Разработка методики оценки потенциального лизингополучателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Данный дипломный проект посвящен проблеме комплексной оценки потенциального лизингополучателя, являющейся обязательным и наиболее важным элементом при принятии решения о заключении лизинговой сделки. Проблема особенно актуальна в настоящее время, когда лизинговая деятельность столь стремительно развивается, и лизинг вполне оценен как вид инвестиционной деятельности, сочетающий в себе все способы решения инвестиционных проблем предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………8
1.1. Экономическая сущность лизинговых операций, основные формы и виды………………………………………8
1.2. История возникновения и развитие лизингового бизнеса в Российской Федерации………………………15
1.3 Нормативно-законодательное регулирование лизинговых операций в Российской Федерации………19
1.4. Организация и техника лизинговых сделок………………………….23
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ ООО «ПРОГРЕСС-ЛИЗИНГ»…….……………28
2.1. ООО ЛК «ПРОГРЕСС-ЛИЗИНГ» как объект исследования………28
2.2. Анализ финансового состояния………………………….……………33
2.3. Оценка эффективности организации аналитической работы с потенциальным клиентом – лизингополучателя…………………………40
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ……………………………………………………48
3.1. Анализ существующих методических подходов к оценке клиента: опыт зарубежный и отечественный……………………………………….48
3.2. Предлагаемая методика комплексной оценки потенциального лизингополучателя…………………………………………………………62
3.3. Оценка клиента - лизингополучателя на примере
ООО «Стройтехнологии»: сравнительный аспект……………………….80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….91

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 951.00 Кб (Скачать файл)

 

 Условные обозначения:

ДС – денежные средства;

КО – краткосрочные  обязательства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

З – запасы;

ДЗ – дебиторская  задолженность;

КЗ – кредиторская задолженность;

ОА – оборотные  активы;

СОС – собственные  оборотные средства.

 

В итоге все коэффициенты сравниваются с нормативными значениями и определяется их динамика (положительная / отрицательная). Специалистом  отдела делается вывод о финансовом состоянии  потенциального клиента:

    • «стабильно развивающееся»;
    • «среднее с тенденциями к улучшению»;
    • «среднее с негативными тенденциями»;
    • «плохое и неустойчивое».

2) Финансово-экономическая оценка  проекта является не менее  важным  аспектом и играет далеко  не последнюю роль при принятии  решения о возможности сделки. При анализе бизнес – плана потенциального лизингополучателя тщательно изучаются все его составные части, содержащие следующие основные характеристики:

  1. резюме (краткая характеристика) клиента;
  2. описание отрасли;
  3. выбор вида деятельности (товара, услуги, работы);
  4. план маркетинга;
  5. производственная программа;
  6. организационная структура предприятия;
  7. финансовый план и бюджет предприятия;
  8. анализ проектных рисков;
  9. организационный план.

Если предмет лизинга  приобретается не для конкретного  проекта, а для осуществления  текущей деятельности, её расширения и т.п., то потенциальный лизингополучатель должен предоставить технико-экономическое обоснование движения денежных средств на период лизинга, где будут указаны планируемое дополнительное привлечение, поступление и расход средств.

3) Обеспечение по лизинговой сделке не является обязательным условием при её заключении, потому что сам предмет лизинга, оставаясь собственностью лизингодателя до конца срока лизинга, выступает как обеспечение. Но оно может выступать как обязательное требование лизингодателя в случае, если финансовое состояние потенциального лизингополучателя плохое или финансируемый проект несет в себе значительные риски. Если все-таки предлагается обеспечение, то необходимо оценить его достаточность и достоверность.

Все эти три этапа оценки, проводимые отделом экономического анализа исследуемого нами объекта, позволяют принимать решение о заключении лизинговой сделки. Стоит отметить, что кроме всего вышеперечисленного во внимание принимается прошлый опыт сотрудничества и ликвидность предмета лизинга.

Если лизингополучатель обращается повторно, и прошлые обязательства  выполнялись своевременно, без просрочек  и задержек, то для него возможны льготные условия и различные  послабления. В противном случае с таким клиентом дальнейшее сотрудничество маловероятно или потребует значительных дополнительных гарантий.

Что касается ликвидности предмета лизинга, то чем более легко  его реализовать в случае невыполнения лизингополучателем своих обязательств и расторжения договора лизинга, тем проще лизингодателю. Если предмет лизинга очень редкий и уникальный, то возможно заключение с поставщиком договора об обратном выкупе и все расходы включить в состав лизинговых платежей.

После заключения договора лизинга по самым крупным лизингополучателям, доля которых превышает 10% в финансовом портфеле лизинговой компании, продолжает осуществляться мониторинг финансового  состояния.

В целом существующий в исследуемом объекте подход к оценке клиента, практически полностью заимствованный из банковского опыта кредитования предприятий, далеко не совершенен. Многие важные факторы (ликвидность предмета лизинга, прошлый опыт сотрудничества, доля самофинансирования проекта и пр.) поддаются довольно субъективной оценке и их значимость утрачивается. Слишком мало внимания уделяется преимуществам лизинга по сравнению с банковским кредитом для лизингополучателя. Поэтому предлагаем разработать методику комплексной оценки потенциального лизингополучателя, которая будет объективно учитывать все факторы, преимущества и перспективы, а также подходить к оценке применительно к конкретной сделке и определять рекомендации для лизингодателя.

 

 

 

ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ  ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ

 

3.1 Анализ существующих  методических подходов к оценке  клиента: опыт зарубежный и  отечественный

 

 

Классический банковский кредит не утратил своей актуальности в настоящее время, но в противовес ему на рынке финансовых услуг действует такой инструмент, как лизинг. Как при кредите, так и при лизинге перед кредитором (инвестором) всегда возникает проблема оценки качества потенциального заемщика (лизингополучателя), то есть оценки риска вложений и определения способности клиента своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства перед ним.

