Разработка конкурентной стратегии развития фирмы на примере ОАО «Солнышко»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка экономического обоснования эффективности рыночной стратегии ОАО «Солнышко» ориентированную на развитие предприятия на основе анализа внешней и внутренней среды. При исследовании ставились следующие задачи:
Анализ внешней и внутренней среды.
Изучение основных технико-экономических показателей, характеризующих состояние предприятия в рыночных условиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности разработки конкурентной стратегии фирмы………….5
Основные типы конкурентной стратегии………………………….5
Методы оценки конкурентной стратегии………………………..10
Глава 2. Стратегический анализ ОАО «Солнышко»…………………………..16
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Солнышко»…………..16
2.2 Анализ внутренней среды предприятия ОАО «Солнышко»……….18
2.2.1 Организационная структура и производственная политика предприятия ОАО «Солнышко»………………………………………………..18
2.2.2 Анализ системы управления персоналом ОАО «Солнышко»…...20
2.2.3 Оценка финансового состояния ОАО «Солнышко» и её финансовых результатов………………………………………………………..24
2.2.4 Коммуникационная и сбытовая политики ОАО «Солнышко»….26
2.3 Анализ внешней среды предприятия ОАО «Солнышко»………….27
2.3.1 Непосредственное окружение ОАО «Солнышко»………………..27
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии развития ОАО «Солнышко»…31
3.1 Определение стратегической позиции конкурентной политики предприятия ОАО «Солнышко»………………………………………………..31
3.2 Разработка конкурентной стратегии предприятия ОАО «Солнышко»……………………………………………………………………..34
3.3 Показатели эффективности предложенных стратегических альтернатив ОАО «Солнышко»………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………....45

Файлы: 1 файл

стратег.мен. курс.раб. юля.docx

— 97.97 Кб (Скачать файл)

Кв. = 14 чел. / 249 чел. = 0,056 - за 2011 год

- коэффициент текучести  кадров

Кт.= 8 чел. / 251 чел. = 0,031 - за 2010 год

Кт. = 12 чел. / 249 чел. = 0,048 - за 2011 год

Как видим, коэффициент оборота  по приему ППП в 2011 году уменьшился по сравнению с предыдущим годом  на -0,004 или - 0,4%. Коэффициент оборота  по выбытию ППП в 2011 году уменьшился по сравнению с предыдущим годом  на -0,004 или - 0,4%. А коэффициент текучести  кадров в 2011 году увеличился по сравнению  с 2010 годом на 0,017 или 1,7%.

Причинами увольнения работников по собственному желанию являются неудовлетворенность  характером или условиями работы, ее оплаты, отсутствие перспектив роста. Причинами увольнений по инициативе администрации являются профнепригодность (неэффективность деятельности), дисциплинарные проступки (опоздания, недисциплинированность), сокращение численности (истечение  сроков контракта, сокращение производственной программы). Динамику увольнения работников (см. приложение рис.6).

Поэтому для сокращения текучести  кадров в ОАО «Солнышко»   могут быть предусмотрены следующие мероприятия: улучшение условий труда и его оплаты; максимально полное использование способностей работников; совершенствование коммуникаций и обучения; проведение эффективной политики социальных (корпоративных) льгот; постоянный анализ и корректировка кадровой политики и заработной платы; повышение степени привлекательности от выполняемых видов деятельности.

 

2.2.3 Оценка финансового  состояния ОАО «Солнышко»   и её финансовых результатов.

В условиях рынка, когда хозяйственная  деятельность предприятия и его  развитие осуществляется как за счет собственных средств, так и за счет заемных средств, важную аналитическую  характеристику приобретает финансовая независимость предприятия от внешних  заемных источников. Запас источников собственных средств - это запас  финансовой устойчивости предприятия  при том условии, что его собственные  средства превышают заемные.

Финансовая устойчивость - это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов  и пассивов в изменении внутренней и внешней среде, гарантирует  ее постоянную платежеспособность и  инвестиционную привлекательность  в границах допустимого уровня риска.

Коэффициент автономии Kа (коэффициент финансовой независимости) характеризует финансовую независимость предприятия и определяется как отношение источников собственных средств предприятия к общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия. Финансовое положение предприятия можно считать устойчивым, если не менее 50% финансовых ресурсов покрывается его собственными средствами (Kа > 0.5). Рост коэффициента свидетельствует о повышении финансовой независимости предприятия и гарантии перед кредиторами погашения своих обязательств.

Коэффициент соотношения  заемных и собственных средств (К з с) определяется как отношение  суммы обязательств предприятия  по привлеченным заемным средствам  к собственным средствам. Он указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в имущество источников собственных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств дополняет коэффициент автономии, и связь между ними выражается зависимостью: К з с = 1/ Kа -1

Отсюда следует, что при  коэффициенте автономии Ка= 0.5, коэффициент  К з с =1,0.

