Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью данной работы является разработка экономического обоснования эффективности рыночной стратегии ОАО «Солнышко» ориентированную на развитие предприятия на основе анализа внешней и внутренней среды. При исследовании ставились следующие задачи:
Анализ внешней и внутренней среды.
Изучение основных технико-экономических показателей, характеризующих состояние предприятия в рыночных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности разработки конкурентной стратегии фирмы………….5
Основные типы конкурентной стратегии………………………….5
Методы оценки конкурентной стратегии………………………..10
Глава 2. Стратегический анализ ОАО «Солнышко»…………………………..16
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Солнышко»…………..16
2.2 Анализ внутренней среды предприятия ОАО «Солнышко»……….18
2.2.1 Организационная структура и производственная политика предприятия ОАО «Солнышко»………………………………………………..18
2.2.2 Анализ системы управления персоналом ОАО «Солнышко»…...20
2.2.3 Оценка финансового состояния ОАО «Солнышко» и её финансовых результатов………………………………………………………..24
2.2.4 Коммуникационная и сбытовая политики ОАО «Солнышко»….26
2.3 Анализ внешней среды предприятия ОАО «Солнышко»………….27
2.3.1 Непосредственное окружение ОАО «Солнышко»………………..27
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии развития ОАО «Солнышко»…31
3.1 Определение стратегической позиции конкурентной политики предприятия ОАО «Солнышко»………………………………………………..31
3.2 Разработка конкурентной стратегии предприятия ОАО «Солнышко»……………………………………………………………………..34
3.3 Показатели эффективности предложенных стратегических альтернатив ОАО «Солнышко»………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………....45
Уставный капитал ОАО «Солнышко» определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов и составляет 14989 тыс. рублей. Предприятие включает в себя два основных производства: по выпуску чулочно-носочных, бельевых и верхних трикотажных изделий. В состав производств входят следующие цеха: два мотально-вязальных, два красильно-отделочных, кеттельно-стачечный, закройный, швейный.
Основной деятельностью предприятия является производство чулочно-носочных, бельевых и верхних трикотажных изделий, оптовая и розничная торговля товарами народного потребления.
Среднесписочная численность
работающих 560 человек. На предприятии
установлено более 900 единиц основного
кругловязального, круглотрикотажного,
чулочно-вязального, отделочного и
раскройно-швейного оборудования различных
марок, классов, систем и диаметров.
В отчетном году было приобретено
и частично запущено в производство
новое технологическое
Выпускаемый ассортимент чулочно-носочных, бельевых и верхних трикотажных изделий охватывает все возрастные группы и размер роста. Популярны и пользуются спросом мужские, женские и детские носки; женские и детские чулки, получулки, колготки; женские подследники; детское, женское и мужское белье (майки, трусы, комплекты, ползунки); верхний трикотаж для детей и взрослых (джемперы, брюки, комплекты, халаты) и другие изделия, разнообразных переплетений и рисунков в широкой цветовой гамме. Для изготовления этих изделий используются различные виды пряжи и нитей. Это хлопчатобумажная и полушерстяная пряжа, полиамидные и полиэфирные нити, а также их различные сочетания. С 2001 года используются эластановые нити, такие как лайкра и дорластан, которые применяются в производстве женских колготок. Наибольший удельный вес в общем объеме выпускаемой продукции занимают изделия из хлопчатобумажной и смесовой пряжи. На предприятии ежегодно разрабатываются и внедряются не менее 100 моделей и рисунков. Продукция предприятия известна широкому кругу потребителей. Более 50% продукции реализуется через предприятия розничной торговли.
2.2 Анализ внутренней среды предприятия ОАО «Солнышко».
2.2.1 Организационная структура и производственная политика предприятия ОАО «Солнышко».
Производственная политика предприятия ОАО «Солнышко» определяется тем, что довольно значительный удельный вес своей продукции отводит для детского ассортимента. Причина этого в том, что на рынке в широком ассортименте предлагается аналогичная продукция китайского производства, цены на которую ниже чем цены на продукцию предприятия. Кроме этого в аналогичную продукцию выпускает фирма «Инфомаркет», что так же затрудняет выход продукции ОАО «Солнышко» на рынок. Детский ассортимент представлен на рынке не так широко, он реализуется по более высоким ценам, требования к его качеству выше, чем к взрослому ассортименту, кроме этого рынок совершенно не насыщен товарами для детей в возрасте до пяти лет. Все это позволяет ОАО «Солнышко» прочно удерживать свои позиции на рынке за счет детского ассортимента.
