Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 22:08, дипломная работа
Данный дипломный проект посвящен проблеме комплексной оценки потенциального лизингополучателя, являющейся обязательным и наиболее важным элементом при принятии решения о заключении лизинговой сделки. Проблема особенно актуальна в настоящее время, когда лизинговая деятельность столь стремительно развивается, и лизинг вполне оценен как вид инвестиционной деятельности, сочетающий в себе все способы решения инвестиционных проблем предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………8
1.1. Экономическая сущность лизинговых операций, основные формы и виды………………………………………8
1.2. История возникновения и развитие лизингового бизнеса в Российской Федерации………………………15
1.3 Нормативно-законодательное регулирование лизинговых операций в Российской Федерации………19
1.4. Организация и техника лизинговых сделок………………………….23
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ ООО «ПРОГРЕСС-ЛИЗИНГ»…….……………28
2.1. ООО ЛК «ПРОГРЕСС-ЛИЗИНГ» как объект исследования………28
2.2. Анализ финансового состояния………………………….……………33
2.3. Оценка эффективности организации аналитической работы с потенциальным клиентом – лизингополучателя…………………………40
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ……………………………………………………48
3.1. Анализ существующих методических подходов к оценке клиента: опыт зарубежный и отечественный……………………………………….48
3.2. Предлагаемая методика комплексной оценки потенциального лизингополучателя…………………………………………………………62
3.3. Оценка клиента - лизингополучателя на примере
ООО «Стройтехнологии»: сравнительный аспект……………………….80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….91
Финансовая устойчивость определяется оптимальной структурой источников капитала, активов, а также уравновешенностью отдельных видов активов и пассивов.
Таблица 3.3
Показатели, характеризующие деловую активность организации
Показатель |
Примечание |
Формула для расчета |
Норматив |
Отчетные даты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Срок оборота дебиторской задолженности, число дней |
Характеризует продолжительность
одного оборота дебиторской |
(Дебиторская задолженность * кол-во дней в периоде)/ выручка (нетто) от продаж = ((стр.241 + стр.242 + стр.215)* кол-во дней в периоде) / стр. 010 формы №2 |
постоянный уровень или умеренное снижение |
… |
2.Срок оборота кредиторской задолженности, число дней |
Характеризует продолжительность одного оборота кредиторской задолженности. |
(кредиторская задолженность * кол-во дней в периоде)/ себестоимость = ((стр.620)* кол-во дней в периоде) / стр. 020 формы №2 |
постоянный уровень или умеренное снижение |
… |
3.Сравнение 1 и 2 показателей |
Позволяет сопоставить сроки поступления долгов и наступления сроков расчетов по своим обязательствам. |
сравнение срока оборота дебиторской и кредиторской задолженности |
показатель 1 <= показатель 2 |
… |
4.Срок оборота запасов, число дней |
Характеризует продолжительность одного оборота запасов. |
((запасы + НДС по приобретенным ценностям) * количество дней в периоде) / выручка (нетто) от продаж = ((стр. 210 + стр. 220) * количество дней в периоде) / стр. 010 формы №2 |
постоянный уровень или умеренное снижение |
… |
Комментарий: кроме того, стоит учитывать абсолютные величины анализируемых показателей. Так дебиторская задолженность в идеале должна как минимум в два раза превышать размер кредиторской и их изменения (рост или сокращение) происходить одновременно в одну сторону, что будет свидетельствовать либо о расширении, либо о сворачивании деятельности. Запасы, соответственно, тоже должны меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от ситуации.
Таблица 3.4.
