Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, курсовая работа
Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации (таким образом, управленческим решением является любой документ, слово или действие, которые имеют смысл и направлены на реализацию этого решения).
Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
Адекватному пониманию ситуации способствует определение:
-основных возникающих проблем;
-закономерностей, в соответствии с которыми происходит ее развитие;
-механизмов, с помощью которых может быть оказано целенаправленное воздействие на ее развитие;
-ресурсов, необходимых для приведения этих механизмов в действие;
-активных составляющих ситуации, как внешних, так и внутренних, которые могут оказать существенное, а подчас и решающее воздействие на ее развитие.
Адекватная диагностика ситуации во многом способствует принятию эффективных управленческих решений.
6.Разработка прогноза развития ситуации
6. Разработка прогноза
развития ситуации. Особую роль
при принятии решений играют
проблемы, связанные с оценкой
ожидаемого развития
2.3. Разработка управленческого решения
В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят:
1. Генерирование альтернативных вариантов решений
2. Отбор основных вариантов управляющих
3. Разработка сценариев развития ситуации
4. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий
Рассмотрим их более детально.
1.Генерирование альтернативных вариантов решений
7. Генерирование альтернативных
вариантов решений может
2.Отбор основных вариантов управленческих воздействий
8. Отбор основных вариантов
управленческих воздействий.
3.Разработка сценариев развития ситуации
9. Разработка сценариев
развития ситуации. Основная задача
разработки сценариев - дать ключ
к пониманию ситуации и
4.Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий
На этом этапе выработки управленческого решения имеется уже достаточно много информации об основных альтернативных вариантах управленческих воздействий и о наиболее вероятных сценариях развития ситуации при их использовании. Если отобранные ранее основные альтернативные варианты управленческих воздействий нуждаются для адекватной сравнительной оценки в более глубокой проработке, то она должна быть осуществлена.
10. Экспертная оценка основных
вариантов управляющих
11. Коллективная экспертная оценка
12. Принятие решения ЛПР
13. Разработка плана действий
14. Контроль реализации плана
15. Анализ результатов
развития ситуации после
Принятие решения, реализация, анализ результата.
11. Коллективная экспертная
оценка обеспечивает большую
обоснованность и, как правило,
12. Принятие решения. Результаты
экспертиз по сравнительной
Принятие коллективных решений - одна из наиболее важных процедур процесса принятия управленческих решений. В отличие от процедуры определения результирующих экспертных оценок, она предполагает не только расчет результата коллективной экспертизы, но также:
- использование специальных
методов открытого обсуждения
альтернативных вариантов
- дополнительный обмен
информацией между лицами, принимающими
непосредственное участие в
- согласование противоположных точек зрения; поиск компромисса и т.д.
13. Разработка плана действий.
Решение принято. Однако не
менее важная задача - добиться
его успешной реализации. Для
этого необходимо выработать
план действий, поскольку от выбранного
состава действий, последовательности
их осуществления, намеченных
сроков и, пожалуй, самого
14. Контроль реализации
плана. Обеспечение
15. Анализ результатов
развития ситуации после
Различия, существующие в типах решений, и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений.
М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.
Первый уровень — рутинный. Решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения. Как правило, у менеджера имеется определенная программа, как распознать ситуацию, какое решение принять. В этом случае менеджер ведет себя, как компьютер. Функция его заключается в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуацию, а после этого взять на себя ответственность за начало определенных действий. Руководитель должен обладать чутьем, верно трактовать имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действовать логично, принимать верные решения, проявлять решительность, обеспечивать эффективные действия в нужное время. Этот уровень не требует творческого подхода, так как все действия и процедуры заранее предписаны.
Второй уровень — селективный. Этот уровень уже требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Перед менеджером стоит целый круг возможных решений, и его задача заключается в том, чтобы оценить достоинства таких решений и выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Успех и результативность зависят от способности менеджера выбрать направление действий.
Третий уровень — адаптационный. Менеджер должен выработать решение, которое может быть абсолютно новым. Перед руководителем — некий набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Только личная инициатива и способность совершить прорыв в неизвестное могут определить успех деятельности менеджера.
Четвертый уровень, самый сложный, —
инновационный. На этом уровне решаются наиболее сложные
проблемы. Со стороны менеджера требуется
абсолютно новый подход. Это может быть
поиск решения проблемы, которую ранее
плохо поняли или для решения которой
требуются новые представления и методы.
Руководитель должен уметь находить способы
понимания совершенно неожиданных и непредсказуемых
проблем, развивать в себе умение и способность
мыслить по-новому. Наиболее современные
и трудные проблемы могут потребовать
для своего решения создания новой отрасли
науки или технологии.
В современное время существует несколько подходов к управлению:
• процессный подход, когда принятие управленческих решений
представляется непрерывной серией взаимосвязанных управленческих
функций: постановка цели, планирование, организация, мотивация, контроль;
• ситуационный подход - применение различных методов
определяется ситуацией. Не существует «лучшего» способа управления. Самый
эффективный метод в конкретной ситуации – метод, который более всего
соответствует данной ситуации;
• системный подход - направление методологии исследования, в
Информация о работе Разработка и принятие управленческого решения