Диагноз проблемы заключается в том, что предприятию необходимо для того, что бы удерживать свои позиции на рынке расширять ассортимент продукции для детей, в связи с тем, что производимые им детские вещи, уже насытили занимаемые предприятием рынки. Для принятия хозяйственного решения в данном случае есть две альтернативы: либо расширить ассортимент выпускаемой продукции на уже освоенных рынках, либо с уже выпускаемыми товарами осваивать новые рынки.
Формулировка ограничений и критериев принятия решения определяется теми целями, которые предприятие хочет достигнуть при реализации того или иного решения. Ограничения заключаются в том, что для освоения новых рынков необходимо вытеснить с них тех производителей, которые на них закрепились, что связано с определенными проблемами. Так же к ограничениям относится то, что для освоения новых видов продукции необходимы новые виды сырья, новое оборудование, подготовка специалистов и т.д., что также связано с определенными трудностями.
Выявление альтернатив заключается в том, что определенные ограничения являются непреодолимыми, или не оправдывают критерии, по которым принимаются решения в данном случае, принятие такого решения становится не эффективным и бесполезным, таким образом эта альтернатива отпадает. Выбор альтернатив в этом случае, связан с процессом формулировки ограничений и критериев принятия решения, с рациональностью этой альтернативы и т.д.
Оценка альтернатив происходит в ОАО «Солнышко» обычным традиционным методом, т.е. руководитель запрашивает свои службы о рациональности с их точки зрения тех или иных перспектив по поводу принятия того или иного решения. После предоставления оценки служб руководитель оценивает необходимость принятия такого решения. Окончательный выбор зависит как от рациональности той или иной альтернативы, от эффективности ее так и от ограничений и критериев принятия решения.
Характер проблемы определяет использование либо интуитивного подхода, либо логического (рационального) решения проблемы. Интуиция - способность постижения истины без обоснования с помощью логики. Интуитивный подход применяется при относительно несложных проблемах, когда решения, прежде всего, зависят от предыдущего опыта и соответствия появившейся проблемной ситуации прошлым.
Если же проблемная ситуация достаточно сложна, то применяются методы рационального решения проблем. К ним относятся следующие методы: сбора, хранения, обработки и анализа информации, фиксации важнейших событий, сравнения, факторного анализа, моделирования проблемной ситуации и др.
Информация о состояниях внешней и внутренней сред обладает такими свойствами, как своевременность, достоверность, полнота и т.п. Характер имеющейся информации определяет среду принятия решения, которой соответствуют условия определенности, риска и неопределенности. В зависимости от этого различают и методы принятия решений. Фактор времени оказывает особое влияние на выбор последних. С одной стороны, процесс принятия решения с момента получения исходной информации до момента его выбора составляет некоторый промежуток времени, от которого зависит и само решение, и, более того, его последствия. Поэтому методы, обеспечивающие высокую скорость принятия решения, в основном формальные процедуры. С другой стороны, влияние фактора времени приводит к тому, что любое управленческое решение по своей природе является прогнозом (принимают решение сейчас, а реализовывать его будут в будущем окружении явлений и внутренних факторов). Вследствие этого прогнозирование, основанное на применении формальных и неформальных, количественных и качественных методов, широко используется при принятии решений. В целом же от фактора времени зависит деление управленческих решений на стратегические и оперативные, в связи с этим различают и соответствующие методы.
Необходимо отметить тот факт, что состояние, в котором находится на сегодняшний день ОАО «Солнышко» свидетельствует о том, что большинство принятых ее руководством решений были рациональны и эффективны. Для решения проблемы, обозначенной в начале данной части работы, ОАО «Солнышко» закупило новое оборудование, освоила новую технологию, начала выпуск новых видов продукции и еще более укрепилась на занимаемом рынке. В эффективно действующей системе управления должны реализовываться следующие функции: выявление значительных изменений в переменных и связях, являющихся компонентами решения; установление программ и процедур, которые позволят эти изменения выявить; оценка допустимых пределов, в которых могут быть модифицированы действующее решение или ситуации, для которых необходима выработка нового курса действий. В ОАО «Солнышко» эти функции успешно реализовываются, что определяет деятельность данного предприятия как эффективную.
