Разработка антикризисной стратегии управления предприятия ОАО «Махачкалагаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Раскрыты теоретические основы антикризисного управления. Приводится анализ финансово-экономической деятельности предприятия и диагностика его банкротства. Предлагается перечень мероприятий по разработке антикризисной стратегии предприятия, находящегося на грани банкротства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……… 3
Глава 1. Сущность антикризисной стратегии управления предприятия ……………………………………..…………………………...………… 6
1.1. Роль стратегии в антикризисном управлении ……..………………… 6
1.2. Классификация и методология формирования экономических стратегий антикризисного управления…………………………………..… 11
1.3. Порядок выработки антикризисной стратегии организации ………… 21
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Махачкалагаз»……… 28
2.1. Общая характеристика предприятия………………………...………… 28
2.2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия……… ………………………………………………..………... 32
Глава 3. Рекомендации по разработке антикризисной стратегии ОАО «Махачкалагаз»………………………………………………………………. 44
3.1. Обоснование выбора стратегии и тактики антикризисного управления предприятия………………………………………………………… 44
3.2. Мероприятия антикризисного управления предприятия…………….. 47
Заключение……………………………………..……………………………... 60
Список использованной литературы………………………..…………….. 63

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 187.98 Кб (Скачать файл)

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

 

«Разработка антикризисной стратегии управления предприятия»

 

 

 

 

Махачкала – 2012 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..………

3

Глава 1. Сущность антикризисной стратегии управления предприятия ……………………………………..…………………………...…………

6

1.1.

Роль стратегии в антикризисном  управлении ……..…………………

6

1.2.

Классификация и методология формирования экономических стратегий антикризисного управления…………………………………..…

11

1.3.

Порядок выработки антикризисной  стратегии организации …………

21

Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Махачкалагаз»………

28

2.1.

Общая характеристика предприятия………………………...…………

28

2.2.

Анализ показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия……… ………………………………………………..………...

32

Глава 3. Рекомендации по разработке антикризисной стратегии ОАО «Махачкалагаз»……………………………………………………………….

44

3.1.

Обоснование выбора стратегии и тактики  антикризисного управления предприятия…………………………………………………………

44

3.2.

Мероприятия антикризисного управления предприятия……………..

47

Заключение……………………………………..……………………………...

60

Список использованной литературы………………………..……………..

63


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

В настоящее  время многие российские организации, осуществляя хозяйственную деятельность, оказываются в сложном финансовом положении, преодоление которого требует  не только мобилизации всех внутренних ресурсов предприятия, но и поиска внешних  источников финансирования.

Часто ранее  благополучные и успешные организации  оказываются на грани банкротства, потому что стратегия развития организации  не соответствует изменениям, происходящим в ее внешней и внутренней средах, то есть методы и технологии управления неадекватны условиям развития организации.

Многие  российские предприятия еще не оценили  тех возможностей, которые открываются  перед ними с внедрением стратегического  управления в условиях неопределенности внешней среды и кризисного состояния  предприятия. Отчасти это объясняется  как недостаточной формализацией  самого процесса стратегического управления, так и не проработанностью методики стратегического анализа и управления при высокой сложности этой проблемы. Отсутствие приемлемых инструментов, которые удовлетворяли бы большинству  задач, решаемых при разработке и  осуществлении антикризисной стратегии, также сдерживает внедрение и  снижает привлекательность стратегического  менеджмента в условиях антикризисного управления.

Стратегия в антикризисном управлении - это своего рода гарантия стабильного развития организации. Конечно, нельзя говорить о том, что стратегия позволяет полностью избежать кризисных ситуаций, она лишь позволяет снизить процент их возникновения, а в случае наступления кризисных ситуаций - обеспечить их как можно более быстрое и безболезненное преодоление. Помимо этого, стратегия позволяет сократить срок принятия решения о методе выхода из кризиса, что является немаловажным фактором.

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от умения руководства разработать  такую стратегию развития бизнеса, которая позволила бы достигнуть желаемых результатов, не подвергая  свое дело излишним рискам, в том  числе и рискам банкротства.

Отсюда  становится понятной актуальность темы дипломной работы.

Цель данной дипломной работы - изучение, разработка и реализация антикризисной стратегии управления предприятия на примере ОАО «Махачкалагаз».

Объектом исследования является ОАО «Махачкалагаз».