Лизинговые компании самостоятельно принимают решение  по способу оценки лизингополучателя. Как правило, они применяют или  берут за основу банковские методики. Проведем анализ зарубежной и отечественной практики оценки банками финансового состояния заемщика.  Для определения положительных и отрицательных аспектов отечественной системы оценки кредитоспособности заемщика для начала рассмотрим опыт экономически развитых стран в данном вопросе.

К настоящему времени  зарубежными коммерческими банками  опробованы разные системы оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, применяемых в качестве составных  частей общего рейтинга заемщика, а  также различными подходами к самим характеристикам и приоритетностью каждой из них.

В Англии ключевым словом, в котором сосредоточены требования при выдаче ссуд заемщикам, является термин «PARTS»: purpose (назначение, цель); amount (сумма, размер); repayment (оплата, возврат долга и процентов); term (срок); security (обеспечение, залог).

В Японии, кроме общепринятых, применяют коэффициенты собственности (отношение собственного капитала к  итогу баланса, соотношение заемного и собственного капитала, отношение  долгосрочной задолженности к собственному капиталу, отношение иммобилизованного капитала к сумме собственного капитала и долгосрочной задолженности и др.)

Рассмотрим подробнее  методики, применяемые банками США  и Франции и России.

 

Оценка кредитоспособности заемщика, используемая банками США

Американские коммерческие банки при  оценке кредитоспособности заемщика используют четыре группы основных показателей. [37, с.51]

Таблица 3.1
Характеристика показателей, используемых банками США

 

Показатели

Коэффициенты

Расчет

Значение

1

2

3

4

1. Ликвидность фирмы

Кл (коэффициент ликвидности)

Соотношение наиболее ликвидных средств  и долгосрочных долговых обязательств

Прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку  в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше кредитоспособность.

Кпокр (коэффициент покрытия)

Соотношение оборотного капитала и  краткосрочных долговых обязательств

Показывает предел кредитования, достаточность  всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кпокр< 1, то заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

2.Оборачиваемость капитала

Коборачиваемости

Соотношение выручки к ср. стоимости  капитала

Отражают качество оборотных активов

3. Привлечение средств

Кпривл

Отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или  к основному капиталу

Показывают зависимость фирмы  от заемных средств. Чем выше коэффициент  привлечения, тем хуже кредитоспособность.

4. Показатели прибыльности

Доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию

Отношение прибыли к соответствующему показателю

Если растет зависимость фирмы  от заемных средств, то снижение кредитоспособности, может компенсироваться ростом прибыльности.


 

Для получения такого рода данных банку требуется информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Первым источником должен служить баланс с объяснительной запиской. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие, и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность.

Например, в мировой  практике  наиболее известный источник данных о кредитоспособности - фирма "Дан энд Брэдстрит", которая собирает информацию примерно о 3 млн. фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке. Краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуются в общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается  в виде финансовых отчетов, наиболее распространенный из них - "Информация о деловом предприятии". Первый из шести разделов отчета содержит сведения общего характера - наименование и адрес фирмы: код отрасли и предприятия; характер производства; форма собственности; суммарная оценка кредитоспособности (рейтинг);  быстрота оплаты фирмой счетов; объем продаж; собственный капитал; число занятых; общее состояние и тенденции развития фирмы. Суммарная оценка кредитоспособности состоит из двух частей - двух букв (или цифры и буквы) и цифры. Первые два знака представляют собой оценку финансовой устойчивости фирмы, а последний - оценку ее кредитоспособности. Второй раздел отчета содержит сведения, полученные от поставщиков фирмы, относительно аккуратности в оплате счетов и о максимальном кредите, полученном в течение года. Третий раздел включает последний баланс и информацию о продажах и прибыльности фирмы. Четвертый раздел показывает обычный размер остатка на депозитном счете и платежи по ссудам. В пятом разделе содержаться данные о руководителях и владельцах фирмы. В последнем разделе подробно охарактеризованы род деятельности фирмы, ее клиентура и производственные мощности.

Кроме "Дан энд Брэдстрит", имеется еще несколько кредитных бюро, именуемых специальными коммерческими агентствами. В отличие от широкого охвата "Дан энд Брэдстрит" они ограничиваются обычно одной отраслью или видом деятельности. [10, с.263]

Иногда банки сверяют  свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки, а также проверить данные у различных поставщиков и покупателей данной фирмы.

Еще одним источником сведений является Служба взаимного  обмена кредитной информацией при  национальной ассоциации управления кредитом - организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Информация содержит только факты, но отсутствует анализ, объяснение или какие-либо рекомендации.  Другими источниками информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т.д. Некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы. Такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.                                                                                      

Оценка кредитоспособности заемщика, используемая Банками Франции

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими  банками включает 3 блока:

► оценка предприятия  и анализ его баланса, а также другой отчетности;

► оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

► использование для  оценки кредитоспособности данных картотеки  Банка Франции.

При оценке предприятия  банк интересуется следующими вопросами:

√ характер деятельности и длительность функционирования;

√ факторы производства:

- трудовые ресурсы  руководителей, управленцев и  персонала                 (образование, компетентность и  возраст руководителя, наличие у  него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и пр.);

- производственные ресурсы  (соотношение амортизации и амортизируемых  средств, уровень инвестиций);

- финансовые ресурсы;

- экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы и пр.).

В активе баланса при анализе выделяются три составные части:

- иммобилизованные активы;

- оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие);

- денежная наличность (касса, деньги  на счете в банке, ценные  бумаги).

Пассив баланса делится  на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.).  На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели. [9, с.164] 

Информация о работе Разработка методики оценки потенциального лизингополучателя