Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка плана мероприятий, предложений, направленных на достижение стратегий развития предприятия в современных условиях хозяйствования.
Для осуществления цели, поставленной в работе необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы стратегического управления, а именно изучить сущность стратегического управления и его ключевые понятия;
2) рассмотреть порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия;
3) исследовать анализ факторного воздействия внешнего окружения на ООО «О'КЕЙ»;
4) исследовать анализ внутренней среды ООО «О'КЕЙ»;
5) разработать и оценить варианты решения по определению предпочтительного направления развития ООО «О'КЕЙ»;
6) составить план работ и организации его выполнения.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления.......................5
1.1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия.......5
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия...........................................................................................................20
Глава 2. Анализ технико-экономических данных ООО «О’КЕЙ»...................30
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на ООО «О’КЕЙ».................................................................................................................30
2.2. Анализ внутренней среды ООО «О’КЕЙ»...........................................41
Глава 3. Выбор и обоснование стратегий развития ООО «О’КЕЙ»................49
3.1. Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития ООО «О’КЕЙ».............................49
3.2. Составления плана работ и организации его выполнения...........58
Заключение.............................................................................................................61
Библиография.........................................................................................................64

Файлы: 1 файл

menedzhment_Luchnikova.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университете кино и телевидения»

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Разработка стратегии и развития предприятия»

 

Выполнила:

Студент 944 группы

3 курса ФаУ

Лучникова А.Н

Проверил:

Ассистент кафедры  УЭСП

Смирнов К.Б.

 

 

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы стратегического  управления.......................5

1.1. Сущность стратегического  управления и его ключевые понятия.......5

1.2. Порядок разработки и реализации  стратегии развития предприятия...........................................................................................................20

Глава 2. Анализ технико-экономических  данных ООО «О’КЕЙ»...................30

2.1. Анализ факторного  воздействия внешнего окружения  на ООО «О’КЕЙ».................................................................................................................30

2.2. Анализ внутренней среды ООО  «О’КЕЙ»...........................................41

Глава 3. Выбор и обоснование  стратегий развития ООО «О’КЕЙ»................49

3.1. Разработка и оценка  вариантов решения по определению  предпочтительного  направления  развития ООО «О’КЕЙ».............................49

3.2. Составления плана работ и  организации его выполнения...........58

Заключение.............................................................................................................61

Библиография.........................................................................................................64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы: «Разработка  стратегии и развития предприятия» является актуальной в настоящее  время, поскольку именно стратегия поведения в последние годы дает возможность предприятиям выживать в условиях возросшей конкуренции. Стратегия развития предприятия важна как для анализа внутреннего состояния компании, так и для того чтобы успевать перестраиваться в изменяющихся внешних условиях. Все эти факторы дадут толчок к тому, что компании останутся «на плаву».

Многие предприятия  в прошлом могли успешно развиваться, учитывая в основном только ежедневную работу, направленную на внутренние проблемы, которые связанны с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время ещё исключительно важным становится реализация такого управления, которое обеспечит адаптацию предприятию к быстро изменяющейся окружающей среде.

К резкому увеличению значимости стратегического управления привели ряд факторов: во-первых, появились новые запросы потребителя, во-вторых, возросла конкуренция за ресурсы, в-третьих, бизнес стал интернациональным, появились новые возможности для бизнеса, в-четвертых, стали развиваться информационные сети, что послужило толчком к распространению в получении информации, стали повсеместно доступны современные технологии, в-пятых, изменилось отношение к человеческим ресурсам.

Итак, разработка  стратегических   планов  развития в настоящее время  является  актуальной.

Розничная торговля - одна из самых планомерно и быстро развивающихся и перспективных сфер бизнеса. Преимущества отрасли розничной торговли очевидны. Независимо от того, как в стране изменяются экономические и политические процессы, не исчезает потребность человека в продуктах питания и товарах первой необходимости.

Группа компаний «О’КЕЙ»  занимает лидирующие позиции в розничном  бизнесе Санкт-Петербурга. Повторение успеха в Санкт-Петербурге в других регионах России лежит в основе стратегии  развития «О’КЕЙ». Компания присутствует в 18 российских городах и стремится укрепить уже существующие позиции, уделяя особое внимание Москве и Уралу.