Предмет исследования – финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Махачкалагаз» в 2009-2010 гг. и оценка вероятности банкротства в условиях современной экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить  роль стратегии в антикризисном управлении;

- рассмотреть классификацию и методологию формирования экономических стратегий антикризисного управления;

- дать характеристику  процессу разработки и реализации  антикризисной стратегии организации;

- дать характеристику  предприятия ОАО «Махачкалагаз»;

- рассчитать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Махачкалагаз», провести диагностику финансового состояния предприятия, в том числе оценку вероятности его банкротства;

- разработать  стратегию выхода из кризиса  ОАО «Махачкалагаз».

Теоретической и методологической основой дипломной  работы являются труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в области антикризисного управления и стратегического менеджмента. В процессе написания работы применялись методы системного подхода, функционально-логического, технико-экономического анализа.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка информационных источников и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, поставлены цель и задачи исследования.

Глава первая посвящена рассмотрению теоретических  аспектов разработки антикризисной стратегии управления предприятием.

В главе второй проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Махачкалагаз», диагностика его банкротства.

Глава третья содержит рекомендации по разработке и реализации стратегии антикризисного управления ОАО «Махачкалагаз».

В заключении даны выводы и предложения по теме исследования.

 

Глава 1. Сущность антикризисной стратегии  управления предприятия

1.1 Роль стратегии в антикризисном  управлении

 

Рыночные  формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к  несостоятельности отдельных субъектов  хозяйствования или их временной  неплатежеспособности.

Однако  даже в случае стабилизации экономики  не следует ожидать, что в стране таких предприятий не будет. В  США, например, около 50% вновь созданных  малых и средних предприятий  прекращают свою деятельность в течение  одного года. Вместе с тем признанные законом банкроты составляют всего  около 10% количества всех предприятий.

Сказанное позволяет сделать вывод о  необходимости постоянно проводить работу по антикризисному управлению.

Достаточно  долгое время большинство российских компаний развивалось хаотично, прибегая к тактике примитивного сбережения и захвата ресурсов. Теперь же на первый план выходит осмысленное и упреждающее определение целей тех или иных действии.

Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение  платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия тенденциям развития рыночной ситуации.

Еще 30 лет  назад в практике управления предприятиями  отсутствовали стратегические принципы.

Только  на стыке 60-70-х годов появляются новые  методы управления и вместе с ними термин (рис. 1). Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды  бизнеса1.

 

Рис.1 Эволюция организации и принципов управления [3]

 

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

Причины, в силу которых предприятие попадает в кризис, можно разделить на две группы2:

- внешние,  которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (табл. 1);

- внутренние, которые возникли в результате  деятельности самого предприятия.

Таблица 1

Анализ внешних  факторов кризисного развития

Факторы

Проявление 

кризисных факторов

Возможные последствия

Состояние

национальной

экономики

Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента

Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек

Политические факторы

Отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т.д.

Ухудшение

инвестиционного климата, вывоз капитала из страны

Правовые 

факторы

Недостаточное

антимонопольное

регулирование;

ограниченное

регулирование ВЭД;

неразвитость

законодательной базы

Повышение предприятиями-монополистами  доходов за счет повышения цен на продукцию; спад производства; отсутствие необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок

Социальные факторы

Традиции, жизненные ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры

Низкий уровень

руководства;

тяга к расточительству;

преступность, коррупция

Технологические факторы

Низкие расходы государства на науку и технику; низкий технический  уровень

Технологический застой, низкое качество и высокая себестоимость продукции, низкий уровень производительности и конкурентоспособности предприятий

Взаимоотношения с покупателями и поставщиками

Медленный темп роста выручки; задержки поставок сырья и материалов; их низкое качество

Рост неплатежей; снижение объема производства и качества продукции


Источник: [5]

Исследования  подтвердили, что внутренние факторы  усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из увеличения или уменьшения объема продаж за последние два года.

Если  проблемы с продажей продукции отсутствуют, то причина не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных  средств. Если оборачиваемость малая, то проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров - тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с издержками производства - тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины роста издержек. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек - это затраты на энергоносители.

При высокой  оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, то причину следует искать в реализации продукции. Наличие запасов готовой нереализуемой продукции, потребительские свойства товара, ценовая политика и система распределения и продвижения товара могут быть причинами кризиса предприятия.

Можно сделать  вывод, что выход из кризиса российских предприятий связан с устранением  причин, вызвавших его, а сам процесс  планирования этого выхода можно  назвать стратегией (антикризисное стратегическое планирование) и тактикой (оперативное планирование) антикризисного управления.

В настоящее  время для выживания на рынке  и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Стратегия антикризисного управления позволяет установить3:

- каким  образом предприятие может противостоять  изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо);

- с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия.

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии управления предприятия ОАО «Махачкалагаз»