Разработка стратегии развития предприятия ООО М.Видео

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретическую основу разработки стратегии;
- провести стратегический анализ деятельности предприятия;
- определить видение, миссию и стратегические цели предприятия;
- разработать стратегию развития предприятия;
- оценить эффективность разработанной стратегии.
Объект исследования – торговое предприятие ООО «М.Видео»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ……6
1.1. Виды стратегического управления их характеристика ……6
1.2. Стратегии предприятия, их характеристика и
классификация …..12
1.3. Сущность стратегии развития предприятия ……………………………........20
1.4. Инструменты и методы формирования стратегии развития предприятия....22
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «М.ВИДЕО» …..31
2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия …..31
2.2. Видение, миссия и стратегические цели предприятия …..35
2.3. Стратегический анализ внешней среды предприятия …..38
2.3.1. Анализ макроокружения предприятия …..38
2.3.2. Анализ микроокружения предприятия …..46
2.4. Стратегический анализ внутренней среды предприятия …..53
2.5. Комплексный стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия …..58
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «М.ВИДЕО» …..63
3.1. Формирование стратегических альтернатив предприятия …..63
3.2. Разработка стратегии развития предприятия …..
3.3. Разработка мероприятий по реализации стратегии развития
предприятия………………………………………………………………. ………..65
3.4. Оценка эффективности и контроль за стратегии развития
предприятия …..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..74
Библиографический список …..75

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

     Единой  стратегии для всех предприятий  не существует. Каждое предприятие  даже одной отрасли уникально,  поэтому и определение его  стратегии также оригинально, так как зависит от позиции предприятия на рынке, его потенциала, динамики развития, поведения конкурентов, особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг, состояния экономики, социальной среды и многих других факторов. 
     Виды стратегий развития предприятия. В условиях растущего рынка у каждого предприятия потенциально существуют альтернативные стратегии, среди которых обычно выделяют:

- стратегию совершенствования деятельности;

- товарную экспансию – разработку новых или улучшение уже выпускаемых товаров;

- развитие рынка;

- диверсификацию.

    Стратегия совершенствования деятельности показывает направленность предприятия на существующие продукты и рынки. Эту стратегию называют методом экономии издержек или «улучшай то, что уже делаешь». Эта стратегия выбирается хозяйственными подразделениями предприятия, рынок продукции которых продолжает развиваться или еще ненасыщен. [22]

     Товарная экспансия - это стратегия предприятия на совершенствование выпускаемых товаров и разработки новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется, когда хозяйственное подразделение имеет ряд успешных моделей изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. Предприятие разрабатывает новые или модифицирует старые товары улучшенного качества и реализует их лояльно настроенным клиентам.

     Стратегия развитие рынков показывает направленность предприятия на создание новых рынков для выпускаемой уже достаточно долго продукции.

     Стратегия диверсификации применяется предприятием с целью избежать чрезмерной зависимости предприятия от одного хозяйствующего подразделения или одного ассортиментного набора продукции, а так же в том случае, если предприятие желает покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов и новых рынков. [8]

      Также выделяют следующие стратегии развития, а именно: стратегию роста; начальную стратегию; стратегию проникновения; стратегию ускорения роста; стратегию переходного периода; стратегию стабилизации и выживания.

 

 

1.4. Инструменты и методы формирования стратегии развития предприятия

 

Для разработки стратегии маркетинга предприятия  необходимо провести его всесторонний анализ. Комплексный анализ деятельности предприятия позволит принять правильные стратегические и управленческие решения  относительно дальнейшего направления развития предприятия.

При разработке стратегии проводится анализ внешней  и внутренней среды предприятия, его конкурентов и основных факторов, влияющих на его деятельность.

Основными инструментами  анализа являются матрица SWOT, PEST-анализ, модель 5 сил Портера [9].

Анализ проводится для всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и  угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного  обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

      В простейшей форме представления результатов SWOT-анализа перечисляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Благодаря своей концептуальной простоте SWOT стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Однако, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как « эксплуатационная характеристика продукта», «современное оборудование», «цены». Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

  • Маркетинг
  • Продукт
  • Ценообразование
  • Продвижение
  • Маркетинговая информация/разведка
  • Сервис/персонал
  • Распределение/дистрибьюторы
  • Торговые марки и позиционирование
  • Инжиниринг и разработка новых продуктов.
  • Ресурсы компании

Возможности и  угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они  могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды. Анализ среды, который к данному  моменту уже должен быть проведен, может послужить отличной отправной точкой для этой части SWOT-анализа. Основные элементы, которые нужно рассмотреть, включают в себя:

  • законодательные/регулирующие/политические силы;
  • общественные силы (культура);
  • технологические силы;
  • экономическая ситуация;
  • конкуренция.

Помощь в  формировании перечня возможностей и угроз предприятия оказывает PEST-анализ [10].

PEST Анализ это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST-анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

PEST-анализа используются для диагностики макросреды, это полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса.

PEST - анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, так как факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам, обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы.

Для простоты и удобства анализа все факторы принято  совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы. Примеры факторов, которые, как правило, рассматриваются в ходе анализа, приведены в таблице 2.

PEST - анализ позволяет оценить текущую рыночную позицию предприятия / проекта и перспективы изменения этой позиции, обеспечивает необходимой информацией для анализа рисков, разработки программы управления рисками, разработки программы развития продукта / услуги, а также для обоснования коммерческого успеха.