Целью курсовой работы является разработка плана мероприятий, предложений, направленных на достижение стратегий развития предприятия в современных условиях хозяйствования.

Для осуществления цели, поставленной в работе необходимо  решить следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы стратегического управления, а именно изучить сущность стратегического управления и его ключевые понятия;

2)  рассмотреть порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия;

3) исследовать анализ  факторного воздействия внешнего  окружения на ООО «О'КЕЙ»;

4)  исследовать анализ внутренней среды ООО «О'КЕЙ»;

5) разработать и оценить варианты решения по определению предпочтительного  направления развития ООО «О'КЕЙ»;

6) составить план работ и организации его выполнения.

Объектом  исследования является ООО «О'КЕЙ», которое оказывает торговые услуги.

Предмет исследования – деятельность высшего руководства, направленная на поиск решений, которые помогут организации выжить в условиях возросшей конкуренции.

 

Глава 1. Теоретические  основы стратегического управления

1.1. Сущность  стратегического управления и  его ключевые понятия

Прежде чем понять сущность стратегического управления необходимо разобраться в понятии стратегия.

Существует два противоположных  взгляда на понимание стратегии. 

Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с централизованной плановой экономикой. При таком понимании стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана [1, стр. 87].

Такой подход, бесспорно, основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде  процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна даже для плановой экономики. Тем более она совершенно неверна в экономике рыночной. Более того, развитие рыночных экономических систем в последние десятилетия говорит о том, что скорость процессов изменения среды, а также величина дополнительных возможностей, которые заключены в этих изменениях, постоянно возрастают. Поэтому и стратегия поведения организации в рыночной экономике должна в первую очередь нести в себе возможность получения преимуществ от изменений [1, стр. 88].

При   втором   понимании стратегии, которое и используется в стратегическом управлении, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Такое понимание стратегии исключает  детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя  направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование, в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей [1, стр. 88].

Примером стратегии первого  типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько  и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько и чего будет производиться в конечный период.

Примерами стратегий второго типа, т.е. тех, с которыми имеет дело стратегическое управление, могут служить следующие  стратегии:

• увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены;

• начать производство определенного продукта при одновременном сокращении производства другого продукта;

• проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом;

•осуществить переход на групповую форму организации труда [1, стр. 88-89].

Термин «стратегическое управление»  был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения [1, стр. 29].

Можно указать на несколько определений, которые были предложены авторитетными  разработчиками теории стратегического управления.

Исследователи Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».

Исследователь Хиггенс считал, что «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением». Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации» [1, стр. 29].

По нашему мнению, под стратегическим управлением следует понимать деятельность высшего руководства, которая направлена на поиск таких решений, которые помогут организации выжить в быстро изменяющейся окружающей среде в условиях возросшей  конкуренции, и при этом, каждый участник конкурентной борьбы старается сделать всё возможное, чтобы победить.

Для того чтобы дать развернутое  определение стратегического управления, сравним это управление с преимущественно оперативным (назовем его обычным управлением), в основном практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Сравнение оперативного и стратегического управления [1, стр. 31]

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое  управление

Миссия, предназначение

Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации.

Выживание организации  в долгосрочной перспективе посредством  установления динамичного баланса  с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск путей более  эффективного использования ресурсов.

Взгляд вовне  организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.

Учет фактора  времени

Ориентация  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу.

Ориентация  на долгосрочную перспективу.

Основа построения системы управления

Функции и организационные  структуры, процедуры, техника и  технология.

Люди, системы информационного обеспечения, рынок.

Подход к  управлению персоналом

Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и  функций.

Взгляд на работников как на основу организации, ее главную  ценность и источник ее благополучия.

Критерии эффективности  управления

Прибыльность  и рациональность использование  производственного потенциала.

Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения.




Обобщая рассмотренные особенности стратегического управления и приведенные определения, будем понимать стратегическое управление следующим образом.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия