Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:51, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке программы оптимизации текучести кадров на предприятии ООО «Развитие-Консалт». Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы проблемы текучести кадров на предприятии;
- охарактеризовать работу предприятия в целом;
- выявить причины текучести кадров методом сплошного опроса;
Введение………………………………………………………………………………7
1. Теоретико-методологические основы изучения процессов текучести
кадров на предприятии……………………………….…………………………..… 9
1.1. Кадровая политика на предприятии………………………………………….....9
1.2. Понятие и причины текучести кадров…………………………………………12
1.3. Виды текучести кадров…………………………………………………………15
1.4. Последствия текучести кадров…………………………………………………16
1.5. Регулирование текучести кадров на предприятии……………………………20
2. Диагностика уровня и процессов текучести кадров на предприятии
ООО «Развитие-Консалт»…………………………………………………….…….27
2.1. Технико-экономическая и организационная характеристика
консалтинговой фирмы ООО «Развитие-Консалт»……………………………….27
2.2. Анализ текучести кадров изучаемой организации
ООО «Развитие-Консалт» методом сплошного опроса…………………………..33
2.3. Оценка эффективности проводимых кадровых мероприятий,
направленных на оптимизацию уровня текучести кадров……………………….35
3. Программа совершенствования кадровой политики в
ООО «Развитие-Консалт»..........................................................................................39
3.1. Концепция программы совершенствования кадровой политики…………...39
3.2. Содержание программы совершенствования кадровой политики в
ООО «Развитие-Консалт»…………………………………………..………………41
3.3.Ресурсное обеспечение программы…………………………………………....55
4. Оценка экономической и социальной эффективности предлагаемых
мероприятий …………………………………………………….…………………..60
4.1. Социальное обоснование программы…………………………………………60
4.2. Экономическая оценка предлагаемых мероприятий………………...………64
Заключение……………………………………………….………………………….68
Список использованных источников ……………………...………………...…….71
Приложения………………………………………….………………………………
ООО «Развитие-Консалт»
С учетом результатов анкетирования сотрудников фирмы, проведенного в феврале 2010 года, и анализа документов, была составлена программа реализации системы совершенствования кадровой политики в компании ООО «Развитие-Консалт». Данная программа включает 7 этапов, каждый этап состоит из ряда мероприятий. На внедрение предложенных изменений предполагается затратить 8 месяцев (Приложение Г).
Все выявленные проблемы в организации мы условно разделили на три группы:
Все эти проблемы являются основными причинами ухода специалистов из организации, что приводит к высокому уровню текучести кадров.
Поэтому и мероприятия разделены на мероприятия по созданию отдела кадров и разработке кадровой стратегии и устранение организационных и социально-психологических проблем.
Как уже говорилось выше, в фирме не существует специально-выделенного отдела кадровой службы. Все функции и задачи по выполнению кадровой работы возложены на специалиста, который входит в отдел бухгалтерии, подбор и набор персонала осуществляет начальник отдела, в который производится набор. Выполнение функций кадровой работы в полном объеме невозможно одним специалистом. С целью наиболее эффективного выполнения функция кадрового обеспечения целесообразно создать отдел по кадровой работе в составе двух специалистов. Это позволит более эффективно управлять персоналом, поскольку появляется реальная возможность придать кадровой работе системность.
Для реализации этого мероприятия необходимо проводить работу в трех направлениях:
Главной задачей является обособление отдела кадров от других подразделений. Согласно постановлению санитарного врача РФ « О гигиене труда» № 107 от 30 мая 2003 года норма площади на каждого сотрудника офиса составляет: при наличии обычных компьютеров - по шесть квадратных метров, если мониторы жидкокристаллические или плазменные, помещение может быть и меньше - от 4,5 квадратных метров на человека. Расстояние между рабочими столами с компьютерами, установленными друг за другом, как парты в школе, не может быть менее двух метров. Представителям профессий, требующих значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, главный санитарный врач страны рекомендует изолировать рабочие места двухметровыми перегородками.
Площадь кабинета не соответствующая данным санитарным требованиям снижает уровень работоспособности сотрудников и повышает вероятность наложения штрафа. В данной ситуации существует два пути реализации данного этапа:
Первое предложение возможно лишь при том условии, что руководство фирмы согласится арендовать новое помещение. Осуществить предложение по установлению перегородок можно и в помещении, в котором располагается компания в данный момент.
Вследствие того, что вторым этапом организации работы отдела кадров является прием на работу сотрудников – им необходимо предоставить недостающие средства для работы:
Таким образом, предполагаются следующие процедуры на данном этапе:
1. Организация аренды (покупки) нового помещения, которая будет состоять из следующих действий:
2. Оборудование рабочих мест оргтехникой, мебелью, канцелярскими принадлежностями.
Без правильных и грамотно составленных должностных инструкций невозможно эффективное управление персоналом, поэтому на данном этапе предполагается составить две должностные инструкции для новых сотрудников. Основной смысл документа - в придании большей прозрачности трудовому процессу.
Предполагается рассмотреть и изучить нормативно-правовые источники (Конституцию РФ, Трудовой Кодекс, а также локальные нормативно-правовые акты работодателя). Также необходимо составить перечень квалификационных характеристик, предъявляемых к сотрудникам отдела кадров, круг должностных обязанностей и определить названия должностей. Предлагается определить две должности в отделе кадров: менеджер по персоналу и его помощник. Желательно, чтобы на должность менеджера по персоналу специалист с квалификацией «Управление персоналом». Определим перечень функциональных обязанностей специалистов по кадрам. В обязанности помощника будут входить следующие функции:
Таким образом, в функциональные обязанности помощника менеджера по персоналу входят вопросы ведения кадрового делопроизводства. В обязанности менеджера по персоналу будут входить следующие пункты:
Проект инструкций предполагается разработать одному из заместителей директора совместно с секретариатом. После согласования должностной инструкции с внештатным юрисконсультом, ее проверки на выполнение требований законодательства и охраны труда, она подписывается ее разработчиком (заместителем директора). После всех выполненных действий должностная инструкция вступает в законную силу.
Разработка мероприятий по формированию кадровой политики.
Напомним, что основной проблемой в изучаемой нами фирме является высокий уровень текучести кадров, что требует проведения необходимых мероприятий с целью усовершенствования кадровой политики. В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия – обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так как у нас уже создан отдел кадров на предыдущем этапе, то именно его сотрудники, совместно с заместителем директора по кадрам должны заняться разработкой кадровой политики.
Необходимо определить основные направления кадровой политики, составить бюджет реализации каждого направления, назначить ответственных за исполнения каждых из направлений, определить сроки реализации и начать внедрение разработанных мероприятий.
Мы предлагаем следующие мероприятия кадровой политики компании:
Для отбора претендентов на должность руководителя важно соискателю пройти пять этапов:
Для специалистов отделов отбор будет несколько упрощен:
Вторая процедура – адаптация новых сотрудников, она в себя включает:
1. Непосредственное знакомство с компанией.
Предлагается ввести на изучаемом предприятии институт наставничества. В течение первого трудового дня нового специалиста знакомят с самим предприятием. Его непосредственный наставник в этот день – менеджер по персоналу. Нового сотрудника он знакомит с подразделениями, поясняет новичку функции каждого подразделения и их взаимосвязь. На данном этапе важно показать человеку его место и значимость для компании, привить чувство ответственности. Сотруднику необходимо продемонстрировать работу компании. На второй день наставником нового сотрудника становится непосредственный руководитель подразделения, в котором человеку предстоит работать. С этого момента новичок проходит процесс адаптации на своем рабочем месте. Позже, в течение дня, ему подробно разъясняет наставник внутренний трудовой распорядок, нормы работы и коммуникации внутри коллектива, знакомит нового человека со всеми сотрудниками отдела.
2. Введение в специальность.
Поступив в распоряжение наставника, новый сотрудник начинает выполнять конкретные рабочие задачи под его руководством. Наставник привлекает новичка сначала к выполнению заданий, входящих в его непосредственные должностные обязанности, объясняет ему его ошибки, допущенные в процессе выполнения задания. Данные два этапа являются испытательным сроком, который сотрудник проходит в 1-3 месяцев.
В течение последующего месяца прикрепленный к данному сотруднику менеджер по персоналу наблюдает за новым сотрудником.
3. Мониторинг эффективности адаптации.
По истечению испытательного срока наставник в свободной форме пишет отчет об адаптации нового сотрудника, где отмечается отношение к работе нового сотрудника, оценивается уровень профессиональной компетенции, эффективность работы, интеллект, понятливость, надежность, взаимоотношения с коллегами по работе.