Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность темы дипломного проектирования определяется тем, что одной из составляющих эффективности и качества работы любой организации, в частности крупной компании или органа государственной власти, является развитие и использование скрытого потенциала сотрудников. Для автоматизации этого процесса можно использовать внутрикорпоративное информационное пространство, которое обеспечит персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность сотрудникам взаимодействовать друг с другом в рамках тренингов по коучингу.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы коучинга и корпоративного портала 6
1.1 Определение и философия коучинга 6
1.2 Значение разработки корпоративного портала для проведения коучинга 17
Глава 2. Анализ деятельности Администрации Губернатора Белгородской области 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика Администрации Губернатора Белгородской области 25
2.2. Характеристика деятельности Администрации Губернатора Белгородской области 28
2.3. Опыт использования коучинга в Администрации Губернатора Белгородской области 37
Глава 3. Проектирование корпоративного портала для проведения коучинга 42
3.1 Разработка структуры корпоративного портала для проведения коучинга 42
3.2. Разработка проекта по внедрению корпоративного портала для проведения коучинга 50
Глава 4. Оценка эффективности корпоративного портала для проведения коучинга в Администрации Губернатора Белгородской области 54
Заключение 57
Список используемой литературы 61
Оглавление
Актуальность темы дипломного проектирования определяется тем, что одной из составляющих эффективности и качества работы любой организации, в частности крупной компании или органа государственной власти, является развитие и использование скрытого потенциала сотрудников. Для автоматизации этого процесса можно использовать внутрикорпоративное информационное пространство, которое обеспечит персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность сотрудникам взаимодействовать друг с другом в рамках тренингов по коучингу.
Коучинг – это целенаправленный процесс развития потенциала сотрудников, способствующий как максимизации их производительности, так и успешной деятельности организации1.
Все мероприятия, проводимые с людьми, условно можно разделить на две категории: направленные в основном на стимулирование собственной активности сотрудника и пассивное овладение сотрудником навыками, необходимыми для успешной работы в организации. Второй путь более легок, поскольку предполагает работу «по образцу», при этом за скобками остаются индивидуальные особенности сотрудника, его мотивация. Работа с собственной активностью сотрудника, формированием условий, побуждающих его к осознанному успешному выполнению намеченных планов, более сложна, но интересна.
В настоящее время в сфере управления используются различные способы и подходы. И одним из самых новых, объединяющих в себе различные методики и техники, дающим новые возможности, признан коучинг как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Современное управление в стиле коучинга - это взгляд на сотрудников как на огромный дополнительный ресурс предприятия. Где каждый сотрудник является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения.
В крупной организации с территориально распределенной структурой для удобства с отдельными «бумажными» процессами по обработке данных в области коучинга целесообразно будет создание корпоративного портала, который позволит сотрудникам в свободное от основной работы время прослушивать лекции по коучингу, а также общаться с коучем по их проблеме.
Портал – более универсальное, гибкое, многофункциональное средство создания и управления контентом, чем сайт. Например, используя портальные технологии, можно организовать автоматическое размещение информации в сети intranet, причем процессы публикации будут эффективно организованы с учетом принятой модели безопасности в организации.
Одно из ключевых отличий портала от сайта состоит в механизмах информационного наполнения и поддержания актуальности данных.
Объект исследования – деятельность Администрации Губернатора Белгородской области в области кадровой политики
Предмет исследования – методологии проведения коучинга с использованием электронных средств коммуникации.
Цель дипломного проекта – разработать корпоративный портал для проведения коучинга с сотрудниками организации.
Задачи дипломного проектирования:
Степень научной разработанности темы. В качестве информационной базы исследования выступили теоретические труды отечественных и зарубежных авторов, журнальные и газетные публикации, касающиеся проблематики развития и обучения персонала в организации и результаты собственного исследования. Можно выделить таких авторов как Е.Г. Беляева, К. Бессер-Зигмунд, И.Л. Добротворский, А.П. Егоршин и другие. Коучинг рассматривали в своих работах Майлз Дауни, А.В. Перцев, А.Д. Савкин, А. Сорокоумов и другие.
В результате дипломного проекта будет разработаны структура корпоративного портала и план мероприятий по внедрению корпоративного портала для проведения коучинга на базе языка программирования PHP.
Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:
Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.2
Коучинг — это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.
Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.3
Коучинг — это система
реализации совместного социального,
личностного и творческого
В дипломе мы будем опираться на следующее определение коучинга:
Коучинг — это искусство
содействовать повышению
Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он ещё именуется этапом воли).
Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента.4
Основная цель коучинга
— преодоление различных
Коучинг - это своего рода «зонтичный» бренд, объединяющий под своим куполом бизнес-консультирование, психотерапию, имиджмейкерство, бизнес-тренинг, бизнес-консалтинг и собственно коучинг:
Рисунок 1.1 – Коучинг в бизнесе
В более узком смысле, слово «коучинг» - это просто переписанное русскими буквами английское соaching, что означает «тренировка» или «совместное достижение».5 Наиболее удачным русским эквивалентом, выражающим идею коучинга является «развитие». Таким образом, коучинг - это развивающее консультирование, а коуч - это консультант по развитию (личности, организации и т.д.) Эта профессия начала сформировываться в начале 80-х годов и официально «утверждена» в 2000 г. 6
Коучинг – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей.