Коэффициент маневренности  собственных средств Км рассчитывается как отношение наличия собственных  оборотных средств предприятия  к сумме источников собственных  средств и указывает на степень  мобильности (гибкости) использования  собственного капитала предприятия.

Рекомендуемая величина коэффициента Км =0.5.

Уменьшение коэффициента свидетельствует о вложении собственных  средств в трудно ликвидные активы и формировании оборотных средств за счет заемных.

Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами Ко.с определяется как отношение наличия собственного оборотного капитала к сумме всех оборотных средств предприятия. Рекомендуемые значения коэффициента Ко.с > 0,3. Значение коэффициента Ко.с < 0,1 является основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной.

Коэффициент реальных активов  в имуществе предприятия Кр.а определяется как отношение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, сырья и материалов, незавершенного производства и остаточной стоимости МБП ко всей стоимости имущества предприятия.

Для анализа динамики показателей  финансовой устойчивости ОАО «Солнышко»   составляется (см. приложение рис.7).

По данным рис. 7. видно, что в 2010 году Ка составил 0,19, что характеризует предприятие как финансово не устойчивое, т.к. только 19 % своих обязательств покрывается за счет собственных средств. К 2010 году этот показатель возрос и составил 0,59 этот показатель выше оптимального значения на 0,04. К сожалению, в 2011 году коэффициент автономии снизился до 0,31, и стал ниже граничного коэффициента на 0,19. В целом это произошло, за счет снижения доли источников собственных средств в общей стоимости имущества предприятия.

Кз.с. в начале 2010 года отражает неблагополучную картину. На этот период на 1 рубль собственных средств предприятие приходится 4,28 заемных средств, но к концу года ситуация меняется и уже на 1 рубль собственных средств приходится 0,69 рубля заемных. К сожалению уже в 2011 году этот показатель увеличился на 2,26 и на 1 рубль собственных приходится 2,26 рублей заемных средств. Снижение коэффициента произошло за счет более быстрого увеличения заемных средств по отношению к собственным. Снижение же обоих коэффициентов свидетельствует о уменьшении собственных средств ОАО «Солнышко». 

Км в течение анализируемого периода времени имеет в 2010 г. отрицательную величину (-2,12), а в 2010 и 2011 гг. положительную, т.е. в 2009 г. у  предприятия отсутствуют мобильные  средства, способные быстро преобразиться  в денежную форму. В течении 2010 и 2011 гг., виден рост этого коэффициента и его значение принимает параметры оптимального.

Отрицательное значение Ко.с. за 2009 г., характеризует недостаток собственных средств у ОАО «Солнышко»  , а структура баланса признается неудовлетворительной, т.к. значение Ко.с. < 1. Но за 2010 г. наблюдается повышение этого коэффициента на 1,02 за счет снижения разности между собственным капиталом и внеоборотными активами. Но в 2011 г. Он снова снижается до 0,06.

И последний коэффициент  Кр.а. свидетельствует об снижении доли реальных активов (основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, МБП, незавершенного производства) в имуществе ОАО «Солнышко»  на 0,17, что говорит о повышении производственного потенциала предприятия, даже уменьшение темпов снижение этого коэффициента (0,15) в 2011 году не повлияло на снижение производственного потенциала предприятия.

Финансовые результаты ОАО «Солнышко»  (см. приложение рис.8).

 

2.2.4 Коммуникационная и сбытовая политики ОАО «Солнышко» 

Коммуникационная и сбытовая политики фирмы определяются при  помощи SWOT -анализа. Ситуационный, или «SWOT (СВОТ)-анализ» (первые буквы английских слов: strengths - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunities - возможности и threats - опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.

Результаты SWOT – анализа ОАО «Солнышко»  (см. приложение рис.9).

Предприятие прогнозирует в  будущем использовать имеющиеся  у него возможности за счет использования  своих сильных сторон. Например, улучшить финансовое состояние за счет создания новых видов продукции, разработки собственных технологий, продажи патентов на них. Обновить ОПФ  за счет получения дополнительных денежных средств. Снизить себестоимость  продукции за счет использования  собственного сырья, собственных разработанных  технологий и оборудования. Повысить уровень сервиса за счет оказания дополнительных услуг. Увеличить долю рынка новых изделий, освоить  и завоевать рынки новых видов  продукции за счет расширения спектра  продукции и товаров народного  потребления путем активно развивающихся  технологических процессов, использования  навыков и технологических разработок в выпуске новой продукции. Также  у предприятия есть возможность  выбора поставщиков и получения  выгодных условий от тесной производственной связи с ними и расширения производственной базы. Для работников предприятия есть возможность карьерного роста и получения дополнительной премии за счет улучшения трудовых показателей, активного участия в жизни ОАО «Солнышко» 

