Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью данной работы является разработка экономического обоснования эффективности рыночной стратегии ОАО «Солнышко» ориентированную на развитие предприятия на основе анализа внешней и внутренней среды. При исследовании ставились следующие задачи:
Анализ внешней и внутренней среды.
Изучение основных технико-экономических показателей, характеризующих состояние предприятия в рыночных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности разработки конкурентной стратегии фирмы………….5
Основные типы конкурентной стратегии………………………….5
Методы оценки конкурентной стратегии………………………..10
Глава 2. Стратегический анализ ОАО «Солнышко»…………………………..16
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Солнышко»…………..16
2.2 Анализ внутренней среды предприятия ОАО «Солнышко»……….18
2.2.1 Организационная структура и производственная политика предприятия ОАО «Солнышко»………………………………………………..18
2.2.2 Анализ системы управления персоналом ОАО «Солнышко»…...20
2.2.3 Оценка финансового состояния ОАО «Солнышко» и её финансовых результатов………………………………………………………..24
2.2.4 Коммуникационная и сбытовая политики ОАО «Солнышко»….26
2.3 Анализ внешней среды предприятия ОАО «Солнышко»………….27
2.3.1 Непосредственное окружение ОАО «Солнышко»………………..27
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии развития ОАО «Солнышко»…31
3.1 Определение стратегической позиции конкурентной политики предприятия ОАО «Солнышко»………………………………………………..31
3.2 Разработка конкурентной стратегии предприятия ОАО «Солнышко»……………………………………………………………………..34
3.3 Показатели эффективности предложенных стратегических альтернатив ОАО «Солнышко»………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………....45
- совместное предприятие
- объединение организаций
Стратегия сокращения применяется
в тех случаях, когда выживание
организации находится под
1. Стратегия разворота
- используется, если организация
действует эффективно, но еще
не достигла своей критической
точки. Означает отказ от
2. Стратегия отделения
- если компания включает
3. Стратегия ликвидации -
в случае достижения
Иногда общую стратегию
организации называют портфельной
поскольку она определяет уровень
и характер инвестиций организации,
устанавливает размеры вложений
капитала в каждую из ее единиц, то есть
формирует определенный состав и
структуру инвестиционного
Эффективно распределенные между деловыми подразделениями фирмы инвестиции могут создать эффект синергизма или стратегического рычага, когда определенные затраты на совокупность различных типов стратегии приводят к гораздо более существенным преимуществам в деятельности компании, обусловленным удачным дополнением или сотрудничеством между деловыми единицами.
Конкурентная стратегия организации нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, конкурентная стратегия является частью общефирменного стратегического планирования. Следовательно, можно сказать, если организация включает несколько деловых единиц (стратегических подразделений), каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию. Таким образом, в процессе эволюции взглядов на конкуренцию сформировались основные типы конкурентных стратегий, такие как стратегия минимизации издержек, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования. Труды М. Портера были основополагающими при формировании этих типов конкурентных стратегий.
1.2 Методы оценки конкурентной стратегии.
Любая компания должна добиваться
того, чтобы организационная
Рассмотрение
Для оценки потенциала конкурентоспособности компании используется метод экспертных оценок, в соответствии с которым способности компании по обеспечению конкурентоспособности с точки зрения имеющихся возможностей и ресурсов оцениваются по 10-ти балльной шкале (при этом 10 баллов характеризует наличие или полное использование ресурсов, а 0 баллов - их отсутствие). В соответствии с таким подходом балльная оценка i-го условия по необходимым факторам обеспечения конкурентоспособности составит величину:
где: Fi — оценка возможностей выполнения i-го условия,
— элемент матрицы (табл. 2), то есть балльная оценка j-го фактора конкурентоспособности по i-му условию,
n — число факторов обеспечения ресурсами.
Суммарная балльная оценка потенциала конкурентоспособности компании определяется в следующем виде:
где: Pk - Оценка потенциала конкурентоспособности,
Fi - оценка выполнимости i-го условия,
M - число условий, включенных в рейтинг.
Балльная характеристика
потенциала конкурентоспособности
может быть дополнена качественной
его оценкой путем
- низкий (ему соответствует оценка ниже 3,5 балла);
- средний (оценка от 3,5 до 5,0 балла);
- выше среднего (оценка от 5,0 до 7,5 балла);
- высокий (оценка выше 7,5 балла).