Показатель |
Примечание |
Формула для расчета |
Норматив |
Отчетные даты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Общая рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) |
Показывает, сколько прибыли предприятие получает с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции |
Прибыль от реализации / затраты = стр.050 форма №2 / (стр. 020 форма №2 + стр. 030 форма №2 + стр. 040 форма №2) |
Постоянный уровень или умеренный рост |
… |
2.Чистая рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) |
Чистая прибыль / затраты = стр.050 форма №2 / (стр. 020 форма №2 + стр. 030 форма №2 + стр. 040 форма №2) |
Постоянный уровень или умеренный рост |
… | |
3.Общая рентабельность продаж (оборота) |
Показывает, сколько прибыли предприятие получает с каждого рубля продаж |
Прибыль от реализации / выручка (нетто) от продаж = стр. 050 форма №2 / стр. 010 форма №2 |
Постоянный уровень или умеренный рост |
… |
4.Чистая рентабельность продаж (оборота) |
Чистая прибыль / выручка (нетто) от продаж = стр. 050 форма №2 / стр. 010 форма №2 |
Постоянный уровень или умеренный рост |
… | |
5. Доходность капитала |
Показывает, какую прибыль получает с каждого вложенного рубля |
Чистая прибыль (стр. 050 форма №2) / среднегодовая стоимость капитала |
Постоянный уровень или умеренный рост |
… |
Показатели рентабельности
характеризуют уровень
На втором этапе разработки методики нами была определена значимость каждого показателя при помощи присвоения им соответствующего весового коэффициента (от 1 до 3), который определяется по степени значимости от итоговой единицы и позволяет оценить уровень существенности показателя. Мы основывались на опыте и практике предпочтений, отдаваемых при оценке лизингополучателя анализируемого нами объекта исследования, кроме того, был проведен устный опрос сотрудников отдела экономического анализа компании по всем представленным в предлагаемой комплексной методике показателям.
На третьем этапе были рассчитаны максимально-возможные суммы баллов по каждому для каждого из показателей, причем, мы исходили из допущения, что первоначально все показатели равнозначны между собой и на каждый приходится по 10 баллов, которые умножались на соответствующий весовой коэффициент.
Шкала значимости и получившаяся максимальная величина баллов представлены в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Шкала значимости и максимальная величина баллов показателей
Наименование показателя |
Значимость |
Максимальная величина баллов |
1 |
2 |
3 |
1. Показатели платежеспособности |
2 |
20 |
2. Показатели финансовой устойчивости |
2 |
20 |
3. Показатели деловой активности |
2 |
20 |
4. Показатели результатов деятельности |
2 |
20 |
5. Движение денежных средств по расчетному счету |
1 |
10 |
6. Период деятельности |
1 |
10 |
7. Сезонный характер деятельности |
1 |
10 |
8. Прошлый опыт сотрудничества |
3 |
30 |
9. Сумма сделки |
1 |
10 |
10. Ликвидность предмета лизинга |
3 |
30 |
11. Размер самофинансирования проекта лизингополучателем (%) |
2 |
20 |
12. Дополнительные гарантии |
3 |
30 |
13. Диверсификация бизнеса |
1 |
10 |
14. Коэффициент доли лизингового платежа к среднемесячной выручке (%) |
2 |
20 |
15. Оценка бизнес-плана
/ технико-экономического |
3 |
30 |
Четвертый этап представлял собой детальный подход к показателям и разработку для каждого из них системы оценочных критериев.
На пятом этапе каждому критерию показателя было присвоено определенное количество баллов, исходя из максимальновозможной, определенной для каждого показателя на третьем этапе. Для удобства оба этих этапа представим в виде таблицы 3.6.
На шестом этапе нами выделено четыре возможных рейтинга лизингополучателя и разработаны интервальные значения баллов для определения каждого из них:
Таблица 3.7
Рейтинг лизингополучателя |
Общая сумма баллов |
1 |
2 |
I - высококлассный |
более 250 |
II - хороший |
от 150 до 250 |
III - удовлетворительный |
от 50 до 150 |
IV - нежелательный |
менее 50 |
I – «высококлассный лизингополучатель» – финансирование данной лизинговой сделки (проекта) при оговоренных условиях не вызывает сомнения, следовательно, участие лизингодателя в этой сделке целесообразно.
II – «хороший лизингополучатель» - финансирование данной лизинговой сделки (проекта) не вызывает сомнения и несет в себе минимальный риск для лизингодателя, возможно требование лизингодателем дополнительных гарантий при нреобходимости.
III - «удовлетворительный лизингополучатель» - финансирование данной лизинговой сделки (проекта) при оговоренных условиях вызывает сомнения и несет в себе средний риск для лизингодателя, поэтому требует взвешенного подхода (ужесточение условий или получение дополнительных гарантий для лизингодателя). В данной ситуации стоит оценить все слабые места клиента (применимо к нашей методике – отобрать те показатели, где набрано наименьшее количество баллов из возможных) и найти компромиссные решения.
Информация о работе Разработка методики оценки потенциального лизингополучателя