Кроме этого, предприятие  планирует предотвратить возможные  опасности и усилить слабые стороны. Например, снизить издержки с целью  предотвращения выхода на рынок иностранных  конкурентов с более низкими  издержками. Улучшить финансовое состояние  и более эффективно использовать собственный капитал с целью  снижения зависимости от внешних  кредиторов и инвесторов. Осуществлять постоянный контроль за технологическими и производственными процессами. Использовать современные приборы  и оборудования для того, чтобы  своевременно узнать о возможном  приближении стихийного бедствия. Усилить  охрану складов с целью предупреждения краж. Предприятию необходимо увеличить  рост производительности труда для  того, чтобы избежать увеличения себестоимости  продукции, и, как следствие, снижения прибыльности.

 

2.3 Анализ внешней среды  предприятия ОАО «Солнышко» 

2.3.1 Непосредственное окружение ОАО «Солнышко» 

С целью идентифицировать благоприятные возможности и  опасности, с которыми может встретиться  ОАО «Солнышко»  в отрасли, нами приведен анализ конкурентных позиций по методике, предложенной М. Портером.  Он предложил для этого модель пяти конкурентных сил. Он аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.  Для дальнейшего исследования, мы считаем целесообразно более детально определить конкурентные позиции производственной деятельности ОАО «Солнышко». По мнению большинства исследователей стратегического управления, модель пяти сил конкуренции М. Портера является мощным инструментом при систематической диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определении степени воздействия каждой из них.

Анализ поставщиков.

Анализ поставщиков производит отдел материально- технического снабжения. Поставщиком электроэнергии является МУП "Ачинские электрические сети", филиалом ЗЭС ОАО "Красноярскэнерго" услуги по поставке тепловой энергии оказывает МУП "Тепловые сети" Оборудование закупается на рынке отечественных производителей.

 Поставщиками сырья  являются:

1- Московский ткацкий комбинат;

2-Благовещенская ткацко-льняная фабрика;

3- ОАО Шелен Красноярский край;

4-прочие (объемы их поставок  являются незначительными и рассматривать их не имеет смысла).

Все поставщики ОАО «Солнышко» имеют в принципе одинаковые характеристики: стабильность поставок, качество поставляемого сырья.  В связи со стабильностью работы предприятия и своевременной оплатой проблемы с поставками сырья, материалов, оборудования не возникают.

Таким образом, конкурентное влияние со стороны поставщиков  на деятельность ОАО «Солнышко» умеренное. С одной стороны, продукцию, которую они поставляют для ОАО «Солнышко» предлагает большое количество предприятий. Поэтому фирме достаточно просто выбрать из перечня поставщиков несколько производителей и разместить у них заказы, порождая тем самым конкуренцию среди них. Это уменьшает конкурентную силу поставщиков. С другой стороны, на продукцию поставщиков приходится значительная часть издержек при производстве конечного изделия, эта продукция играет решающую роль в процессе производства и в значительной степени влияет на качество производимых товаров. Это увеличивает конкурентную силу поставщиков.  С большинством поставщиков ОАО «Солнышко» поддерживает тесные производственные связи, поэтому она получает ощутимую выгоду в виде изделий повышенного качества, своевременных поставок и снижения затрат на товарные запасы.

Анализ потребителей.

Анализ потребителей производит отдел сбыта. Отдел сбыта изучает  рынки сырья и рынки сбыта  продукции, положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность  продукции и пути ее повышения, разрабатывает  ценовую и структурную политику предприятия и другие вопросы, связанные  с внешней средой функционирования предприятия.  Основными видами продукции ОАО «Солнышко» являются производство и реализация чулочно-трикотажных изделий.  Продукция ОАО «Солнышко» оценивается всеми покупателями очень высоко, т.к. удовлетворяет самым высоким требованиям международных стандартов. Уровень сервиса компании также очень высок. ОАО «Солнышко» предоставляет гарантию на всю выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.

ОАО «Солнышко» очень хорошо знает свои сегменты рынка и требования рынка к товарам, в полной мере осведомлен о пожеланиях потребителей относительно своих товаров. Кроме этого, предприятие хорошо представляет структуру затрат и прибыльность каждого товара и услуги.  Каналы товародвижения ОАО «Солнышко» образуют корпоративную вертикальную систему и находятся под контролем руководства, который и планирует программу маркетинга и распределяет ответственность между остальными участниками.

Таким образом, возможность  покупателей (т.е. сторонних организаций  и населения) оказывать давление на цену выпускаемой продукции ОАО «Солнышко» не представляет угрозу, что может говорить о стабильном положении ОАО «Солнышко» на занимаемых рынках в сфере ее ценовой политики. Это оказывает влияние на стабильность положения компании в целом.

Информация о работе Разработка конкурентной стратегии развития фирмы на примере ОАО «Солнышко»