Задачи коучинга:
1. Расширение картины мира клиента.
2. Решение задачи руками клиента.
3. Выработка клиентом навыков, позволяющих решать аналогичные задачи самостоятельно. 7
Философия коучинга. Изначальной предпосылкой коучинга является твердая вера в то, что каждый человек, и каждая организация обладает уникальным творческим потенциалом, позволяющим добиваться ощутимых ярких результатов во всех областях своей жизнедеятельности. Их сдерживают лишь ограничивающие убеждения, стереотипы и, возможно, недостаток отдельных навыков и информации.
Коуч - это профессионал, во-первых, умеющий видеть и ценить в человеке и организации позитивное - как в настоящем, так и будущий потенциал. Это тот, кто видит стакан «наполовину полным», скорее чем «наполовину пустым». И, во-вторых, коуч обладает специальными знаниями и навыками, позволяющему помочь человеку или команде самой увидеть и раскрыть этот потенциал за очень короткое время.8
Таким образом, коуч - это опытный штурман, который помогает человеку или организации благополучно миновать все подводные рифы и достичь своей цели.
Отношения между коучем и клиентом, индивидуальным или корпоративным - это отношения конфиденциальности, взаимного доверия и сотрудничества. Коуч помогает клиенту самостоятельно найти лучшее для него решение, но вместе с тем он всегда готов поделиться всей имеющейся у него информацией в областях своей экспертизы, с тем, чтобы предоставить клиенту больше альтернатив, чтобы сделать наилучший выбор.9
Рисунок 1.2 – Схема работы коуча
Коучинг так же можно определить как:
Таблица 1.1 – Обязанности коуча и его ошибки
Что делает коуч |
Чего коуч не делает |
Принимает клиента таким как есть |
Не навязывает своей точки зрения |
Проявляет искренний интерес к партнеру |
Не дает интерпретаций |
Ориентирует на будущее |
Не «застревает» в прошлом |
Предлагает эффективные методы решения задач |
Не занимается анализом проблем |
Поддерживает мотивацию |
Не дает оценок |
Помогает обойти психологические блоки |
Не стремится доминировать |
Предоставляет информацию |
Не дает советов |
Коучинг в менеджменте
Рисунок 1.3 – Коучинг вменеджменте
Возможности коучинга. Навыки коучинга могут применяться по-разному и в разных сферах: на рабочем месте, в школьном классе или в спортивном зале. Обобщив эти навыки и овладев ими, вы обнаружите, что они проявляются в разных аспектах вашей жизни.
Иногда коучинг проходит довольно формально: между коучем и игроком существует ясная и недвусмысленная договоренность о проведении занятий коучингом, как правило, вне обычной рабочей деятельности. Коучинг бывает и менее формальным — как часть общего хода игры. Он осуществляется между коллегами на всех уровнях организации, между равными по положению, между линейным менеджером и его непосредственным подчиненным. Коучинг не признает иерархии.
Неформальный коучинг необязательно включает в себя четкую договоренность между игроком и коучем (хотя большей частью взаимоотношения работают лучше, когда обе стороны знают, что от них требуется). Неформальный коучинг случается под влиянием минуты. В столовой один из коллег бросает замечание о том, что у него трудности с тем или иным клиентом или с определенной частью проекта, или кто-то из сотрудников жалуется, что ни за что не сделает работу вовремя. И то и другое — возможности для коучинга.
Коучинг прямых подчиненных. Наиболее яркий пример применения коучинга на рабочем месте — ситуация, когда линейный менеджер формально пли неформально проводит коучинг с теми, кто ему непосредственно подчиняется. Поскольку линейный менеджер наделен властью, установить доверительные отношения бывает непросто. Другая трудность заключается в том, что игрок, не желая самостоятельно думать и брать на себя ответственность, может захотеть, чтобы им просто руководили. Однако эти трудности преодолимы.
Коучинг в процессе менеджмента. В большинстве организаций есть ряд управленческих процессов, где можно применить коучинг, в частности, процессы управления персоналом — анализа результативности работы, аттестации, отчеты о развитии, совещания для постановки целей и оценки продвижения дел. Удивительно, но в наше время до сих пор существуют организации, где линейный менеджер устанавливает цели для своих подчиненных. Трудно придумать более быстрый и эффективный способ уничтожить мотивацию и ответственность. Большинство организаций уже более просвещены и позволяют подчиненным самостоятельно давать себе оценку и устанавливать свои цели. И то и другое — прекрасные возможности для того, чтобы «завернуть» управленческие процессы в «обертку коучинга».
Коучинг в период больших перемен. Один из самых пагубных побочных эффектов больших перемен, организационных или культурных, — неуверенность и страх. В таких ситуациях люди ищут ответов на множество вопросов, и ищут их обычно у руководства. В этом случае применение методики коучинга имеет ряд преимуществ. Во-первых, в результате применения коучинга к игроку возвращается ощущение уверенности и контроля, и он начинает меньше беспокоиться. Во-вторых, во время больших перемен, когда зачастую невозможно найти правильные ответы, коучинг позволяет изыскать возможности и варианты, из которых можно выбрать лучшие. В-третьих, он дает некоторую передышку руководителям, поскольку другие начинают брать ответственность на себя и тоже вступают в игру. Руководители не могут, да и не должны делать все.