовые технологические процессы в животноводстве, правила товарной обработки и упаковки продукции, условия ее транспортировки и хранения, методы контроля технологических процессов и др.

Рассредоточенность  производства затрудняет организацию  контроля и оперативное управление качеством. Кроме того, условия производства связаны с социально-демографической и экономической ситуацией в регионе. Для сельского хозяйства характерны низкая техническая оснащенность и слабое применение информационных технологий, методов контроля.

Качество сельскохозяйственных товаров функционально зависит  как от производства продукции, так и от ее хранения, переработки. Во-первых, получению продукции высокого качества способствуют создание благоприятных условий для выращивания растений и животных, хорошая работа сельскохозяйственных предприятий. Во-вторых, качество определяют предприятия и организации, обеспечивающие заготовку, транспортировку, хранение, переработку и реализацию продукции потребителям. Все этапы прохождения продукции тесно связаны. Например, неправильное использование минеральных удобрений, средств защиты растений существенно снижает качество зерна, картофеля, овощей, что создает сложности при их последующем хранении т.д. Основными причинами низкого качества продукции АПК могут быть: отсутствие необходимой материально-технической базы; несвоевременное проведение технологических операций, недостаточный уровень профессиональных знаний исполнителей, слабая ответственность за выполняемую работу; отсутствие четких критериев оценки качества труда и продукции, эффективной системы контроля за их выполнением; отсутствие действенной системы мер материального и морального стимулирования работников за достижение высоких качественных показателей; несовершенство системы управления производством; другие факторы (низкое качество почв, недостаточное применение средств защиты растений, непродуктивный породный состав животных, недостаточное количество и плохое качество кормов, нехватка технических средств, неотработанная технология т.д.).6

Информация о работе Пути повышения качества продукции на предприятии ООО «АПК «Сельхоз-Контракт»