2.2.2 Анализ системы управления персоналом ОАО «Солнышко»
На структуру персонала влияет специфика деятельности предприятия. ОАО «Солнышко» представляет собой современное предприятие по производству и реализации чулочно-трикотажных изделий. Основными задачами ОАО «Солнышко» являются:
- изготовление чулочно-
- реализация чулочно-
- организация розничной
торговли чулочно-трикотажными
Качество трудовых ресурсов
непосредственно влияет на конкурентные
возможности организации и
Обеспеченность ОАО «Солнышко» трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с предыдущими периодами. Исходные данные для анализа за 2010 и 2011 г. (см. приложение рис.3). Как видим, на предприятии наблюдается снижение по численности всех категорий, кроме специалистов и основных рабочих-повременщиков. По сравнению с 2010 годом в 2011 году численность ППП сократилась на 0,8 %. Абсолютная экономия численности всех работающих составила 2 человека. Далее проанализируем состояние численности по категориям.
На 100 рабочих проходилось в 2010 году:
служащих 0,98 чел. (2 чел. * 100 чел. / 204 чел)
специалистов 21,57 чел. (44 чел. * 100 чел. / 204 чел)
На 100 рабочих приходилось в 2011 году:
служащих 1,0 чел. (2 чел. * 100 чел. / 201 чел)
специалистов 22,39 чел. (45 чел. * 100 чел. / 201 чел)
Как видим, на 100 рабочих в 2009 году произошло увеличение специалистов на 1 человека. Структуру персонала ОАО «Солнышко» по категориям за 2011 г. (см. приложение рис.4).
На диаграмме представлены:
- служащие 0,8 %;
- специалисты 18,1 %;
-основные рабочие,
-основные рабочие, сдельщики 45,2 %;
- вспомогательные рабочие, повременщики 24,6 %;
- вспомогательные рабочие, сдельщики 9,7 %.
Кадровая политика обеспечивает сохранение и эффективное пополнение кадрового потенциала компании. Руководство ОАО «Солнышко» считает важным постоянное обучение и переобучение персонала. На предприятии принят Стандарт «Комплексная система управления качеством продукции. Профессиональное и экономическое обучение кадров». В ходе принятия на предприятии данного Стандарта была разработана единая система требований к персоналу, график проведения работы по профессиональному и экономическому обучению кадров. Данный стандарт устанавливает единый для всех подразделений порядок организации и проведения работы по профессиональному и экономическому обучению кадров. Динамику мероприятий по обучению персонала ОАО «Солнышко» (см. приложение рис.5).
Необходимость обучения и проведения мероприятий по обучению персонала ОАО «Солнышко», обусловлена тем, что они повышают квалификацию персонала, что влияет на эффективность деятельности компании. Организационная культура определяет отношение к компании, в связи с чем, необходимо ее повышать, что опять же связано с обучением. Организацию работы по профессиональному и экономическому обучению осуществляет учебный центр, который непосредственно подчинен заместителю Генерального директора по кадрам. Производственно-экономические семинары и университеты технико-экономических знаний являются основными формами массовой производственно-экономической учебы руководителей и специалистов. В 20011 г. было проведено 25 семинаров и заседаний университета технико-экономических знаний, по сравнению с 20010 г., в котором их было проведено всего 11. Краткосрочное обучение руководителей и специалистов проводится по мере необходимости с целью решения внедренческих, научно-технических, экономических и других задач, возникающих на производстве. Длительное обучение проводится не реже 1 раза в 5 лет для углубленного изучения и практического освоения новейших достижений науки, техники, технологии, современных методов управления производством и персоналом, организации и охраны труда.
Оплата труда и премирование коллектива предприятия осуществляется согласно действующим на предприятии документам. ФОТ формируется из тарифной части, различных выплат и надбавок, районного коэффициента и надбавки за стаж работы, премиальной части. В ОАО «Солнышко» применяются повременная система оплаты труда для служащих и повременная либо сдельная - для рабочих. Дополнительно к заработной плате за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, может выплачиваться единовременная материальная помощь, разовые премии и другие выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством, нормативными актами, действующими Положениями и коллективным договором. Среднемесячная заработная плата работников выше, чем в среднем по краю.
Важнейшей задачей ОАО «Солнышко» является анализ текучести и сменяемости работников. Для характеристики движения рабочей силы рассмотрена и проанализирована динамика показателей (см. приложение рис.6). Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
- коэффициент оборота
по приему промышленно-
Кпр.= 14 чел. / 251 чел. = 0,056 - за 2010 год
-коэффициент оборота
по выбытию промышленно-
Кв.= 15 чел. / 251 чел. = 0,06 - за 2010 год
Информация о работе Разработка конкурентной стратегии развития фирмы на примере ОАО «Солнышко»