 

Таблица 2

Примеры факторов PEST-анализа

Политико-правовые факторы

Экономические факторы

  • Правительственная стабильность
  • Налоговая политика и законодательство
  • Антимонопольное законодательство
  • Природоохранное законодательство
  • Регулирование занятости населения
  • Внешне-экономическое законодательство (таможенная политика)
  • Деятельность профсоюзов и др. групп политического и экономического давления
  • Кредитная политика государства                      
  • Тенденции ВНП
  • Уровень инфляции
  • Доходы населения
  • Уровень безработицы
  • Курс национальной валюты
  • Процентные ставки
  • Контроль за заработной платой
  • Цены на энергоресурсы
  • Налоговые ставки

Социально-культурные факторы

Технологические факторы

  • Демографическая структура населения (численность, структурный состав)
  • Стиль жизни, обычаи, привычки, традиции
  • Социальная мобильность населения
  • Уровень образования
  • Изменения в базовых ценностях
  • Появление новых технологий
  • Появление новых продуктов
  • Значимые тенденции в области НИОКР
  • Новые патенты,  “ноу-хау”
  • Государственная политика в

 области  НТП


 

Формирование сильных  и слабых сторон предприятия осуществляется с помощью модели Портера [11].

Методикой выделяются пять сил, которые определяют уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса в конкретной отрасли.

Способность фирмы реализовать  и защитить свои конкурентные преимущества зависит от того, насколько успешно  она может противостоять давлению конкурентных сил, действующих на рынке.

1. Угроза появления  продуктов-заменителей. Наличие  продуктов-заменителей, склонность  потребителей к которым может  увеличиться вследствие повышения  цены (эластичность спроса). К характеристикам  относятся: склонность потребителей  к покупке продуктов-заменителей, сравнение цены и качеств продуктов-заменителей, стоимость переключения на продукт-заменитель для потребителя, уровень восприятия дифференциации продукта.

2. Угроза появления  новых игроков. Рынки, приносящие  высокую прибыль, привлекают новых игроков. В результате появляются многочисленные новые игроки, существенно снижающие прибыль. Если не предпринимать действий по блокированию или затруднению входа новых игроков, прибыль будет последовательно снижаться с ростом уровня конкуренции. Основные характеристики: наличие барьеров входа (лицензии, патенты, авторские права), необходимость затрат на дифференциацию продукта, стоимость бренда, стоимость переключения или невозвратные издержки, стартовые затраты для новых игроков, доступ к дистрибуции, преимущества в себестоимости.

3. Рыночная власть  поставщиков. Поставщики сырья,  компонентов, рабочей силы и  услуг могут влиять на деятельность  компании. Поставщики могут отказаться  работать с компанией или, например, установить чрезмерно высокие цены на уникальные ресурсы. Конкурентная сила характеризуется степенью дифференциации сырья и исходных материалов, наличием заменителей поставщиков, сравнением концентрации поставщиков и концентрации компании, угрозой интеграции вперед поставщиками может повлиять на возможность компании интеграции назад, сравнением стоимости сырья и исходных материалов и продажной цены продукта компании.

4. Рыночная власть  потребителей. Способность потребителей  влиять на компанию, а также  реакция чувствительности потребителя на изменение цены. К основным характеристикам этой силы относятся: концентрация потребителей к уровню концентрации компании, степень зависимости от существующих каналов дистрибуции, количество потребителей, доступность информации для потребителей, доступность существующих продуктов-заменителей, ценовая чувствительность потребителей, отличительные преимущества продуктов компании (уникальность).

5. Уровень конкурентной  борьбы. Для большинства отраслей, это определяющий фактор, влияющий  на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге и т.д. Характеристики: количество конкурентов, уровень роста рынка, критерии насыщения рынка, барьеры выхода из отрасли, отличительные черты конкурентов, уровень затрат конкурентов на рекламу.

Рассмотренные модели позволяют  провести полноценный SWOT-анализ. Результаты проведенного анализа являются фундаментом  для выбора и формирования стратегии концентрированного роста предприятия.

Формулирование стратегии развития предприятия предполагает соединение в единое целое различных мероприятий и видов деятельности, обеспечивающее продвижение. Менеджер, осуществляющий такое планирование, должен подобрать такое их сочетание, которое позволит реализовать цели продвижения, преследуемые организацией. В очень редких случаях это будет единственное мероприятие; обычно более эффективным бывает сочетание различных мероприятий. Но и при использовании нескольких инструментов продвижения всегда какой-то один должен получать приоритет.

     К методологическим аспектам разработки стратегии развития предприятия относятся:

1) Разработка и анализ стратегических альтернатив.

В целом, процесс разработки стратегии можно разделить на две логических части - анализ стратегических альтернатив развития компании и, собственно, разработка стратегии - плана реализации выбранной альтернативы. Часто под разработкой стратегии подразумевают второй этап работ. На наш взгляд, не менее важным является первая часть - анализ альтернатив, в ходе которой происходит выбор, по-крупному, одного из возможных направлений развития, обсуждение разных точек зрения и согласование позиций вокруг наиболее приемлемого для заинтересованных сторон варианта.

Принципиальное отличие  этой части от разработки заключается в том, что, несмотря на предшествующий глубокий и детальный анализ, альтернативы формулируются на укрупненном уровне, затрагивая лишь концептуальные, наиболее сложные и спорные вопросы развития компании. Это позволяет сфокусировать анализ альтернатив на вопросах, имеющих действительно стратегическое значение и избежать излишних дискуссий и споров по частным вопросам. Только определившись и согласовав позиции в целом, можно приступать к разработке плана конкретных действий и функциональных стратегий.

2) Изучение опыта и устройства бизнеса за рубежом.

    Практически на всех этапах разработки стратегии - от прогнозирования спроса до разработки функциональных стратегий - одним из ключевых методов должно быть изучение устройства бизнеса за рубежом и опыта зарубежных компаний ("метод аналогов"). Уделяя большое внимание изучению зарубежного опыта, нужно исходить из следующих предпосылок:

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия ООО М.Видео