Несмотря на определенный
субъективизм такой градации оценок,
они достаточно логически обоснованы
и позволяют оценить не только
состояние компании в плане конкурентоспособности
в данный момент времени, но и наметить
стратегические направления повышения
конкурентоспособности в
После определения потенциала конкурентоспособности компании в целом нужно сделать оценку конкурентоспособности наиболее представительных видов продукции (Кпр), выпускаемых данной компанией. Продукция считается конкурентоспособной, если выполняется следующее условие:
где: Е - полезный эффект использования данного вида продукции,
Z - затраты потребителя
на ее приобретение и
Оценка конкурентоспособности
продукции оценивается в
Наиболее ответственным моментом является определение круга потребительских параметров сравниваемых товаров-аналогов, после которого осуществляется ранжирование этих параметров по принципу наибольшей значимости (или веса, который определяется экспертным путем) для потребителя.
В той же последовательности производится выбор стоимостных параметров товаров-аналогов, определяющих его основные экономические характеристики, то есть затраты потребителя на приобретение и использование продукции в течение всего периода ее эксплуатации.
Величина экономических параметров определяется совокупностью затрат - ценой продукции (Sпр), затратами на ее транспортировку (Sт), установку (Sу), подготовку персонала (Sп), эксплуатацию (Sэ), техническое обслуживание (Sто), выплату налогов (N) и т.д., которые в итоге составляют затраты потребления продукции (Z):
Z = Sпр + Sт + Sу + Sп + Sэ + Sто + N + … . (1.3.4)
Определение интегрального
показателя относительной
По каждому такому параметру рассчитывается Jkm - k-й параметрический индекс m-го товара:
где: Pkm - значение k-ое свойство m-ой продукции, конкурентоспособность которой определяется;
Pka - значение соответствующего параметра у товара-аналога (субститута).
Далее определяется сводный параметрический индекс (Jсвm), который отражает степень удовлетворения потребностей пользователя потребительскими свойствами m-ой продукции:
где: dkm - вес k-го параметрического индекса у m-го товара ( для всех товаров), K - число анализируемых параметров m-го товара.
В случае, если Jсвm > 1, анализируемая продукция более конкурентоспособная, чем ее аналог, если Jсвm < 1 - то уступает, если Jсвm = 1 - находится на одном уровне. Добиться повышения интегрального показателя конкурентоспособности продукции можно путем целенаправленного улучшения соответствующих потребительских и экономических параметров продукции.
Уровень конкурентоспособности
продукции непосредственно
Таким образом, исходя из анализа
конкурентной стратегии компании, ее
положения на рынках сбыта продукции,
конкурентоспособности
- конкурентная стратегия компании эффективна, положение компании стабильно, продукция конкурентоспособна;
- конкурентная стратегия
требует обоснования (
- отсутствие обоснованной
конкурентной стратегии,
- отсутствуют положительные
оценки по каждому фактору,
компания и продукция
Перечисленные рейтинговые оценки могут быть выполнены по отношению к среднеотраслевым показателям компаний, выпускающих аналогичную продукцию или с учетом динамики изменения конкретных факторных показателей. По этой причине необходимо пояснение, для каких условий проведена рейтинговая оценка и в каком промежутке времени она произведена.
Можно сделать вывод, что при определении потенциала конкурентоспособности предприятия в данном случае был выбран метод экспертных оценок. Выбор связан с тем, что он наиболее полно и тщательно оценит потенциал предприятия.
Таким образом, в данной главе четко определены понятия конкуренции и конкурентной стратегии, представлены основные типы конкурентных стратегий и пример применения на практике. Применение конкурентных стратегий является необходимым условием успешного функционирования предприятия в рыночных отношениях.
Глава 2. Стратегический анализ ОАО «Солнышко».
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Солнышко».
Свою историю открытое акционерное общество «Солнышко» ведет с 1967 года. Тогда государственной комиссией были приняты в эксплуатацию мощности по производству чулочно-носочных и трикотажных изделий. Предприятие называлось чулочно-трикотажной фабрикой, затем промышленно-торговым объединением. В январе 1993 года предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа Ачинская промышленно-торговая трикотажная фирма «Солнышко» о чем свидетельствует свидетельство, о государственной регистрации № 47 от 25.01.93г (с 2001 года ОАО «Солнышко»).
ОАО «Солнышко» имеет:
расчетный счет;
круглую печать, содержащую полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения;
штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации;
фирменный знак.
Адрес ОАО «Солнышко»: Красноярский край г.Ачинск 3-й м/р-н д. 34
Фирма «Солнышко» имеет в своей собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе. Фирма осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, а также несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Фирма не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам фирмы и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам фирмы в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций.
Если несостоятельность ОАО «Солнышко» вызвана действиями его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Фирма самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым фирмой самостоятельно. В целях реализации технической, социальной, экономической и налоговой политики ОАО «Солнышко» несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др), обеспечивает передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в центральные архивы Красноярского края в соответствии с перечнем документов, хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу.
Информация о работе Разработка конкурентной стратегии развития фирмы на примере ОАО «Солнышко»